Презентация на тему "Понятие социологического исследования"

Презентация: Понятие социологического исследования
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Понятие социологического исследования" по социологии, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Средняя оценка: 3.4 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по социологии

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    18
  • Слова
    социология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Понятие социологического исследования
    Слайд 1

    Понятие социологического исследования

    Гму 51-11 Екимов п.а.

  • Слайд 2

    Отдельные эмпирические социологические исследования проводились в зарубежных странах еще в XIX в., систематическими же они стали лишь в первой половине XX в. В 20-е и 30-е годы в нашей стране также бы осуществлен ряд исследовательских проектов. Регулярные эмпирические исследования ведутся лишь со второй половины 50-х годов. В настоящее время функционируют десятки социологических центров, среди которых наиболее известные - Институт социологии РАН, Институт сравнительных социальных исследований, Институт социально-политических исследований РАН, Независимый институт социальных и национальных проблем, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др. Сейчас практически нет такой сферы человеческой жизни, которая не изучалась бы социологами.

  • Слайд 3

     В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

  • Слайд 4

    Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием. Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить.

  • Слайд 5

    Социологическое исследование

    - совокупность логических взаимосвязных, последовательных, методологических, методических, и организационных технических й процедур связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении, в сфере труда, политической, экономической сфере.

  • Слайд 6

    Этапы социологического исследования

    Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

  • Слайд 7

    Основные понятия

    Анкета (от франц. Enquete - расследование) - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме.  Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов.  Бланк интервью - вопросник, используемый в очных интервью.

  • Слайд 8

    Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи.  Данные - результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования.  Интервью (от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой. 

  • Слайд 9

    Интервьюер (анкетер) - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами с помощью опросника с целью сбора информации.  Метод (греч. methodos - "путь к чему-либо") - способ исследования явлений или планомерный путь научного познания и установления истины. Метод в социологии - это способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования; совокупность приемов, процедур, операций познания социальной реальности, а также социального моделирования. 

  • Слайд 10

    Методика (гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.  В социологии - это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации.  Опрос - метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.  Пилотажное исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии. 

  • Слайд 11

    Проблема-это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их достижения. Респондент - лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации.

  • Слайд 12

    Виды исследований по целям

    1. Разведывательные исследования: проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий социологического исследования

  • Слайд 13

    2. Описательное исследование: более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления; обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона). Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

  • Слайд 14

    3. Аналитическое исследование: ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.

  • Слайд 15

    Виды исследований по месту проведения

    Полевые исследования. Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов. Лабораторные исследования. Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях. социологического исследования

  • Слайд 16

    Виды исследований по месту социолога

    Включенные. Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта. Невключенные. Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения. при проведении социологического исследования

  • Слайд 17

    Специальные Виды социологических исследований

    1. Монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов; 2. Когортныеисследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.); 3. Международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.

  • Слайд 18

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке