Содержание
-
«ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ» или ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (практикум)
…в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Н. М. Карамзин
-
Актуальность
Недостаточная культура научного и делового общения как в устной, так и в письменной форме (неумение работать с научной литературой, справочниками, словарями, отсутствие самоконтроля за правильностью речи).
-
Согласно университетскому уставу времен М.В. Ломоносова, студент должен был сначала окончить курс словесных наук, а лишь потом учиться по избранной специальности.
-
Отношение к языку за рубежом
Начальная школа в Англии и США называется грамматической школой, а в университетах Италии лингвистическое образование получают на факультетах философии и культуры.
-
Язык рассматривается как социокультурный феномен, имеющий колоссальный образовательный потенциал.
-
Что такое язык?
Язык –это некий код, знаковая система, которой пользуются в обществе при получении информации и обмене ею.
-
Как произошел язык?
-
ЯЗЫК САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
-
ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ (математика, химия, физика, компьютерный язык) Практические потребности человека Мобильность Лаконичность ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ Лексическая избыточность (в русском языке – 83-72% слов, в английском – 84-79%), синонимия, полисемия и допустимая произвольность выражения (люди говорят об одном и том же, но всегда по-разному).
-
Язык – это не явление природы, а, следовательно, биологическим законам не подчиняется. Язык не наследуется, не передается от старших к младшим. Он возникает именно в социуме.
-
-
Русский язык как международный
Рабочий язык ООН (английский, арабский, испанский, китайский, французский, русский). По распространенности русский язык занимает пятое место в мире (первое – китайский (1 млрд.), второе – английский, третье – хинди и урду, четвертое – испанский). На русском языке говорят сейчас во многих странах Восточной Европы, поскольку русский язык изучается там в школах в качестве иностранного.
-
Основным знаком, используемым для кодирования информации о мире, является слово. Его нельзя заменить никакой вещью.
-
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»Академия Лагадо и проект ученых летучего острова.
-
Язык – это система (от греч. systema – нечто целое, составленное из частей).Язык имеет иерархическую организацию: в нем выделяются различные уровни (от низшего к высшему), каждому из которых соответствует определенная языковая единица.
-
Фонема: порт – борт, стол – стул. Морфема: приставка, корень, суффикс, окончание. Слово - минимальная номинативная (назывная) единица языка, состоящая из морфем. Словосочетание. Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от слова – номинативной единицы – это коммуникативная единица, так как она служит для передачи информации в процессе общения.
-
ЯЗЫК СИСТЕМА ЗНАКОВ РЕЧЬ ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
-
-
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Монологичная Развернутая Изобилует сложными синтаксическими конструкциями (причастными и деепричастными оборотами, сложными предлогами, вводными словами и уточняющими выражениями).
-
Выразительные возможности языка
Мастер – умелец – виртуоз – искусник – ас – спец.
-
ВОЙ волка ВОЙ ветра
-
Лист бумаги, зеленая молодежь, змеящаяся дорога, замести следы, крылья мельницы, проглотить обиду, кислая улыбка, зубья пилы.
-
Черная тоска, веселый ветер, яркий талант, железные нервы, смотреть жадно, ветер-бродяга.
-
Одинокая бродит гармонь. Он ел на золоте. Съешь еще тарелочку. Достань с полки Пушкина.
-
Мне море по колено и горы по плечу. Эту новость знает уже весь город.
-
Деформированный текст
(А) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (Б) Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая ,словно опахалами, белопенный храм. (В) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (Г) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... (Д) Перед вами сказочное видение. (Е) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (Ж) Вы ,конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (З) И вы думаете: на свете есть счастье... (И) Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму. (К) Храм плывёт в подводной глубине в ключевой прозрачности старицы. (Л) Там, на холме, среди кущ деревьев стоит храм Покрова на Нерли. (М) Всё дышит миром и спокойствием.
-
Храм Покрова – на - Нерли
Перестройте предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. С помощью каких средств языковой выразительности автору удалось передать красоту храма?
-
Проверим себя
Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. Там, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. Всё дышит миром и спокойствием. И вы думаете: на свете есть счастье... Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму. Перед вами сказочное видение. Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы. Там, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм…
-
СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР «ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
-
КЛАСТЕР «ЛЕКСИЧЕСКИЕМ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
ТРОПЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМ ПАДАЕТ ВЗГЛЯД МЕТАФОРА ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО ЭПИТЕТ БЛАГОРОДНЫЕ ПРОПОРЦИИ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ХРАМ ПЛЫВЕТ СИНОНИМЫ БЕЛЫЙ ХРАМ - СТРОЕНИЕ
-
Задание
Составьте синквейн с ключевым сочетанием РУССКИЙ ЯЗЫК 1 – ключевое слово или сочетание 2 - 2 прилагательных 3 – 3 глагола 4 – предложение-характеристика 5 – синоним ключевого слова
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.