Презентация на тему "Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"" 5 класс

Презентация: Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"" по русскому языку. Состоит из 16 слайдов. Размер файла 0.84 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Урок по теме: "Слово и его лексическое значение"
    Слайд 1

    Тема урока:

    «Слово и его лексическое значение»

  • Слайд 2

    Цель урока:

    Познакомить учащихся со словом как единицей языка; Информировать учащихся о важности расширения словарного запаса; Учить пользоваться толковым словарем.

  • Слайд 3

    «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского?

  • Слайд 4

    Много ли слов в русском языке?

    150 000 слов современного русского языка. 20 000 слов имеют диалекты. 30 000 иностранных слов. 5 000 новых слов. 10 000 научных терминов. 30 000 утраченных и позабытых слов. 25 000 собственных имён и прозвищ.

  • Слайд 5

    Лексика (от греч. Lexicos – относящийся к слову) – все слова языка. Лексикон – словарный запас одного человека.

  • Слайд 6

    В русском языке насчитывается примерно 500 тысяч слов. Наиболее употребительными являются 2000-2500 слов.Словарный запас современного выпускника средней школы - от 1500 до 4000 слов. Человек с высшим образованием имеет в своем активе около 8000 слов. 

  • Слайд 7

    Работа с учебником. Упражнение 326.Сравните два текста: первый - отрывок из рассказа писателя Б. Ямпольского, второй - изложение ученика. Посчитайте количество слов в обоих описаниях. Какое из них ярче, богаче? В каком тексте автору удаётся передать своё отношение к этому удивительному чуду природы?

    I. Как печален бессмертник, бледный, без единой кровинки, жёсткий, сухой. Он шуршит под ветром, словно вырезан из пергамента. Он скорее говорит о белой зиме, чем о лете..  Бессмертник — особенный цветок. Он сухой, бледный. Он напоминает мне, что скоро наступит зима.

  • Слайд 8

    Как обогащать свой словарный запас?3 правила.

  • Слайд 9

    Основные понятия.

    Лексикология– это раздел науки о языке, изучающий лексику. Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово. Лексическое значение разъясняется в толковом словаре. Слова в толковых словарях располагаются по алфавиту.

  • Слайд 10

    «Лексис» Лаврентия Зизания 1596год – 1061слово Памва Беренда 1627год – 7000 слов. Конец XVlll века – «Словарь Академии Российской» - 42 257 слов. Второе издание 1806 года – 51 388 слов. «Толковый словарь» Даля 1863 год – 200 000 слов. Словари

  • Слайд 11

    Толковый словарь С.Ожегова.

    Толковый словарь русского языка содержит 80 000 слов и фразеологических выражений (считая заголовочные слова, производные слова) и идиом. Слова и фразеологизмы, включенные в толковый словарь, относятся к общелитературной русской лексике, а также к взаимодействующим с ней специальным сферам языка; в толковом словаре широко представлены также просторечия русского языка, употребительные в литературе и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения слова, если оно многозначно, примеры употребления в литературной и разговорной речи, сведения о сочетаемости, грамматические характеристики слова. Словарная статья в словаре С.Ожегова сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны.

  • Слайд 12

    Работа с толковым словарем учебника.

    Багровый, -ая, -ое. Густо-красный, кровавого цвета. Дым багровый кругами всходит к небесам. (А. Пушкин) Из этой словарной статьи мы узнали, что багровый - значит густо-красный, кровавого цвета, что ударение в слове падает на второй слог, что в именительном падеже единственного числа это прилагательное имеет безударные окончания: в мужском роде — -ый, в женском — -ая (багровая), в среднем — -ое (багровое). В статье также дан пример употребления слова. Упражнение 328. Поземка – Изморозь – Пурга – Упражнение 331.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Отгадайте загадки.Что в загадках помогает узнать ответ?

    1. На стеблях белеют чашки, а в них нитки да рубашки. (Хлопок) 2. Его рубашка лучшая, вся она колючая, кто в руки возьмет, тот беды наживет. (Ёж)

  • Слайд 15

    Лексическая сочетаемость.

    Слово всегда связано в речи с другими словами. Возможность соединяться с другими словами называется лексической сочетаемостью слова. Одни слова вступают в связь с другими словами относительно свободно, практически без всяких ограничений. Так, слово голова может сочетаться с большим количеством прилагательных (большая, круглая, седая и др.). Следовательно, можно говорить о свободной лексической сочетаемости данного слова. Наряду со словами, имеющими свободную лексическую сочетаемость, в русском языке есть слова, употребление которых является несвободным. Упражнение 335. Незабудка

  • Слайд 16

    Домашнее задание.

    Выучить записи в конспектах. Упражнение 336.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке