Содержание
-
Подготовка к егэ
-
В каком слове верно выделена буква, обозначающаяударный гласный звук?
Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.
-
Проверим:
леднИк (в горах) — лЕдник (погреб); пАрить (репу) — парИть (в облаках); рефлЕкторный (от рефлектор) — рефлектОрный (от рефлекс); наголО(держать шашки) — нАголо (остричь); видЕние (призрак) — вИдение (точка зрения); проклЯтый (ненавистный) — прОклятый (подвергшийся проклятью); хорЫ (балкон в верхней части зала) — хОры (певческие коллективы); языковАя (подготовка) — языкОвая (колбаса).
-
Вспомним:
Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения. Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас.
-
Основное понятие орфоэпии
Особенности русского словесного ударения: свободное, разноместное, подвижное.
-
Нормы произношения – принятые в общественной языковой практике правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов.
-
Задание А-1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
Повторение орфоэпических норм
Раздаточный материал № 1 Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте вслух. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение. Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?
-
Проверим:
Балованныйагент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковыхтуфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.
-
Повторение сведений из раздела «Лексика»
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение: Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания),испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы, трагедии.Нравственное очищение. Катарсис
-
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение: Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету). Пасквиль
-
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение: Мучение, страдание, невзгоды. Мытарства
-
Задания по типу А-2
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию: искусный — искусственный, нетерпимый — нестерпимый и т.п. Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ.
-
В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?
1) В Англии XVIII—XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер. 2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом. 3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб. 4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов. 3
-
В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели. 2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание. 3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном. 4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии. 2
-
В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
1) Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова. 2) Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез. 3) Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ. 4) Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы. 3
-
Задания по типу А-11
(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.
-
Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста.
1) связанный с постановкой знаков препинания 2) связанный с правописанием слов 3) связанный с правильным произношением слов и форм слова 4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений 4
-
Домашнее задание:
Расставьте ударение в словах орфоэпического минимума, подлежащего проверке на ЕГЭ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.