Содержание
- 
              
            Средства речевой выразительностиЗадание А6Автор:Крюкова М.А., учитель МОУ «СОШ № 99» г. Омска 2010 год 
- 
              
            ПредисловиеДля того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий. 
- 
              
            Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классникиМетафора Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота Антитеза Анафора Параллелизм Градация Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Перифраз Метонимия Лексика разговорного стиля Лексический повтор Однокоренные слова Оксюморон Фразеологизмы 
- 
              
            МетафораЭто слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. 
- 
              
            ОлицетворениеНаделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюгазлилась. 
- 
              
            ЭпитетОбразное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например:Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например:дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет) 
- 
              
            СравнениеСопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а)формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б)сравнительным придаточным предложением Например:Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в)существительным в Т.п. Например:Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. 
- 
              
            ГиперболаПреувеличение. Например:Я тебе миллион раз говорил. 
- 
              
            ЛитотаПреуменьшение. Например:Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. 
- 
              
            АнтитезаПротивопоставление, основанное на параллелизме. Например:Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. 
- 
              
            АнафораЭто повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например:Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке… 
- 
              
            ПараллелизмПовтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие… 
- 
              
            ГрадацияУсиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например:Сейте разумное, доброе, вечное… 
- 
              
            ИнверсияНеобычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например:Вот нахмурил царь брови чёрные. (Обычный порядок слов:Вот царь нахмурил брови чёрные.) 
- 
              
            Риторический вопросЭто вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например:На кого не действует новизна? 
- 
              
            Риторическое обращениеПодчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например:О Русь моя! Жена моя! 
- 
              
            ПерифразКосвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например:ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье! = Люблю тебя, Санкт-Петербург!" 
- 
              
            МетонимияОбразное обозначение предмета по одному из его признаков. Например:Все флаги будут в гости к нам. (флаги – то есть корабли) 
- 
              
            Лексика разговорного стиляСлова, используемые в повседневно- бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный 
- 
              
            Лексический повторНамеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. 
- 
              
            Однокоренные словаСлова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй 
- 
              
            ОксюморонСочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма 
- 
              
            ФразеологизмыУстойчивые сочетания слов. Например: за тридевять земель как кошка с собакой вешать лапшу на уши 
- 
              
            Образцы заданийОбразцы взяты из контрольно-тренировочных тестов К образцам заданий прилагаются ответы. 
- 
              
            1. Укажите предложение, в котором содержится метафора.Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз. 
- 
              
            2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы. 
- 
              
            3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына. 
- 
              
            
 4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот 
- 
              
            5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы 
- 
              
            6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора 
- 
              
            7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». Лексика разговорного стиля Эпитет Олицетворение Гипербола 
- 
              
            ОтветыЗадание 1 - 4 Задание 2 - 4 Задание 3 - 2 Задание 4 – 3 (антитеза) Задание 5 – 4 (фразеологизмы) Задание 6 – 1 (лексический повтор) Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля) 
- 
              
            ПослесловиеЖелаю сдать экзамен на «5»! 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.