Содержание
-
«Ума палата».
Что можно узнать из фразеологического словаря? (мини-исследование) Учитель: Веретельникова И.В.
-
Введение.
Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. А. Франс. Русский язык не стоит на месте в своём развитии. Некоторые слова отмирают вместе с понятиями, ставшими нам ненужными. Некоторые рождаются. А фиксируют всё это словари. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».
-
Фразеологический словарь
Русские словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие «азбуковники» толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания Сейчас очень много словарей. Один из них – это «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова. С его помощью можно узнать яркие образные выражения русского языка – фразеологизмы, которые многие века создавались в народе. Он интересен людям любых профессий. О человеке кротком, безобидном говорят, что он мухи не обидит. В словаре фразеологизмов, как и в любом другом, есть словарная статья, которая включает в себя заголовочное слово, грамматические и стилистические пометы, толкование фразеологизма, иллюстративный материал, справочную часть, в которой часто даётся этимология некоторых фразеологизмов. В словаре максимально использованы пометы.
-
Продолжение
Это особенно важно, так как фразеологизмы чаще всего наделены оценочным значением , яркой эмоциональной окраской. Фразеологизмы характеризуются целой гаммой помет: выражение «разговорное», «просторечное», «книжное», «шутливое», «ироническое», «одобрительное» и так далее. Например: бабушкины сказки (разг.), без задних ног лежать (прост.), белены объелся (груб.-прост., неодобр.). Во фразеологическом словаре В. П. Жукова большое внимание уделено историко-этимологическим сведениям. Так, все семь фразеологизмов, помещённых в словаре на букву А, снабжены интересными историческими (этимологическими) справками : авгиевы конюшни, альфа и омега, аннибалова клятва, аредовы веки, ариаднина нить, аршин с шапкой, ахиллесова пята. Например, авгиевы конюшни – из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, т. е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес
-
Очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. Этот фразеологизм означает : очень загрязнённое место и крайний беспорядок в делах.
Заключение Речь человека, владеющего фразеологией, не только образна и выразительна, но строится быстрее и легче: фразеология облегчает конструирование предложений, обогащает речь. Без знания фразеологии невозможно овладеть образной речью. И по сей день современные учёные ведут огромную работу, выявляя всё новые и новые слова, определяя и уточняя их лексическое значение, разъясняя значения фразеологизмов. Умелое использование фразеологизмов сделает нашу речь меткой, яркой и выразительной. Без словарей сегодня просто никуда не денешься.
-
Результаты исследования
Это была увлекательная и интересная работа. Шаг за шагом мы окунались с головойв чудесный мир фразеологизмов. В результате проделанной работы пришли к выводу, что знакомство с фразеологическими словарями повышает нашу культуру речи, формирует эстетический вкус, приобщает к историческому и духовному опыту народа, воспитывает любовь к языку. Знакомясь с фразеологическими словарями, мы формировали свои лингвистические и речевые умения и навыки. Мы расширили и углубили языковые знания, повысили общую и языковую культуру
-
Литература
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1984. 2. Зимин В. И. Краткий фразеологический словарь. – М.: Просвещение, 1968. 3. Кохтев Н. Н. Русская фразеология. – М.: Русский язык, 2006. 4. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976. 5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1994.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.