Содержание
-
Методы проведения опроса
Ваганова В.И., д.п.н., профессор
-
Факторы, определяющие вид анкеты и содержание вопросов
Кого мы собираемся опрашивать (учителя, ученики, родители и др.) Что мы хотим узнать у опрашиваемых (предмет исследования) Каким способом будем получать информацию (предмет исследования)
-
Требования к составным частям анкеты и ее композиции
1. Преамбула –вводная часть анкеты, которая содержит разъяснение респонденту, как работать с анкетой: Как помечать варианты ответов на закрытые вопросы Куда записывать дополнительные ответы На какие вопросы можно не отвечать Что делать, если респондент затрудняется отвечать на вопросы Как работать с балльными шкалами
-
В преамбуле следует пояснить, с какой целью проводится опрос Как заполнять анкету Как и где будут использоваться результаты Прочитав преамбулу, респондент должен убедиться, что ему самому очень важно участвовать в опросе и должно быть понятно без посторонней помощи, как работать с анкетой
-
Содержательная часть анкеты
Начинается с контактных, мотивирующих вопросов Цель: облегчить респонденту включение в проблему Вопросы должны быть простыми, ответы -легкими. Вопросов не должно быть много.
-
Контактные вопросы (пример)
Как давно ты живешь в этом городе? С какого класса ты начал обучение в этой школе? Какие предметы больше всего нравится изучать?
-
Основные вопросы
Они являются «поставщиком» основной информации. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Желательно, чтобы каждой задаче соответствовал отдельный блок вопросов. В анкете вопросы блока могут следовать один за другим или могут быть рассредоточены среди вопросов других блоков
-
Основными вопросами могут быть:
Блок оценки содержания преподаваемых предметов (глубина изложения, широта охвата проблем, связь с другими предметами, используемые учебники и методические пособия и пр.) Блок оценки методики преподавания (использование интерактивных методов обучения, самостоятельная работа учащихся, использование развивающих методик, объем домашних заданий и др.)
-
Блок оценки психологического климата в классе и на уроках (сплоченность класса, неформальное лидерство учащихся, отношения между мальчиками и девочками, стиль общения учителя и учащихся) Блок оценки школьной корпоративной культуры (имидж школы, образ и поведение директора и администрации, роль органов государственно-общественного управления, роль самоуправления школьников и др.) Блок оценки внеклассной работы с учащимися (личность и стиль поведения кл. руководителя, работа родительского комитета, организация праздников, экскурсий и т.д.)
-
Заключительные вопросы
Цель: дать респонденту возможность плавно завершить работу с анкетой, снять психологическое напряжение, напомнить о важности проблемы, дать ему понять, что сделана большая и нужная работа.
-
Виды вопросов анкеты
1. Закрытые – содержат вопрос и варианты ответов Типы закрытых вопросов: «да- нет» Альтернативные Вопросы-меню
-
Вопросы типа «да-нет»
Имеют четырехчленную шкалу вариантов ответов или пятичленную, при наличии ответа «затрудняюсь ответить» Пример:
-
Как вы считаете, будет ли Ваш ребенок по окончании школы в достаточной степени подготовлен к поступлению в ВУЗ без привлечения репетиторов?
-
Вопрос-меню
Респонденту предлагается набор вариантов ответов с правом выбора одного или нескольких. Пример Какие факторы, на Ваш взгляд, мешают вашему ребенку повысить уровень успеваемости по литературе )укажите не более трех наиболее важных
-
-
Многие родители считают, что проблемы в классе спровоцированы самим учителем. В какой мере вы согласны с этим?
-
Открытые вопросы
Не содержат вариантов ответов Формируют положительную мотивацию к работе над анкетой Не навязывается придуманные не им суждения Интересуются его личным мнением Обработка открытых анкет трудоемка
-
Паспортичка анкеты
Завершение анкеты: вопросы об основных социално-демографических параметрах респондентов : пол, возраст, образование, социальное положение и др. Для учащихся: пол, возраст, класс, наличие братьев, сестер, социальное положение родителей и др. При опросе учителей школы паспортичку можно не делать. Если это необходимо, то включаются: пол, стаж работы, квалификационная категория, наименование или профиль предмета (гум. Ест.н и др.)
-
Закончить анкету следует благодарностью респонденту за работу с ней и пожеланием ему успехов.
-
Определение времени на заполнение анкеты
Необходимо оценить время на заполнение анкеты. Для учащихся - не более 0,5 часа Для родителей – не более часаЕсли времени требуется больше, упростите ее, либо разбить на части.
-
Формирование выборки опроса
Выборка опроса – это круг отобранных для опроса людей. В небольшой сельской школе можно провести сплошную выборку, т.е., опрашивать всех подряд. В большой школе, где нужно опросить учителей, учеников и родителей, то придется использовать выборочный метод, т.е опрашивать не всех, а ограниченное число респондентов. Это квотная выборка
-
Требования к квотной выборке
Круг отобранных для опроса людей должен отражать состав и структуру всей массы людей, чье обобщенное мнение мы хотим узнать. Выборка должна представлять собой модель генеральной совокупности, передающую в уменьшенном размере все разнообразие объектов исследования и повторять природу всей генеральной совокупности При расчете квотной выборки решаются два вопроса: сколько людей опрашивать и в каких пропорциях
-
Для обеспечения репрезентативности выборки с ошибкой в 5% достаточно опросить
-
Структура квотной выборки
Наполнение квот соответствует пропорциям генеральной совокупности Признаки, по которым дифференцируется генеральная совокупность, это факторы, которые определяют позицию, мнение респондентов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.