Содержание
-
Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
-
Цель:
? Уметь отбирать фрагменты текста, связанные с темой и заданием изложения. Передать авторскую оценку , прозвучавшую в описании внешности героев. Какие действия предполагает выборочное изложение? Для чего используется описание внешности героя? Какие именно представления о характере человека можно получить, основываясь на его внешности? Проявляется ли в описании внешности авторская оценка? Мешает это или помогает читателю узнать героя?
-
-
-
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском: Здорово, браток! - Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал: - Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил: Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь? С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки. - Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.
-
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал: - Беда мне с этим пассажиром!
-
Мы долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
-
Украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
-
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
-
О чем, по- вашему, говорят портреты героев фрагмента?По каким признакам вы это установили?
-
Выделив, на ваш взгляд, главное в портретах героев, продолжите предложенную запись: Отец – человек … , а сын -
-
Какими художественными приемами пользуется автор?
-
Эпитеты Сравнения Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом небушко, сынок, ручонки
-
Возможные темы изложения:
ДВЕ ПЕСЧИНКИ… ОТЕЦ СЫН
-
Составьте схемы описания героев к изложению на одну из предложенных тем. «Отец»: 1) рост, фигура; 2) руки; 3) глаза; 4) голос; 5) одежда «Сын»: 1) возраст; 2) глаза; 3) руки; 4) одежда
-
Выберите из текста цитаты, соответствующие описанию портрета отца. На что следует обратить внимание в первую очередь?
-
Выберите из текста цитаты, соответствующие описанию портрета мальчика. Какие черты, по мнению автора, главные?
-
-
Отец. Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушенный бас Большая черствая рука Тощий вещевой мешок Защитные летние штаны Большие темные руки Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопанЛатка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена Мальчик.Лет пяти-шестиГлаза светлые, как небушкоРозовая холодная ручонкаБелесые бровкиМальчик одет просто, но добротноДлиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки
-
Авторская оценка
Андрей Соколов, герой рассказа, человек трудной судьбы, покоряющий силой духа, жаждой жизни. Приемный сын Андрея Соколова, Ванечка, с наивной доверчивостью относится к миру, потому что рядом с ним надежное отцовское плечо.
-
ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ
1.Портрет героя – важное средство создания характера. В произведении «Судьба человека» М.А.Шолохов представляет человека трудной судьбы, прошедшего войну. Это … 2. М. А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь. 3. Портрет героя в произведении многое может рассказать о человеке. Представляя приемного сына Андрея Соколова в повести «Судьба человека», Шолохов изображает его …
-
ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ
Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во имя чего стоит жить. Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом сумеет вырасти настоящим человеком.
-
Домашнее задание:
Упр. 144 (письменно) Составить устный рассказ на одну из тем: «Отец», «Сын», «Две песчинки…» - с описанием внешности и характера героя (героев) и представлением авторской оценки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.