Содержание
-
Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения.
2014
-
Цели урока
Учебные: 1. Отработка знаний учащихся о видах тем сочинений, понятии тезиса, способах аргументации. 2. Выявление роли разных частей речи в теме и тезисе в качестве ключевых слов. Воспитательные: 1.Формирование нравственных качеств, умения выразить свою позицию. 2. Воспитание чуткости к слову, уважения к родному языку.
-
Задачи урока
- Отрабатывать навык анализа вида темы, формулировать тезис; -продолжить работу над развитием речи учащихся;
-
Диагностика
Сформулируйте тезисы по предложенным темам: 1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова 2. Война и детские судьбы… 3. Истоки безответственного отношения человека к природе. 4. Роль семьи в жизни ребенка. 5. Совесть человека.
-
Тезисы по предложенным темам 1. Втворчестве М.Ю.Лермонтова ярко раскрывается тема патриотизма. 2. Война калечит детские судьбы… 3. Истоки безответственного отношения человека к природе кроются в отсутствии нравственности . 4. Роль семьи в жизни ребенка велика. 5. Совестьчеловекапомогает оценить человеку свое поведение с точки зрения моральных ценностей. (сделать выбор)
-
Алгоритм работы над формулировкой тезиса
1. Понять, о чём нужно писать в каждой из предложенных тем. 2. Выбрать одну из тем, по которой есть что сказать, т.е. «знаю содержание текстов и могу привести их в качестве аргумента». 3. Сформулировать тезис
-
Шаг I.1. Выбор темы. Анализ тем.
Определяю, вид темы, которую выбрал: 1. тема – понятие, 2. тема – вопрос, 3. тема – суждение или 4. тема в виде цитаты
-
Шаг II. 1. Определение типа темы.
Тип формулировки Тема-вопрос Тема-суждение «П» Все виды предложений. Метафоричность Слово или словосочетание Вопросительное слово или частица ЛИ Простое предложение (есть подл. и сказ.) Тема-понятие Тема– цитата
-
Шаг II. 1. Правило триединства тезиса
1 2 3
-
Шаг II. 1. Формулировка тезиса по виду ТЕМА - ПОНЯТИЕ
-
Памятка 1. Найди в теме имя сущ. в Им. пад. 2. Определи, о ком или о чём надо писать конкретно Например, детство – о детях ,человечность –о человеческих отношениях, милосердие – о бескорыстной помощи 3. Подбери к сущ. в Им.пад. сказуемое оценочного содержания (глагол, существительное, прилагательное, причастие, краткие формы прил. и прич.) Например, Война влияет на судьбы людей. Война - это зло. Война разрушительна. 4. Помни: от того, какое сказуемое ты подберешь, будет зависеть направление мысли в рассуждении по теме.
-
Шаг II.2. Формулировка тезиса.ТЕМА - ВОПРОС
Памятка 1. Найди подлежащее и сказуемое в вопросе. 2. В тезисе подлежащее поставь на 1 место, сказуемое – на второе. Например, На чем строятся взаимоотношения в семье? – Взаимоотношения строятся… Сущ. В Им.пад. + Различные ч. р. Ответ на вопросительное слово
-
3.Найди вопросительное слово в теме, перенеси ответ на него в конец тезиса (ответ должен соответствовать по структуре этому вопросительному слову) Например, На чем строятся взаимоотношения в семье? – Взаимоотношения строятся на доверии. 4 Если в вопросе есть частица ли, то ответ на вопрос должен быть без частицы ли. Утвердительный! Не забудь переставить подлежащее на 1 место. Например, Есть ли смысл в самопожертвовании? – Смысл в самопожертвовании есть.
-
Шаг II.3. Формулировка тезиса.ТЕМА - ЦИТАТА
3.Если нет подлежащего, выраженного им. сущ.,то задай вопрос, кто может совершать действие (ЧЕЛОВЕК, ЛЮДИ). Произведи замены. Патриотизм – патриот, героизм – герой и т. д. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой) – Человек поверит в добро, если начнёт делать его. – Люди поверят в добро, если начнут делать его. 4. Лучше всего тезис формулировать в виде СПП, где слово ЧЕЛОВЕК будет находиться в главном предложении. «Надо жить, надо любить, надо верить» Человек живёт, если любит и верит.
-
Шаг II.3. Формулировка тезиса.ТЕМА - СУЖДЕНИЕ
Памятка 1. Найди в теме подлежащее и сказуемое (сказуемое может быть выражено глаголом, существительным, прилагательным, причастием, краткой формой прилагательного и причастия) 2. Определи, в прямом или в переносном значении употреблены оба главных члена. 3. Сформулируй тезис так, чтобы главные члены были употреблены в прямом значении. 4. Помни: сказуемое уже определит направление мысли.
