Презентация на тему "Орфоэпия"

Презентация: Орфоэпия
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Орфоэпия"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 37 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 10-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Орфоэпия
    Слайд 1

    ОРФОЭПИЯ

  • Слайд 2

    В современной лингвистике область фонетики, в которой изучаются правила произношения и устанавливаются нормы произношения, называется орфоэпией. Произношение охватывает фонетическую систему языка, т. е. состав фонем, их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов (например, пл [а] тишь, а не пл [о] тишь; [ш] то, а не [ч] то), групп слов (игра, но из [ы]гры) и грамматических форм (бойся - бой[съ], его - е[во́] ).

  • Слайд 3

    Орфоэпические нормы в области гласных

    В современном русском литературном языке господствует иканье, т. е. совпадение в первом предударном слоге мягких согласных всех гласных фомен, кроме /у/, в звуке [и], точнее [иэ]. В 19 в. в литературном языке доминировало эканье (сейчас встречается) – совпадение в той же позиции в звуке [эи] гласных фонем неверхнего подъема.

  • Слайд 4

    Гласные под ударением

    Гласным а передается /а/ (на письме обозначается буквами а, я) Например, [ва]та, [сла]дкий, [м ̉а]та. Гласным э передается /э/ (буквы е, э) Например, этот - [э́]тот, поэт - по[э́]т, семь - [с ̉э́]мь, шесть - [шэ́]сть. Гласным о передается /о/ (буквы о, ё) Например, бок - [бо́к], корка - [ко́]рка, тёк - [т ̉о́к]

  • Слайд 5

    Гласные под ударением

    Иногда в живой речи ударный [э] неправильно заменяют звуком [о]. Надо произносить афе́ра, бытие́, гололе́дица, опе́ка, сие́. Ударный [о] часто ошибочно подменяют звуком [е]. Говорят: мане́вры и т. д., а нужно говорить : манёвры, околёсица, безнадёжный. После согласных ж, ш, ц следует произносить [ы]: ж[ы́]дкий, ш[ы́]к, ц[ы́]фра

  • Слайд 6

    Слабая позиция гласных

    Но в некоторых словах перед мягкими согласными рекомендуется произносить звук [ыэ] (средний между [ы] и [э]): ж[ыэ]ле́ть, лош[ыэ]де́й, двадц[ыэ]ти́, сож[ыэ]ление, ж[ыэ]смин, рж[ыэ]ной, ж[ыэ]кет В безударных слогах гласные произносятся с редукцией (сокращением), т. е. менее четко. Таким образом, не под ударением произносится меньшее количество гласных, чем под ударением. После твердых согласных На месте а и о в первом предударном слоге после тв. согласных произносится звук [Λ], который отличается краткостью, меньшей продолжительностью артикуляции. Например, к[Λ]ра́, б[Λ]ра́н, з[Λ]бо́р; в начале слова: [Λ]нтра́кт, [Λ]де́жда. Гласный [а] в первом предударном слоге после тв. шипящих ж, ш, цпроизносится как [Λ]. Старое московское произношение [ы] вышло из употребления.

  • Слайд 7

    В остальных безударных слогах о и а редуцируются. На их месте слышится звук, средний между [ы] и [а]. Его условно принято обозначать [ъ] (ер). Например, к[ъ]рава́й, ла́п[ъ].

  • Слайд 8

    После мягких шипящих ч и щ После мягких шипящих ч и щв первом предударном слоге произносится звук [иэ] (средний между [и] и [э]): [ч ̉иэ]сы́, [ш ̉иэ]бёнка. В остальных безударных слогах на месте [а] произносится редуцированный звук [ь] (ерь), напоминающий краткий [и]. Например, [ч ̉ь]совой.

  • Слайд 9

    После мягких согласных На месте э и а после мягких согласных в первом предударном слоге произносится звук [иэ]: [с ̉иэ]ло́, [в ̉иэ]сна́. В остальных предударных и заударных слогах произносится редуцированный звук [ь]: [п ̉ь]тачо́к, вы́[л ̉ь]зти.

