Содержание
-
Технология работы с текстом для написания сочинения-рассуждения.
-
Памятка.
1. Прочитать текст ВНИМАТЕЛЬНО, определить стиль текста, тип речи. 2. Сформулировать проблему, поставленную в тексте. 3.Прокомментировать проблему. 4. Сформулировать позицию автора. 5.Выразить свою позицию по отношению к точке зрения автора, аргументировать свое мнение. 6. Проверить написанное, исправить ошибки.
-
Шаг 1.
Чтение текста; Определение стиля текста, типа речи.
-
Особенности текста публицистического стиля:
автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, поэтому слово эмоционально; автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя; даются прямые оценки явлениям и событиям; проблему определить легко; позиция автора отражается открыто.
-
Особенности художественного стиля.
исследуется и анализируются общие проблемы на конкретных, индивидуальных примерах; не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям; трудно выяснить проблему; позиция автора часто не выражается четко; можно определить типы речи: описание, рассуждение, повествование. Если описание, можно использовать слова: описывает, рисует …;
-
Рассуждение.
Рассуждает о том…; размышляет …; анализирует; выдвигает…; поднимает… Можно привести цитату из текста.
-
Повествование.
Повествует …; рассказывает…; формулирует…; затрагивает…; рассматривает…; делится… .
-
Запомнить: В одних текстах проблемы только поставлены; В других – уже дано их решение; В третьих – автор мучительно размышляет над существующими проблемами.
-
Шаг 2.
поиск и выделение информации ; анализ информации; установление логической цепи рассуждений; формулирование проблемы.
-
Выяснить:
О чем пишет автор, что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте? – тема, микротемы. Что его тревожит, над чем он размышляет? – проблема(ы) текста. Какими мыслями, чувствами он хочет поделиться с читателем? В чем он хочет его убедить, от чего предостеречь, чему научить, на что обратить внимание, к чему призвать? – позиция автора. Какова роль синтаксических и лексических языковых средств в создании текста, выражении авторской позиции?
-
Шаг 2- второй вариант.
Текст разбить на абзацы. Напротив каждого абзаца кратко сформулировать его основную мысль. Выбрать самые главные вопросы, рассматриваемые автором. Обратить внимание на задание 20.
-
Шаг 3.
Комментарий к проблеме – это замечания по поводу сформулированной проблемы. В данном критерии мы освещаем актуальность основной проблемы, столкновение различных мнений по данному вопросу, опираемся на прочитанный текст. “Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор”
-
Советы:
перечитайте центральные части текста, где автор размышляет и приводит свои аргументы; подчеркните, с кем спорит или соглашается автор, какие примеры он приводит.; какими мыслями, чувствами он хочет поделиться? новая эта проблема или одна из «вечных», что послужило причиной ее возникновения используйте слова: «автор подводит читателя (нас) к мысли…», «автор, по – моему, убежден, что…», «автора волнует отношение …».
-
Шаг 4.
Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вопрос. Обратите внимание на первый или последний абзац, или последние несколько предложений. В чем он хочет убедить , от чего предостеречь, чему научить, на что обратить внимание, к чему призвать хочет?
-
Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Мы должны увидеть, как сам автор отвечает на данный вопрос и продемонстрировать умение работать с текстом. “Голая” ссылка на цитату не допустима – мы должны проанализировать позицию автора
-
Шаг 5. Аргументация собственной позиции
Должны убедить в том, что ваша позиция доказательна. Аргументы могут быть “за” и “против”. К аргументам автора здесь нельзя обращаться. Только дать свою оценку по данной проблеме. Какие примеры из литературных текстов вы могли бы привести, чтобы подтвердить свою мысль?
-
Шаг 6. Заключение.
Должна утверждать цельность сочинения; Надо ещё раз подчеркнуть ту мысль, которая избрана автором как главная. Обобщите написанное кратко и лаконично.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.