Содержание
-
Подготовка к ЕГЭ
-
РАЗМИНКА
«Третий лишний»
-
Объясните принцип определения лишнего варианта:
а) попасть впросак; б) попасть пальцем в небо; в) попасть мячом
-
а и б – фразеологизмы; в - свободное сочетание слов
а) попасть впросак – оказаться в неловком положении; б) попасть пальцем в небо – ошибиться. ПРОВЕРИМ
-
Объясните принцип определения лишнего варианта:
а) золотые руки; в)золотая осень. б) золотые серьги;
-
а и в – качественные прилагательные, в словосочетании являются эпитетами; б – относительное прилагательное, обозначает материал:
а) У моего отца золотые руки. в) Золотая осень вступила в свои права. б) Мама купила сестре золотые серьги. ПРОВЕРИМ
-
Объясните принцип определения лишнего варианта:
а) седая чародейка; в) бессмертный творец «Илиады» б) седая старушка;
-
а и в - перифраз
а) седая чародейка - зима в) бессмертный творец «Илиады» - Гомер ПРОВЕРИМ
-
а) нищенские лохмотья б) горький плач 5) взлететь ввысь г) славная победа д) яркий луч света 1) поражение в) опуститься на четвереньки 4) сумеречная тень 3) ликующие крики 2) царская мантия Найдите соответствия (цифра-буква) между противопоставленными выражениями и назовите фигуру речи
-
поражение -славная победа; царская мантия – нищенские лохмотья; ликующие крики - горький плач; сумеречная тень - яркий луч света; взлететь ввысь - опуститься на четвереньки Антитезы: 1-г, 2-а, 3-б, 4-д, 5-в ПРОВЕРИМ
-
Тема урока:
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 26 НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)
-
Задачи урока:
1) повторение и обобщение знаний о художественно-изобразительных средствах; 2) развитие навыков определения и различения тропов, стилистических фигур и других средств выразительности в тексте; 3) определение роли средств выразительности в художественном тексте. 4) подготовка к выполнению задания №26 ЕГЭ.
-
Оценочный лист 15.08.2021 13
-
24. Языковые средства выразительности
-
Верю – не верю
Антитеза - противопоставление образов и понятий 1 Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом 2 Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок 3 3 Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 4 4 Олицетворение – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета 6
-
Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия 8 Перифраз - сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных строк 4 10 Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки. 7 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности 12 Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения 11
-
Антитеза – противопоставление образов и понятий 1 Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом 2 Инверсия – обратный порядок слов 3 3 Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 4 4 Олицетворение - слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета 6 + + + + - -
-
Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия 8 Перифраз – сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение смежных строк 4 10 Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки 7 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности 12 Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения 11 + - - + - +
-
Средства выразительности
ТРОПЫ речевые обороты, которые основаны на употреблении слов в переносном значении с целью усилить выразительность и эмоциональность речи ФИГУРЫ РЕЧИ синтаксические обороты, которые употребляются для усиления выразительности высказывания
-
1 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. 2 Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень. 3 И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 4 Летят алмазные фонтаны. 5 И звезда с звездою говорит. 6 Гигантский карлик. 7 Как пахарь, битва отдыхает. 8 Вся комната янтарнымблеском... 9 Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть… 10 На лице светились, горели, сияли глаза. 11 Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. 12Игру его любил творец Макбета. 13 Обеды задавал он отличные. 14 Другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба… 1) Парцелляция 2) Антитеза 3) Синекдоха 4) Метафора 5) Олицетворение 6) Оксюморон 7) Сравнение 8) Эпитет 9) Анафора 10) Градация 11) Синтаксический параллелизм 12) Перифраз 13) Инверсия 14) Гипербола Определи выразительные средства и распределите их на две группы: тропы и стилистические фигуры.
-
ПРОВЕРЯЕМ (максимальное количество баллов – 14)
ТРОПЫ Синекдоха Метафора Олицетворение Сравнение Эпитет Перифраз(а) Гипербола ФИГУРЫ Парцелляция Антитеза Оксюморон Анафора Градация Параллелизм Инверсия
-
1.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго.
-
2.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго.
-
Анализ текста. Работа с рецензией. (1)В тундре - весна. (2)Звенят большие и малые ручьи. (3)Со стоном взламываются речушки в горах. (4)Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды. (5)Вода всюду. (6)Ступишь ногой в мох - и мох сочится. (7)Тронешь мшистую кочку - и кочка сочится. (8)Станешь робко ногой на ледок - и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. (9)Вся тундра сейчас - сплошное болото. (10)Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух. (11)Весна входит в тундру робко и неуверенно. (12)Останавливается. (13)Оглядывается. (14)Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет... (15)Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. (16)Уже открылись забереги, но лед еще прочен. (17)Уже появился гусь, но нет еще комара.
-
«Приход весны автор изображает с помощью тропов: (А)_________ (например, в предложении 11), (Б)_________ («звенят… ручьи», предложенияе 2), (В) ____________ («похожим на цыплячий пух» в предложении 10). (Г) __________________ («нежным…мхом» в предложении 10). Особо выразителен синтаксис текста: обращает на себя внимание (Д) __________________(предложения 11-14), а (Е) __________________ (предложения 6-8, 15-17) придает тексту особый ритмический рисунок». олицетворение метонимия метафора эпитет сравнение гипербола параллелизм градация парцелляция олицетворения метафоры сравнения эпитета парцелляция параллелизм
-
26 . «М. Карим рассказывает обычную историю взаимоотношений собаки и человека. Приближает речь героев к повседневному звучанию использование (А)_________ (предложения 3, 7, 12, 33) и такое лексическое средство, как (Б)_________ (шастает, изводит , предложенияе 9). Симпатию в милому псу помогает почувствовать использование стилистической фигуры (В) ____________ (ЧЕТВЕРОНОГИЙ МАЛЫШ в предложении 16). Понять чувства героев помогает использование (Г) __________________ (предложения 11-15, 29-35) 1) ирония 2) фразеологизмы 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) перифраз 6) олицетворение 7) ряды однородных членов 8) восклицательные предложения 9) прямая речь
-
Ключи к заданию 25
2,4,5,9
-
ФИГУРЫ 15.08.2021 28 ТРОПЫ
-
Cоздайте текст, используя лексические средства выразительности. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова и выражения.
_____________ красота. Природа – ______________выдумщица! То снегом в жару _________, то дождем в ________морозы зальет, то град сотворит величиной с _______________! Вот и до нас ее шутки добрались.. После _________ мороза вдруг ________улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. ________, ________ на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно ______________________ сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах. Город застыл в изумлении, любуясь ___________ красотой.
-
Домашнее задание (по выбору)
Cоздать собственный текст с использованием разных средств выразительности. Выписать из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 примеров, иллюстрирующих тропы и фигуры речи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.