-
Шаг II.4. Формулировка тезиса.ТЕМА - ЦИТАТА
Памятка 1. Найти имя существительное в прямом значении в Им. пад. (может быть и в косвенном). Если в косвенном, то поствить в форму Им. пад. 2. Найти все сказуемые (цитатами часто бываю сложные предложения, предложения с однородными членами), перевести в прямое значение оба сказуемых. «Цитата» ЧЕЛОВЕК ЛЮДИ Глагол (однокоренной + к любому слову в цитате)
-
3.Если нет подлежащего, выраженного им. сущ.,то задай вопрос, кто может совершать действие (ЧЕЛОВЕК, ЛЮДИ). Произведи замены. Патриотизм – патриот, героизм – герой и т. д. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой) – Человек поверит в добро, если начнёт делать его. – Люди поверят в добро, если начнут делать его. 4. Лучше всего тезис формулировать в виде СПП, где слово ЧЕЛОВЕК будет находиться в главном предложении. «Надо жить, надо любить, надо верить» Человек живёт, если любит и верит.
-
Логические связки при переводе цитат в тезис Причина – следствие почему что из этого следует? потому что поэтому «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А.Добролюбов) Человек познает истину и счастье, потому что страдает и ошибается. Человек страдает и ошибается, поэтому счастлив и знает цену истины
-
2. Условие – время При каком условии когда если когда «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А.Добролюбов) Есличеловек страдал и ошибался, то он знает цену истины и счастья. Когда человек страдает и ошибается, он познает цену истины и счастья.
-
3. Уступка – цель Несмотря на что с какой целью, зачем Хотя чтобы, для того чтобы Несмотря на то что «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А.Добролюбов) Несмотря на то что человек страдает и ошибается, он познал цену истины и счастья. Для того чтобы познать цену истины и счастья, человек должен страдать и ошибаться.
-
4. Противопоставление Однако, но «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А.Добролюбов) Человек страдает и ошибается, но при этом узнает цену истины и счастья. 5. Пояснение. а именно Человек счастлив, страдая и ошибаясь: он познаёт цену истины. (а именно)
-
ШагIII. Обдумать вступление
Своеобразный ввод в тему. Это может быть - высказывание своего взгляда на тему (Я); - вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; - обоснование причин обращения к этой теме (проблема); эмоциональный ввод в тему сочинения(оценочная лексика); - ряд вопросов: Почему? Зачем? Как? Что? Что значит?
-
- эмоциональный ввод в тему сочинения(оценочная лексика); - использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю или читателю; - проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы (из словаря, моё понимание); - проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи) и т.д.
-
Шаг IV. Подобрать аргументы
1. Ваша позиция аргументируется на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору 2. Примеры из художественной литературы должны подтверждать тезис, раскрывать вашу позицию по проблеме , должны быть оформлены (название произведения, фамилия автора, анализ эпизода, а не просто пересказ)
-
Это может быть: - обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю логическую схему сочинения, записанный на черновике, тезис во вступлении, и, не повторяя высказанные мысли. - При этом не забываю, что тезис перестраиваю, переводя подлежащее в дополнение. Например, Тезис во вступлении - Человекживёт, если любит и верит. В заключении: Любовь и вера помогают человеку жить. Шаг V. Обдумать заключение
-
Шаг V. Обдумать заключение
- возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»). - взгляд вперёд. Можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится). Хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
-
- обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. - обращение к оригинальной цитате
-
Шаг VI. Написание черновика . Проверка на соответствие критериям.
1. Пишу сочинение на черновике, разделяя текст на 4 или 5 абзацев. 2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 слов, рекомендованное количество - 350 слов). 3. Перечитываю сочинение, проверяя речевые нормы и нормы грамотности , пользуясь орфографическим словарем. ( 5 критерий в предложенном к обсуждению списке - “Грамотность”. Выпускник, допустивший пять ошибок на 100 слов, получает оценку “незачет”). 4. Соотнося с критериями оценивания, отвечаю на следующие вопросы: - Правильно ли понята тема? - Соответствует ли сочинение теме?
-
Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта) - Соответствует ли аргумент тезису? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта) Соблюдены ли правила построения сочинения? - Не нарушена ли пропорциональность частей? - Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, логичны ли эти переходы? - Есть ли выводы, завершающие части сочинения и работу в целом? - Связано ли заключение с вступлением?(Это критерий 3)
-
Шаг VII. Написание чистовика. Проверка грамотности.
Сочинение переписываю с черновика внимательно Пишу чётко и разборчиво Соблюдаю правило «Красной строки» Не делаю исправлений, не пользуюсь «штрихом»
-
Практикум
Выберите тему, сформулируйте тезис по предложенной теме, подберите произведение для аргументации. 1 вариант: 1. Роль природы в художественных произведениях. 2. «Все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему» (Л.Н.Толстой) 3. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя? 2 вариант: 1. Тема «лишнего человека» в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Героизм и предательство в годы войны. 3. «Честь дороже жизни». (Ф.Шиллер)
-
Рефлексия
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Урок дал мне для жизни…
-
РЕКОМЕНДАЦИИ
Адрес сайта: Методические рекомендации http//:ege.edu.ru, fipi.ru n-belyaeva@yandex.ru (презентация) Сайт: сочинение.11.рф
-
ИТОГ
ИНТЕНСИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ОБЩАЯ ГОТОВНОСТЬ К СОЧИНЕНИЮ
-
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.