  • Слайд 10

    В безударных окончаниях на месте [а] произносится [ъ]: моря - [мо́р ̉ъ], видя - [в ̉и́д ̉ъ], племя - [пл ̉эм ̉ъ]

  • Слайд 11

    Гласные и, ы, у в безударных слогах произносятся более ослаблено по сравнению с ударными, но качественно они не меняются: б[у]мага, к[р ̉и]чит, б[ы]вает.

  • Слайд 12

    На месте [и] в начале слова (после твердого согласного в середине фонетического слова) и в сложных словах произносится [ы]: выйти из [ы]гры, пед[ы]нститут, гор[ы]сполком

  • Слайд 13

    !!!

    В некоторых сложных и сложносокращенных словах возможно произношение без качественной редукции др[ ̉е]внерусский, м[ ̉е]жинститутстский, с[о]редактор

  • Слайд 14

    Орфоэпические нормы в области согласных

    Старшая норма : перед мягким согласным согласный должен быть тоже мягким С ̉С̉. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного С ̉С̉> СС ̉(младшая норма). Например, [в ̉б ̉]ить и [вб ̉]ить, [ф ̉с ̉]е и [фс ̉]е.

  • Слайд 15

    Но! 1.Перед [р ̉] губные и зубные только твердые : за[пр ̉]е́т, на ко[вр ̉]е; со[зр ̉]еть, [ср ̉]еди. 2. Перед мягкими заднеязычными губные твердые: ли́[пк ̉]и, спра́[фк ̉]и, [мх ̉]и́. 3. Звук [л] не смягчается перед мягкими согласными, кроме /j/, поэтому сейчас произносится до[лб ̉]и́ть, мо[лч ̉]и́, же[лт ̉]еть.

  • Слайд 16

    4. Зубные перед звуками на месте /j/ внутри и на конце корня мягкие: до[с̉jэ́], ко́[н ̉jа́]к. 5. Зубные перед мягкими заднеязычными не смягчались: пя́[тк ̉]и, Па́[сх ̉]е. 6. Переднеязычный [р] отвердел перед всеми согласными, кроме звуков на месте /j/: со[рв ̉] и, а[рм ̉]ия.

  • Слайд 17

    Произношение аффрикат и шипящих звуков

    Аффриката [ц] – звук всегда твердый (ц[ы]рк). Аффриката [ч ̉] – звук всегда мягкий (мяч, чудеса) Согласные [ш], [ж] в современном языке всегда твердые: [жу]рча́ть, [шэ́]рсть, хо[жд̉]ение. НО жюри, Жюль.

  • Слайд 18

    Произношение [ш ̉ш ̉]

    Долгий мягкий шипящий [ш ̉ш ̉] произносится в словах [ш ̉ш ̉у́]ка, [ш ̉ш ̉э́]ль, [ш ̉ш ̉и]. Допустимо [ш ̉ч ̉у́]ка, [ш ̉ч ̉э́]ль, [ш ̉ч ̉]и.

  • Слайд 19

    Произношение сочетаний сч, зч

    Сочетания сч, зчна морфемном шве произносятся как долгий мягкий согласный ш = [ш ̉ш ̉]: доносчик - доно [ш ̉ш ̉] ик, расчёт - рас[ш ̉ш ̉]ёт, срезчик - сре[ш ̉ш ̉]ик, заказчик - зака[ш ̉ш ̉]ик.

  • Слайд 20

    Произношение сочетаний чн

    На месте чн произносится: [ч ̉н] вечность, точный, печник (влияние орфографии); [шн] двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно, нарочно (старомосковская норма). Возможно вариантное произношение [ч ̉н] и [шн]: яичный. Произношение [ч ̉н] и [шн] способно различать разные слова : серде [ч ̉н]ыйприступсерде[шн]ыйдруг

  • Слайд 21

    Согласные т, дмежду зубными / к

    VI. Согласные т, дмежду зубными или зубным и к по традиционным нормам не должны произноситься: поз_но нобез_на и бездна; совес_ливый но костлявый; голлан_ка “печь” и голлан[т]ка “жительница Голландии”.

  • Слайд 22

    Произношение жд, зд и жж

    Произношение жд,зд и жжявляется вариантным: Дождь - [дОш ̉] и [дОшт ̉], дождя - до[ж̉ ж̉]Я и до[жд]Я. Дрожжи: дро[ж ̉ж ̉]и - дро[жж]и, брюжжать: брю [ж ̉ж ̉]ать - брю [жж]ать, дожжёт, доезжай, жужжание и др.

