Содержание
-
Урок русского языка
-
Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
-
Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...
-
посветить посвятить примирять примерять поласкать полоскать
-
Слово и его лексическое значение
-
Цели и задачи урока:
узнать, что такое лексическое значение слова понять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря расширять свой словарный запас.
-
Эпиграф урока:
Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский
-
ЛЕКСИКА
(греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.
-
Сколько слов в русском языке?
В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000).
-
Словарное богатство языка неисчерпаемо. Русский язык таит в себе такие возможности, которые позволяют говорящим на нем создавать новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.
-
СловарьВильяма Шекспира, по подсчету исследователей , составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо - Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно общалась тридцатью. (И.Ильф, Е.Петров «12стульев»)
Лексика. Словарный состав языка.
-
-слово называет понятия, предметы, признаки, действия; -слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова); -слово имеет лексическое и грамматическое значение; -лексикология – раздел науки, изучающий лексику.
-
Предметы Признаки Действия
См…шной, бл…днеть, пощ…дить, сл…варь, г…р…зонт, ст…р…жить, радос…ный, тр…щит, нев…димка, ж…вописный, ш…лковый, бры…жет, м…н…лог.
-
Монолог Сказка Летопись Басня Фонетика Алфавит
-
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. УвазилаБутявку и глаголит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушатаприсяпали и Бутявкустрямкали. И подавинились. А Калуша глаголит: - Оее! Оее! Бутявка-тонекузявая! КалушатаБутявкувычучили. Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша глаголиткалушатам: - Калушаточки! Не трямкайтебутявок, бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые. От бутявокподавинятся.
-
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная!Цыплята божью коровку выплюнули.Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.А курица говорит цыплятам:- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.
-
Лексическое значение индивидуально, а одно и то же грамматическое значение может быть у многих слов (групп слов).
-
слово предметы признаки действия лексическое значение буквы и звуки лексика лексикология словарный состав
-
Синквейн
Лексика Богатая, активная Наследует, используется, изменяется Богатство русского языка проявляется в лексике Словарный состав
-
Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным …
-
Домашнее задание
Прочитать §55 «Слово и его лексическое значение» Стр.219 упр.313 Найти и записать 5-7 пословиц или поговорок о слове, о богатстве русского языка.
-
Спасибо за урок!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.