Содержание
-
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
-
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЕ 1 – КОЛИЧЕСТВО СЛОВ (НЕ МЕНЕЕ 250, РЕКОМЕНД. 350) ТРЕБОВАНИЕ 2 – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
-
Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
-
КАК ПИСАТЬ?
Шаг I. Выбор темы. ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ. Я МОГУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (РАСКРЫТЬ ТЕМУ)?– ВЫДВИНУТЬ ТЕЗИСЫ СОЧИНЕНИЯ (К1). ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС. ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ – ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? Я МОГУ ПОДОБРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДОКАЗАТЬ МОЮ ПРАВОТУ (К2)?
-
1. Задать себе вопросы: — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем) — На каком материале можно раскрыть данные темы? — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? 2. Выбрать одну из предложенных тем. При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала. СОВЕТ: на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения.
-
Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме. 2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
-
Напишите план
а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное. б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала. в) Заключение (озаглавьте его!) Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?
-
Шаг 3. Пишу сочинение.
Выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков) НАЧАТЬ ПИСАТЬ С ОСНОВНОЙ ЧАСТИ!!! ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ «ЗАДАЕТ» ТЕМА СОЧИНЕНИЯ. ПОДТВЕРДИТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПРИМЕРАМИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
-
СОВЕТЫ
1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно ЭКСПЕРТУ, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе. 2. Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)? 3. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?.
-
4. Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма – «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.). 5. Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»). 6. В чем, по-вашему, особенности композиции? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие. 7. Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер). 8. Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее? 9. Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?
-
10. Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста. 11. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев. 12. Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и повторов.
-
Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть: — высказывание своего взгляда на проблему; — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; — обоснование причин обращения к этой теме; — эмоционально ввод в тему сочинения; — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю); — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы; — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи); — оформление вступления в виде вопросов
-
Обдумать заключение. Это может быть так: — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений. — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится). — обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. — обращение к оригинальной цитате.
-
Шаг 4. Тактика ПРОВЕРКИ сочинения 1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (рекомендованное количество - 350 слов). Максимальное количество слов не устанавливается). 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чегоотвечаю на следующие вопросы: Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован литезис? Я ОТВЕТИЛ(А) НА ВОПРОС? КАК ТО, ЧТО Я НАПИСАЛ(А), ОТНОСИТСЯ К ТЕМЕ СОЧИНЕНИЯ? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта) Приведены ли аргументы из художественных произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)
-
Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой,логичны ли эти переходы? Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Этокритерий 3) Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4) Насколько грамотно написана работа? ВСЕ ЛИ СЛОВА ПРОВЕРИЛ(А) С ПОМОЩЬЮ ОРФОГРАФИЧ.СЛОВАРЯ? (Это критерий 5)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.