Содержание
-
Выразительные средства русской речи
Задание В8 Крайник О.М.ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
-
Основные лексические ИВС
Синонимы (контекстные синонимы) Антонимы (контекстные антонимы) Устаревшие слова Неологизмы (индивидуально-авторские слова) Диалектизмы Просторечия Жаргонизмы Эмоционально-окрашенная лексика Лексический повтор Фразеологизмы Крылатые слова и выражения
-
Укажите предложение, средством выразительности в котором является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
А.Пронесся шум, подобный звуку упавшей головни. Б. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны. В. Воздух там чист, как молитва ребёнка; И люди, как вольные птицы, живут. Г. Хранил он подаренное колечко как зеницу ока всю свою долгую жизнь. Г
-
ЭПИТЕТЫ (художественное определение)
«Прилагательное, употреблённое в переносном смысле для создания образа». Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов (М. Волошин); Прости, пленительная влага И первоздания туман! (С. Городецкий). Преступный и пасмурный Тауэр… Опишите водопад и его окружение, используя эпитеты.
-
МЕТАФОРА
Греч. metaphora – перенесение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»). И меркнет звёзд алмазный трепет В бездольном холоде зари (М. Волошин); В саду горит костёр рябины красной (С. Есенин); Почему в качестве иллюстрации к данному средству выразительности использована именно эта картинка? Придумайте описание с помощью метафоры.
-
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Перенесение свойств человека (одушевлённого, живого лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана… (М.Лермонтов); На дела их картины Смотрят строго со стен.
-
СРАВНЕНИЕ / СРАВН. ОБОРОТ
Сопоставление явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделения особо важного в художественном отношении признака.
-
СРАВНЕНИЕ
Используя сравнения, опишите эти цветы Способы выражения сравнительной конструкции с помощью сравнительных союзов будто, точно, словно, как, что: Маленькая рябинка, точно угасающий костёр, выделялась на белом снегу. существительным в форме творительного падежа: Лежал закат костром багровым (А. Ахматова); оборот в форме сравнительной степени имени прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов); сравнение с помощью слов, указывающих на схожесть явлений – кажется, напоминает, похож и т.д.: Что-то назойливо и монотонно жужжало подобно мухе, бившейся о стекло. при помощи фразеологического оборота: Третья трель звонка заставила его подскочить и бежать к телефону как на пожар.
-
ГИПЕРБОЛА
Греч. hyperbole – преувеличение. Перенос значения с одного предмета, явления на другой по количественному признаку; количественноеусиление признака. Я тебя сто лет не видел; В сто сорок солнц закат сиял… (В. Маяковский);
-
Парцелляция
Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)
-
Риторический вопрос
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)
-
Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитеты Метафоры Метонимия Синекдоха Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Гипербола Литота Перифраз Сравнение Инверсия Синтаксический параллелизм Олицетворение Антитеза Оксюморон Эллипсис
-
Потренируемся!
-
Какое средство выразительности использовано?
Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Риторический вопрос
-
И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Парцелляция
-
Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся. Лексический повтор
-
Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. Антонимы
-
Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Риторический вопрос
-
Ответьте на вопрос
Пакость чаще всего творится скрытно. К счастью, в мире пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. ПОЧЕМУ?
-
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)
Эпитет Метафора Олицетворение Синекдоха
-
Какой троп используется в тексте:«Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)
Сравнение Метафора Литота Эпитет
-
Какой троп используется в тексте:«Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)
Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
-
Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)?
Эллипсис Градация Инверсия Оксюморон
-
Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»?Мы пьём из чаши бытияС закрытыми очами,Златые омочив краяСвоими же слезами.Когда ж пред смертью с глазЗавязка упадёт,И всё, что обольщало нас,С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пустаБыла златая чаша,Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша!
Эпитет Развёрнутая метафора Олицетворение Сравнение
-
Какие тропы выделены в тексте:«И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?
Метафора Синекдоха Метонимия Эпитет
-
Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин)
Оксюморон Метафора Олицетворение Сравнение
-
Какая стилистическая фигура используется в тексте:«О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)?
Умолчание Градация Инверсия Оксюморон
-
Какой троп используется в тексте:«Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)
Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
-
Какой троп используется в тексте:«Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов)
Эпитет Метафора Гипербола Метонимия
-
Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой:Полюбил богатый – бедную,Полюбил учёный – глупую,Полюбил румяный – бледную,Полюбил хороший – вредную:Золотой – полушку медную.
Антитеза Градация Инверсия Лексический повтор
-
Какой троп используется в тексте:«Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский)
Эпитет Метафора Сравнение Метонимия
-
Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)?
Умолчание Градация Инверсия Антитеза
-
Какой троп используется в тексте:«Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин)
Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
-
Какой троп используется в тексте:«Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский)
Эпитет Метафора Гипербола Оксюморон
-
Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)?
Лексический повтор Градация Оксюморон Антитеза
-
Какой троп используется в тексте:«Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин)
Эпитет Метафора Метонимия Сравнение
-
Какой троп используется в тексте:«Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин)
Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
-
Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)?
Лексический повтор Градация Оксюморон Эллипсис
-
Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств
Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.