Содержание
-
ГРУШИНА АННА СТЕПАНОВНА
Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №23»
-
Тема урока: «Закрепление темы «Имя существительное как часть речи»(Материал для использования интерактивной доски)
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 1.1 Фронтальная беседа по вопросам: - что такое имя существительное? - на какой вопрос отвечает? - каким членом предложения может быть? 1.2 Выберите правильный ответ на вопрос: какой раздел науки о языке изучает морфология? Правильный ответ: б а) синтаксис; б) морфология; в) морфемика.
-
1.3 Каков морфемный состав слов: елочка, тропиночка, кусочек? а) корень, суффикс, окончание; б) корень, окончание; в) корень, суффикс, суффикс, окончание. Правильный ответ: а 2. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА 2.1. Выпишите только имена существительные. Радость, обрадоваться, радостный; человек, человечный, человечество; сказка, сказочный, сказывать, рассказчик, пересказ, пересказывать, сказочник; темный, темень, потемки, темнеть, темнота; труд, трудный, трудиться, труженик; переход, переходный, переходить. Правильный ответ: радость, человек, человечество, сказка, рассказчик, пересказ, сказочник, темень, потемки, темнота, труд, труженик, переход.
-
2.2. Запишите имена существительные в два столбика:1) одушевленные; 2) неодушевленные. Муха, диван, ребенок, соловей, поезд, ученик, ветер, дождь, кошка, муравей, картина, слон, лампа, трава, дерево, деревня, щенок, город, бабушка, улица, цирк, комар, директор, артист. Правильный ответ: 1) 2) муха диван ребенок поезд соловей ветер ученик дождь кошка картина муравей лампа слон трава щенок дерево бабушка деревня комар город директор улица артист цирк
-
2.3. Запишите имена существительные в три столбика: 1) женского рода; 2) мужского рода; 3) среднего рода.
Обувь, лестница, комната, полотенце, молоко, ромашка, галстук, калитка, смола, каштан, село, медвежонок, кирпич, дождь, горизонт, гнездо, чашка, поле, растение, берег, помещение, экспедиция, предложение. Правильный ответ: 1) 2) 3) обувь галстук полотенце лестница каштан молоко комната медвежонок гнездо ромашка кирпич поле калитка дождь растение смола горизонт село чашка берег помещение экспедиция предложение
-
2.4.Запишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж именсуществительных, выделите окончания. Свернуть с дорог…, находиться в здан…, спускаться по лестниц…, бежать по тропинк…, на ветк… акаци…, сидеть на опушк… леса, приехать из Сибир…, написал Дарь…, деревья в ине…, на высокой ел…, лежал в постел…, недалеко от станци… Правильный ответ: с дороги – Р.п, в здании – П.п, по лестнице – Д.п, по тропинке – Д.п, на ветке – П.п, акации – Р.п, на опушке – П.п, из Сибири – Р.п, Дарье – Д.п, в инее – П.п, на ели – П.п, в постели –П.п, от станции – Р.п.
-
2.5. Прочитайте текст, выпишите существительные, распределив их по склонениям.
Туман на море еще не рассеялся, в нем гасли очертания огромного корабля. Но вот паруса, ожили и превратились в легкие алые формы. Негромкая музыка лилась с белой палубы в огне алого шелка. Ассоль бежала к пристани и больше всего боялась ошибки или недоразумения. Иногда алые паруса скрывались от нее за крышей или забором, тогда сердце замирало от горя. Толпа на берегу волновалась в удивлении, ненависти и страхе. Весло Грея резко плеснуло около Ассоль. Она смотрела на него с сияющим лицом. Счастье сидело в ней пушистым котенком, беззаботно играющим солнечными зайчиками. Правильный ответ: 1 склонение: формы, музыка, палубы, ошибки, за крышей, толпа. 2 склонение: туман, море, очертание, корабль, паруса, в огне, шелка, недоразумение, забором, сердце, от горя, на берегу, в удивлении, страхе, весло, Грей, лицом, счастье, котенком, зайчиками. 3 склонение: Ассоль, к пристани, ненависти.
-
2.6. Выпишите первое предложение предыдущего текста, подчеркните имена существительные как члены предложения. Правильный ответ: туман – подлежащее, на море – обстоятельство, очертания – подлежащее, корабля – дополнение. 2.7. «Поиграем со словами» Задание. Найдите четвертое «лишнее». 1. Вуаль, мозоль, желатин, плацкарта. 2. Зал, тюль, бандероль, шампунь. 3. Ведерко, мочало, ставня, повидло. Правильный ответ: 1 – желатин, 2 – бандероль, 3 – ставня.
-
2.8. Найдите существительное, употребляемое только в единственном числе. а) коллектив б) листва в) коллега г) аллея д) свойство Правильный ответ: листва 2.9. Найдите существительное, употребляемое только во множественном числе. а) пруды б) победы в) радости г) сутки д) гости Правильный ответ: сутки
-
2.10. Установите соответствие: а) суффикс –тель 1) указывает на уменьшительно – ласкательное значение б) суффикс – еньк 2) указывает на детенышей животных в) суффикс – онок 3) указывает на профессию человека Правильный ответ: а) – 3), б) – 1), в) – 2). 2.11. «Отгадай загадку». С твердым л я на стене, Книги, например, на мне, Но как только л смягчите, Сразу в танец превратите. Правильный ответ: полка - полька
-
3. Выводы: 3.1. Выберите вопросы имени существительного? Как? Какой? Что? Чей? Кого? Зачем? 3.2.Распределите морфологические признаки имени существительного правильно: 1. Постоянные: 2. Непостоянные: 1)род, 2)одушевленный, 3)число, 4)собственный, 5)склонение, 6)неодушевленный, 7)нарицательный, 8)падеж. Правильный ответ: постоянные – 1,2,4,5,6,7. непостоянные – 3, 8. 4. Итог урока 5. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту и повторить словарные слова.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.