Презентация на тему "Глобализация как предмет изучения социологии и других социальных наук"

Презентация: Глобализация как предмет изучения социологии и других социальных наук
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Глобализация как предмет изучения социологии и других социальных наук" по социологии, включающую в себя 28 слайдов. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по социологии

Содержание

  • Презентация: Глобализация как предмет изучения социологии и других социальных наук
    Слайд 1

    Московский государственный университет имени М.В.ЛомоносоваФакультет глобальных процессов

    Глобализация как предмет изучения социологии и других социальных наук Смакотина Наталья Леоновна Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Глобальные социальные процессы и работа с молодежью» smakotina@mail.ru

  • Слайд 2

    Глобализация как предмет изучения социологии и других социальных наук

    Специфика социологического подхода к изучению глобализации Глобализация как фактор формирования новой парадигмы социологии Модернизация и глобализация: концептуальные основы.

  • Слайд 3

    Предметное поле социологических исследований

    Глобальное социальное пространство Транснациональные субъекты политической и экономической деятельности Глобальная система Социальная сфера

  • Слайд 4

    Субъекты глобализации в геосоциальном пространстве

    Геополитическое, геоэкономическое геосоциальное пространство как сфера деятельности субъектов глобализации.

  • Слайд 5

    Факторы глобализации ведущих сфер современной жизни

    процессы экономической интеграции. Социальный фактор Политический фактор Технический фактор Экологический фактор

  • Слайд 6

    Признаки глобализирующегося мира

    Интеграция национальной экономики. Глобализация мирохозяйственных отношений. Создание международных финансовых и регулирующих стандартов. Развитие телекоммуникационных технологий Проблемы международной морали в формировании ценностей планетарной культуры. Глобализация международного терроризма

  • Слайд 7

    Процессы глобализированного мира

    В глобализованном мире история протекает иначе. Новые движущие силы, механизмы и направления. Глобализация подрывает основы "островного сознания". В современном мире нельзя надолго изолироваться от всеобщих проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

  • Слайд 8

    Различные представления о глобализации

    как безграничные возможности и перспективы, открываемые информационными технологиями перед человечеством; как историческую победу принципов свободного рынка; как виртуализацию реальности; как угрозу возрождения колониальных порядков на базе новейших технологий.

  • Слайд 9

    Продолжение

    Понимание природы глобализации проходит на социетальномуровне, в трансформации старого общественного устройства и превращении его в объединение, которое многие социологи предлагают называть мегаобществом. Речь идет о создании глобального сообщества, в рамках которого существующие национально-государственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц. Исследование мегаобщества требует соответствующих аналитических инструментов: понятий, категорий, языка. Наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают: 1) мультинациональныепредприятия (МНП) и мультинациональноепредпринимательство; 2) неправительственные организации (НПО), которые выступают межгосударственными объединениями людей по интересам.

  • Слайд 10

    Глобальное общество

    - это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ.

  • Слайд 11

    ООН выделила первоочередные глобальные проблемы для всего человечества:

    климатические изменения, вызванные деятельностью человека; исчезновение биологических видов; продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления.

  • Слайд 12

    Исторические предшественники и составные части современной теории глобализации

  • Слайд 13

    Теоретическое представление модернизации

    В теоретико-методологическом плане преемственность означает каждая последующая теория прирастает новыми принципами и положениями, которых не было на предшествующих этапах, в то же время у каждой следующей теории расширяется класс эмпирических референтов, которые подлежат объяснению. содержательное вхождение концептуальных моделей более ранней социологической теории в более позднюю, но только частично;

  • Слайд 14

    Научный аппарат современной социологии в который вошли в частности, понятия:

    мультикультурализм, геополитика, мировая система, информационные технологии, ядро и периферия, интеллектуальный капитал, когнитариат, глобальная деревня, глобальная деревня, макдонализация, вестернизация, маргинализация, транзитивность, глобалюция (globalution), космократия, инфраполитика, контрагегемония, антиглобалисты, детерриториализация, глобальное соседство.

  • Слайд 15

    Теоретическое представление модернизации

  • Слайд 16

    Модернизация это:

    - процесс поступательного развития общества в направлении той социально-экономической и политической системы, которая сформировалась в Западной Европе и Северной Америке в период с XVII по XIX век, затем распространилась на другие европейские страны, охватив в XIX и XX веках южноамериканский, азиатский и африканский континенты» (Ш.Эйзенштадт). - социальная революция, заходящая столь далеко, насколько это возможно без разрушения самого общества (М.Леви). - технические, социальные и культурные усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых.