  • Слайд 23

    Звук г

    На месте г перед глухим согласным произносится [к]: дёгтя, ногти. Но в корнях легк-(легч-)/мягк- (мягч-) произносится [х]: лё[х]кое, ле[х]че; лё[х ̉]кий. Звук [г] фрикатифныйв словах: бухгалтер, ага, ого, Господь, ей Богу, благо, благодать.

  • Слайд 24

    Произношение грамматических форм

    1. Произношение окончаний прилагательных мужского рода ед. ч., И. п. В современном русском языке формы прилагательных ед. ч. И. п. мужского рода под влиянием орфографии произносятся с безударным окончанием [ый]: нов[ый], добр[ый], дальн[ий], вешн[ий]. По старомосковским нормам эти формы звучат с окончанием [ъй] :елов [ъй], рубинов [ъй], малинов [ъй].

  • Слайд 25

    Отражение «старшей» нормы находится в языке русской поэзии: Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный!

  • Слайд 26

    И он к устам моим приник, И вырвал грешной мой язык, И празднословной, и лукавой, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.

  • Слайд 27

    Произношение прилагательных муж. р., И. п. с основой на заднеязычный согласный. В современном русском языке формы прилагательные мужского рода ед. ч. И. п. с основой на заднеязычные согласные к, г, х под влиянием орфографии произносятся с мягким заднеязычным согласным, а в соответствии со «старшей» нормой – с твердым: корот[к’и]й – корот[къ]й, ти[х’и]й – ти[хъ]й, поло[г’и]й - поло[гъ]й.

  • Слайд 28

    ….И стал Осел скотиной превеликой; А сверх того ему такой дан голос дикой, Что мой ушастый Геркулес Пораспугал было весь лес… …Со стороны прибыв далекой В дремучий лес, Орел с Орлицею вдвоем Задумали навек остаться в нем И, выбравши ветвистый дуб высокой, Гнездо себе в его вершине стали вить…

  • Слайд 29

    Произношение постфикса –ся, -сь

    Под влиянием письма возвратные глаголы с мягким конечным согласным: собралА[с’] , взялА[с’ ], дозвонИли[с’]. «Старшая» нормы предусматривает твердый конечный согласный: собралА[с] , взялА[с ], дозвонИли[с]. Не найду в лесу девицы,— Думал хват Денис:— Уж красавицы в светлицы На ночь убрались… А. С. Пушкин. «Казак»

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Произношение безударных окончаний глаголов ІІ спряжения 3 лица мн. ч. В соответсвии с современной нормой произношения в этой форме звучит [ът], однако в соотношении со «старшей» нормой- [ут]: дЫш [ът] , лОв [ът] , мОч[ът]; дЫш [ут] , лОв [ут] , мОч[ут]

  • Слайд 32

    Ретивы кони бранью пышут, Усеян ратниками дол, За строем строй течет, все местью, славой дышат, Восторг во грудь их перешел. Летят на грозный пир; мечам добычи ищут, И се - пылает брань; на холмах гром гремит, В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут, И брызжет кровь на щит. «Воспоминания в Царском селе»

  • Слайд 33

    Произношение заимствованных слов

    В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: ада́жио, боа́, бомо́нд, бонто́н, кака́о, ра́дио, три́о. Произношение слов ноктюрн, сонет, поэтический, поэт, поэзия, досье, вето, кредо, фойе и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные имена Шопен, Вольтер, Роден, Доде, Золя и др. сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения.

  • Слайд 34

    В устной публичной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е, например, в словах темп, бассейн, музей и т.д. В большинстве таких случаев произносится мягкий согласный: академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, тенор, термин, фанера, шинель;

  • Слайд 35

    В других словах перед е произносится твердый согласный: адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, де-факто, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, карате, каре, кафе, кашне, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, миллиардер, модель, модерн, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, реноме, супермен и др.

  • Слайд 36

    В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е бретелька [ретэ], ге́незис [генэ], генетика [генэ], кафетерий [фетэ], пенсне [пе;нэ], реноме [ре;мэ], этногенез [генэ] и др.

  • Слайд 37

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке