Содержание
-
Социологическое исследование и методы сбора информации в социологии
-
Социологическое исследование
Комплекс методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем.
-
Классификация социологических исследований
-
-
Разведывательное исследование
Обхватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, сжатом по объему инструментарии. Обычно используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизни.
-
Аналитическое исследование
Проводится с целью изучения явления, когда требуется описать не только его структуру, но также причины и факторы его возникновения, изменения, количественно-качественные характеристики объекта, его функциональные взаимосвязи, динамику. Рассматриваются возможные пути и способы решения поставленной в исследовании проблемы.
-
В зависимости от того, изучаются социальные явления в статистике или динамике, различают разовые (точечные) и повторные социологические исследования
-
Трендовые исследования
Опросы проводятся через более или менее равные промежутки времени. В исследовании одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново.
-
Когортные исследования
Особое направление, основания их проведения несколько условны. Когорт - (от лат. cohors – подразделение, видовая группа) при исследовании производится отбор каждый раз из одной специфической совокупности, для того чтобы проследить перемены в ее поведении, установках и т.п.
-
Панельное обследование
Многократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Данное исследование чаще всего используют как достаточно верное средство проверки конкретных гипотез в отчетливо очередной предметной области.
-
Социологический мониторинг
Обычно повторные (регулярные) исследования общественного мнения по различным социальным, общественно-политическим вопросам (мониторинг общественного мнения).
-
Этапы социологического исследования
Комплексы процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Подготовительный (разработка программы исследования); Полевое исследование (сбор первичной информации); Обработка полученных данных; Анализ и обобщение полученной информации; Составление отчета о результатах исследования.
-
Программа социологического исследования
Документ, содержащий изложение его методологических и методических основ.
-
Функции программы социологического исследования
Методологическая Методическая Организационная
-
Структуру программы составляют два раздела: методологический и методический (методико-процедурный).
-
Методологический раздел
Исходным звеном выступает проблемная ситуация. Проблема – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные, объективные противоречия, породившие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации.
-
Для выявления и формулирования проблемы очень важно установить, что уже известно о ней, и, опираясь на имеющиеся знания, двигаться дальше в определенном направлении. Формулировка проблемы в значительной степени обуславливает и вид исследования.
-
Цель – это предполагаемый конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто. Цель может иметь теоретический и практический характер.
-
Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. В совокупности они формируют круг вопросов, ответы на которые дадут возможность реализовывать цель исследования. Объект – это подлежащее исследованию социальное явление, процесс. Объект исследования необходимо охарактеризовать количественно, структурно и с точки зрения его пространственных и временных границ. Предмет исследования – те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования.
-
По степени общности гипотезы делятся на:
-
По содержанию гипотезы подразделяются на:
-
Методологический раздел
Различают три варианта исследования:
-
Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность.
-
Типы исследования и выборки
-
Обоснование методов сбора социологической информации
Одна из ключевых позиций методологического раздела программы
-
Определение методов обработки и анализа данных
На данном этапе перечисляются способ обработки массива эмпирических данных, содержание работы по подготовке информации к обработке. Методы анализа данных зависят от методов сбора социологической информации, возможностей программного обеспечения их обработки, от цели и задач исследования
-
Рабочий организационный план исследования
Завершает процедурный раздел программы. Здесь расписываются его этапы, время их осуществления, ответственные за реализацию лица, сроки окончания исследования и подготовки научного отчета, проведение различных организационно-технических мероприятий.
-
Метод анализа документов
Анализ документов – совокупность методических приемов и процедур, применяемых для получения значимой для целей исследования социологической информации из документальных источников при изучении социальных явлений и процессов.
-
Документ как объект анализа есть некоторый носитель информации, который служит для фиксирования, передачи и хранения сведений. Предмет анализа документов – это их признаки, свойства, которые характеризуют содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования.
-
Документы подразделяются на виды по различным основаниям:
По способу фиксации информации: письменные, иконографические и фонетические. В зависимости от статуса их авторов: официальные и неофициальные. По источнику информации: первичные и вторичные. По признаку персонификации: личные и безличные.
-
Приемы при анализе документов:
Необходимо различать описание событий, фактов и уметь оценивать их. Важно знать, что первичные документы надежнее вторичных, а официальные более достоверны, чем неофициальные.
-
Два способа анализа документов:
Традиционный анализ документов представляет собой совокупность умственный действий, направленных на раскрытие содержания материала документа. Контент-анализ – это специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных документами.
-
Категории, единицы контент-анализа
Конструктивные объекты, содержание которых определяется целью и задачами исследования. Наиболее употребляемые категории: Понятие Тема Персонаж Ситуация Действие
-
Метод наблюдения
Наблюдение – метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного, систематического, направленного восприятия и прямой регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования событий. Основное назначение метода – получить информацию, доступную для восприятия наблюдателя, значимую для целей и задач исследования, и зарегистрировать ее.
-
Программа наблюдения включает основные структурные элементы программы социологического исследования:
Объект наблюдения – социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние, действия. Предмет наблюдения – признаки, свойства, факторы состояния, действий наблюдаемого объекта. Наблюдаемая ситуация – комплекс условий, факторов, при наличии которых объект подлежит наблюдению. Единицы наблюдения - акты действий объекта наблюдения.
-
Категории наблюдения
-
Основные методы наблюдения:
Цель и задача. Объект и предмет наблюдения. Способ (вид) наблюдения. Способы регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Контроль наблюдения. Обработка и интерпретация полученной информации. Отчет о результатах наблюдения.
-
По степени формализованности различают:
-
По степени участия наблюдателя в ситуации наблюдения:
По условиям организации: полевое наблюдение и лабораторное. По регулярности проведения: несистематическое наблюдение и систематическое наблюдение.
-
Метод опроса
Опрос – метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения интервьюера и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие вопросы. Вопрос – письменное или устное обращение исследователя к респонденту с целью выявления его мнения. анкета – систематически организованный набор вопросов. Респондент – лицо участвующее в опросе в качестве источника информации. Интервьюер – лицо, осуществляющее общение с респондентами с помощью вопросника с целью получения информации.
-
Программа проведения опроса:
Объект опроса; Предмет опроса. По степени охвата генеральной совокупности: сплошные и выборочные опросы.
-
Систематизация опросов:
по процедуре: индивидуальный, групповой. По форме: устный, письменный. По характеру взаимодействия: очный и заочный. По степени стандартизации процедур: стандартизированные и нестандартизированные.
-
Степень достоверности получаемой информации:
Уровень информативности респондентов по различным проблемам, исследуемым в опросе. Сведения о месте и дате рождения, числе детей, месте работы, пользовании различными видами транспорта, времени окончания учебных заведений и т.п. Оценки и предпочтения опрашиваемых по поводу различных видов поведения, предметов потребления. Жизненные ценности, идейные убеждения, приоритеты государственной политики. Явления, получение достоверных сведений о которых особо проблематично.
-
Анкетирование.Классификация вопросов
-
Виды анкетирования
Раздаточное анкетирование Почтовое анкетирование Прессовое анкетирование
-
Интервью
Метод сбора социальной информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера с респондентом с целью получения данных.
-
Виды интервью
Формализованное (с открытыми и закрытыми вопросами); Фокусированное; Свободное.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.