  • Слайд 17

    В 1960-е годы

    Культурный аспект модернизации связывался с рационализацией сознания людей на основе научных знаний и отказом от традиционных моделей поведения. Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают с повсеместным распространением ценностей и достижений капиталистического общества.

  • Слайд 18

    Содержательное ядро модернити составляют

  • Слайд 19

    Продолжение

    Неотъемлемым элементом новой жизни является также изменение политических отношений на основе уважения прав человека, установления принципа разделения властей, обеспечения свободы слова и всемерного вовлечения граждан в политический процесс

  • Слайд 20

    модернизация

  • Слайд 21

    социологическое обобщение понятий:модернити, модернизация

  • Слайд 22

    Фундаментальные характеристики современного общества: социологический подход

  • Слайд 23

    Два явления в модернизаци:

    Модернизация в содержательном смысле- появление в обществе главных признаков - рынка, демократии и классов; Модернизация в формальном смысле- появление в обществе второстепенных признаков, а именно индустриализации и урбанизации, при отсутствии или не выраженности главных критериев.

  • Слайд 24

    этапы в становлении идеологии и концепции модернизации

  • Слайд 25

    Два среза понимания глобализма:

  • Слайд 26

    Вопросы для самостоятельной работы и обсуждения

    Что глобализация? Назовите близкие и противоположные по содержанию термины. Социологические парадигмы «модерн–постмодерн- глобализация»: концептуальное ядро. Перечислите и кратко охарактеризуйте главные подходы в осмыслении глобализации: (а) глобальное-локальное и "глоколизм", (б) культурная гибридизация, (в) проблема национальных государств, (г) примордиальность как социальное явление, (д) гражданское общество, (е) новые типы рационализации. Типы глобализационных теорий. (а) глобализация как линейный процесс модернизации, (б) "мир-системная" модель И.Уоллерстайна, (в) модель "мировой культуры" (М.Арчер, М.Феверстоун, Р.Робертсон), (г) теория глобального сообщества (Э.Гидденс), (д) модель глобальной системы, (е) теория "обществ, основанных на знании" (Н.Стер). «Общество потребления» как социологическая категория. Теория символического обмена,"потребительского экстаза" и "экстаз-системы" потребления Ж.Бодрийяра. Модерн -постмодерн: развеществление общества. Модернизация: овеществление общества. Теория "макдональдизации" Дж.Рицера, четыре основных принципа "макдональдизации". Истоки метасоциологической теории макдональдизации. Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карточки, торговые центры, ТВ-магазины "на диване", торговые каталоги, казино). Концепции модернизации в контексте глобализации (У. Ростоу, Т. Парсонс, Ш.Эйзенштадт и др.). Концепции зависимости (Кардозу Ф., Р. Пребиш, С. Амин, А.Г. Франк). Мир-системный анализ И. Валлерстайна.

  • Слайд 27

    Литература

    Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ.-М.:ИНФРА-М.2006. Глобализация и социальные институты: социологический подход./Н.И.Лапин,И.Ф.Девятко и др.Ин-т социологии РАН – М.:Наука,2010. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2003. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М., 2001. Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003. Добреньков В.И. Глобализация и Россия. Социологический анализ. М., 2005. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М., 2004. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.,2002. Россия в глобализирующемся мире. Политико-экономические очерки. Под ред. акад. Д.С. Львова. М., 2004. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.

  • Слайд 28

    ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЕ (ЭССЕ):

    Самостоятельность, новизна, оригинальность работы, связь эссе с задачами образовательной программы. Релевантность источников (методологическая, тематическая), умелое их использование в связи с выбранной темой, навыки самостоятельного поиска литературы. Релевантность эмпирической базы задачам эссе, грамотность применения методологии, представления эмпирических данных, корректность формулировок. Научно-публицистический стиль изложения результатов (использование приемов этнографического письма, соблюдение баланса между научно-академическим содержанием и публицистическим стилем презентации), логика, продуманность структуры, ясность мысли, обоснованность выводов общая грамотность. Корректное оформление академического текста (цитаты, ссылки на источники, точное библиографическое описание источников), соблюдение норм объема и сроков сдачи работы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке