Презентация на тему "Социологическое исследование и методы сбора информации в социологии"

Презентация: Социологическое исследование и методы сбора информации в социологии
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Социологическое исследование и методы сбора информации в социологии", включающую в себя 47 слайдов. Скачать файл презентации 0.17 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    47
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Социологическое исследование и методы сбора информации в социологии
    Слайд 1

    Социологическое исследование и методы сбора информации в социологии

  • Слайд 2

    Социологическое исследование

    Комплекс методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем.

  • Слайд 3

    Классификация социологических исследований

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Разведывательное исследование

    Обхватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, сжатом по объему инструментарии. Обычно используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизни.

  • Слайд 6

    Аналитическое исследование

    Проводится с целью изучения явления, когда требуется описать не только его структуру, но также причины и факторы его возникновения, изменения, количественно-качественные характеристики объекта, его функциональные взаимосвязи, динамику. Рассматриваются возможные пути и способы решения поставленной в исследовании проблемы.

  • Слайд 7

    В зависимости от того, изучаются социальные явления в статистике или динамике, различают разовые (точечные) и повторные социологические исследования

  • Слайд 8

    Трендовые исследования

    Опросы проводятся через более или менее равные промежутки времени. В исследовании одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново.

  • Слайд 9

    Когортные исследования

    Особое направление, основания их проведения несколько условны. Когорт - (от лат. cohors – подразделение, видовая группа) при исследовании производится отбор каждый раз из одной специфической совокупности, для того чтобы проследить перемены в ее поведении, установках и т.п.

  • Слайд 10

    Панельное обследование

    Многократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Данное исследование чаще всего используют как достаточно верное средство проверки конкретных гипотез в отчетливо очередной предметной области.

  • Слайд 11

    Социологический мониторинг

    Обычно повторные (регулярные) исследования общественного мнения по различным социальным, общественно-политическим вопросам (мониторинг общественного мнения).

  • Слайд 12

    Этапы социологического исследования

    Комплексы процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Подготовительный (разработка программы исследования); Полевое исследование (сбор первичной информации); Обработка полученных данных; Анализ и обобщение полученной информации; Составление отчета о результатах исследования.

  • Слайд 13

    Программа социологического исследования

    Документ, содержащий изложение его методологических и методических основ.

  • Слайд 14

    Функции программы социологического исследования

    Методологическая Методическая Организационная

  • Слайд 15

    Структуру программы составляют два раздела: методологический и методический (методико-процедурный).

  • Слайд 16

    Методологический раздел

    Исходным звеном выступает проблемная ситуация. Проблема – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные, объективные противоречия, породившие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации.

  • Слайд 17

    Для выявления и формулирования проблемы очень важно установить, что уже известно о ней, и, опираясь на имеющиеся знания, двигаться дальше в определенном направлении. Формулировка проблемы в значительной степени обуславливает и вид исследования.

  • Слайд 18

    Цель – это предполагаемый конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто. Цель может иметь теоретический и практический характер.

  • Слайд 19

    Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. В совокупности они формируют круг вопросов, ответы на которые дадут возможность реализовывать цель исследования. Объект – это подлежащее исследованию социальное явление, процесс. Объект исследования необходимо охарактеризовать количественно, структурно и с точки зрения его пространственных и временных границ. Предмет исследования – те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования.

  • Слайд 20

    По степени общности гипотезы делятся на:

  • Слайд 21

    По содержанию гипотезы подразделяются на:

  • Слайд 22

    Методологический раздел

    Различают три варианта исследования:

  • Слайд 23

    Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность.

  • Слайд 24

    Типы исследования и выборки

  • Слайд 25

    Обоснование методов сбора социологической информации

    Одна из ключевых позиций методологического раздела программы

  • Слайд 26

    Определение методов обработки и анализа данных

    На данном этапе перечисляются способ обработки массива эмпирических данных, содержание работы по подготовке информации к обработке. Методы анализа данных зависят от методов сбора социологической информации, возможностей программного обеспечения их обработки, от цели и задач исследования

  • Слайд 27

    Рабочий организационный план исследования

    Завершает процедурный раздел программы. Здесь расписываются его этапы, время их осуществления, ответственные за реализацию лица, сроки окончания исследования и подготовки научного отчета, проведение различных организационно-технических мероприятий.

  • Слайд 28

    Метод анализа документов

    Анализ документов – совокупность методических приемов и процедур, применяемых для получения значимой для целей исследования социологической информации из документальных источников при изучении социальных явлений и процессов.

  • Слайд 29

    Документ как объект анализа есть некоторый носитель информации, который служит для фиксирования, передачи и хранения сведений. Предмет анализа документов – это их признаки, свойства, которые характеризуют содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования.

  • Слайд 30

    Документы подразделяются на виды по различным основаниям:

    По способу фиксации информации: письменные, иконографические и фонетические. В зависимости от статуса их авторов: официальные и неофициальные. По источнику информации: первичные и вторичные. По признаку персонификации: личные и безличные.

  • Слайд 31

    Приемы при анализе документов:

    Необходимо различать описание событий, фактов и уметь оценивать их. Важно знать, что первичные документы надежнее вторичных, а официальные более достоверны, чем неофициальные.

  • Слайд 32

    Два способа анализа документов:

    Традиционный анализ документов представляет собой совокупность умственный действий, направленных на раскрытие содержания материала документа. Контент-анализ – это специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных документами.

  • Слайд 33

    Категории, единицы контент-анализа

    Конструктивные объекты, содержание которых определяется целью и задачами исследования. Наиболее употребляемые категории: Понятие Тема Персонаж Ситуация Действие

  • Слайд 34

    Метод наблюдения

    Наблюдение – метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного, систематического, направленного восприятия и прямой регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования событий. Основное назначение метода – получить информацию, доступную для восприятия наблюдателя, значимую для целей и задач исследования, и зарегистрировать ее.

  • Слайд 35

    Программа наблюдения включает основные структурные элементы программы социологического исследования:

    Объект наблюдения – социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние, действия. Предмет наблюдения – признаки, свойства, факторы состояния, действий наблюдаемого объекта. Наблюдаемая ситуация – комплекс условий, факторов, при наличии которых объект подлежит наблюдению. Единицы наблюдения - акты действий объекта наблюдения.

  • Слайд 36

    Категории наблюдения

  • Слайд 37

    Основные методы наблюдения:

    Цель и задача. Объект и предмет наблюдения. Способ (вид) наблюдения. Способы регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Контроль наблюдения. Обработка и интерпретация полученной информации. Отчет о результатах наблюдения.

  • Слайд 38

    По степени формализованности различают:

  • Слайд 39

    По степени участия наблюдателя в ситуации наблюдения:

    По условиям организации: полевое наблюдение и лабораторное. По регулярности проведения: несистематическое наблюдение и систематическое наблюдение.

  • Слайд 40

    Метод опроса

    Опрос – метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения интервьюера и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие вопросы. Вопрос – письменное или устное обращение исследователя к респонденту с целью выявления его мнения. анкета – систематически организованный набор вопросов. Респондент – лицо участвующее в опросе в качестве источника информации. Интервьюер – лицо, осуществляющее общение с респондентами с помощью вопросника с целью получения информации.

  • Слайд 41

    Программа проведения опроса:

    Объект опроса; Предмет опроса. По степени охвата генеральной совокупности: сплошные и выборочные опросы.

  • Слайд 42

    Систематизация опросов:

    по процедуре: индивидуальный, групповой. По форме: устный, письменный. По характеру взаимодействия: очный и заочный. По степени стандартизации процедур: стандартизированные и нестандартизированные.

  • Слайд 43

    Степень достоверности получаемой информации:

    Уровень информативности респондентов по различным проблемам, исследуемым в опросе. Сведения о месте и дате рождения, числе детей, месте работы, пользовании различными видами транспорта, времени окончания учебных заведений и т.п. Оценки и предпочтения опрашиваемых по поводу различных видов поведения, предметов потребления. Жизненные ценности, идейные убеждения, приоритеты государственной политики. Явления, получение достоверных сведений о которых особо проблематично.

  • Слайд 44

    Анкетирование.Классификация вопросов

  • Слайд 45

    Виды анкетирования

    Раздаточное анкетирование Почтовое анкетирование Прессовое анкетирование

  • Слайд 46

    Интервью

    Метод сбора социальной информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера с респондентом с целью получения данных.

  • Слайд 47

    Виды интервью

    Формализованное (с открытыми и закрытыми вопросами); Фокусированное; Свободное.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке