Содержание
- 
              
            Социологическое исследование и методы сбора информации в социологии
- 
              
            Социологическое исследованиеКомплекс методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем. 
- 
              
            Классификация социологических исследований
- 
              
            
 
- 
              
            Разведывательное исследованиеОбхватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе, сжатом по объему инструментарии. Обычно используется для предварительного обследования некоего малоизученного явления или процесса социальной жизни. 
- 
              
            Аналитическое исследованиеПроводится с целью изучения явления, когда требуется описать не только его структуру, но также причины и факторы его возникновения, изменения, количественно-качественные характеристики объекта, его функциональные взаимосвязи, динамику. Рассматриваются возможные пути и способы решения поставленной в исследовании проблемы. 
- 
              
            
 В зависимости от того, изучаются социальные явления в статистике или динамике, различают разовые (точечные) и повторные социологические исследования 
- 
              
            Трендовые исследованияОпросы проводятся через более или менее равные промежутки времени. В исследовании одна и та же генеральная совокупность изучается в разные моменты времени, причем каждый раз выборка строится заново. 
- 
              
            Когортные исследованияОсобое направление, основания их проведения несколько условны. Когорт - (от лат. cohors – подразделение, видовая группа) при исследовании производится отбор каждый раз из одной специфической совокупности, для того чтобы проследить перемены в ее поведении, установках и т.п. 
- 
              
            Панельное обследованиеМногократное обследование одной и той же выборки из генеральной совокупности с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Данное исследование чаще всего используют как достаточно верное средство проверки конкретных гипотез в отчетливо очередной предметной области. 
- 
              
            Социологический мониторингОбычно повторные (регулярные) исследования общественного мнения по различным социальным, общественно-политическим вопросам (мониторинг общественного мнения). 
- 
              
            Этапы социологического исследованияКомплексы процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Подготовительный (разработка программы исследования); Полевое исследование (сбор первичной информации); Обработка полученных данных; Анализ и обобщение полученной информации; Составление отчета о результатах исследования. 
- 
              
            Программа социологического исследованияДокумент, содержащий изложение его методологических и методических основ. 
- 
              
            Функции программы социологического исследованияМетодологическая Методическая Организационная 
- 
              
            
 Структуру программы составляют два раздела: методологический и методический (методико-процедурный). 
- 
              
            Методологический разделИсходным звеном выступает проблемная ситуация. Проблема – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные, объективные противоречия, породившие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации. 
- 
              
            
 Для выявления и формулирования проблемы очень важно установить, что уже известно о ней, и, опираясь на имеющиеся знания, двигаться дальше в определенном направлении. Формулировка проблемы в значительной степени обуславливает и вид исследования. 
- 
              
            
 Цель – это предполагаемый конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто. Цель может иметь теоретический и практический характер. 
- 
              
            
 Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. В совокупности они формируют круг вопросов, ответы на которые дадут возможность реализовывать цель исследования. Объект – это подлежащее исследованию социальное явление, процесс. Объект исследования необходимо охарактеризовать количественно, структурно и с точки зрения его пространственных и временных границ. Предмет исследования – те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования. 
- 
              
            По степени общности гипотезы делятся на:
- 
              
            По содержанию гипотезы подразделяются на:
- 
              
            Методологический разделРазличают три варианта исследования: 
- 
              
            Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность.
- 
              
            Типы исследования и выборки
- 
              
            Обоснование методов сбора социологической информацииОдна из ключевых позиций методологического раздела программы 
- 
              
            Определение методов обработки и анализа данныхНа данном этапе перечисляются способ обработки массива эмпирических данных, содержание работы по подготовке информации к обработке. Методы анализа данных зависят от методов сбора социологической информации, возможностей программного обеспечения их обработки, от цели и задач исследования 
- 
              
            Рабочий организационный план исследованияЗавершает процедурный раздел программы. Здесь расписываются его этапы, время их осуществления, ответственные за реализацию лица, сроки окончания исследования и подготовки научного отчета, проведение различных организационно-технических мероприятий. 
- 
              
            Метод анализа документовАнализ документов – совокупность методических приемов и процедур, применяемых для получения значимой для целей исследования социологической информации из документальных источников при изучении социальных явлений и процессов. 
- 
              
            
 Документ как объект анализа есть некоторый носитель информации, который служит для фиксирования, передачи и хранения сведений. Предмет анализа документов – это их признаки, свойства, которые характеризуют содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования. 
- 
              
            Документы подразделяются на виды по различным основаниям:По способу фиксации информации: письменные, иконографические и фонетические. В зависимости от статуса их авторов: официальные и неофициальные. По источнику информации: первичные и вторичные. По признаку персонификации: личные и безличные. 
- 
              
            Приемы при анализе документов:Необходимо различать описание событий, фактов и уметь оценивать их. Важно знать, что первичные документы надежнее вторичных, а официальные более достоверны, чем неофициальные. 
- 
              
            Два способа анализа документов:Традиционный анализ документов представляет собой совокупность умственный действий, направленных на раскрытие содержания материала документа. Контент-анализ – это специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных документами. 
- 
              
            Категории, единицы контент-анализаКонструктивные объекты, содержание которых определяется целью и задачами исследования. Наиболее употребляемые категории: Понятие Тема Персонаж Ситуация Действие 
- 
              
            Метод наблюденияНаблюдение – метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного, систематического, направленного восприятия и прямой регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования событий. Основное назначение метода – получить информацию, доступную для восприятия наблюдателя, значимую для целей и задач исследования, и зарегистрировать ее. 
- 
              
            
 Программа наблюдения включает основные структурные элементы программы социологического исследования: Объект наблюдения – социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние, действия. Предмет наблюдения – признаки, свойства, факторы состояния, действий наблюдаемого объекта. Наблюдаемая ситуация – комплекс условий, факторов, при наличии которых объект подлежит наблюдению. Единицы наблюдения - акты действий объекта наблюдения. 
- 
              
            Категории наблюдения
- 
              
            Основные методы наблюдения:Цель и задача. Объект и предмет наблюдения. Способ (вид) наблюдения. Способы регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Контроль наблюдения. Обработка и интерпретация полученной информации. Отчет о результатах наблюдения. 
- 
              
            По степени формализованности различают:
- 
              
            По степени участия наблюдателя в ситуации наблюдения:По условиям организации: полевое наблюдение и лабораторное. По регулярности проведения: несистематическое наблюдение и систематическое наблюдение. 
- 
              
            Метод опросаОпрос – метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения интервьюера и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие вопросы. Вопрос – письменное или устное обращение исследователя к респонденту с целью выявления его мнения. анкета – систематически организованный набор вопросов. Респондент – лицо участвующее в опросе в качестве источника информации. Интервьюер – лицо, осуществляющее общение с респондентами с помощью вопросника с целью получения информации. 
- 
              
            Программа проведения опроса:Объект опроса; Предмет опроса. По степени охвата генеральной совокупности: сплошные и выборочные опросы. 
- 
              
            Систематизация опросов:по процедуре: индивидуальный, групповой. По форме: устный, письменный. По характеру взаимодействия: очный и заочный. По степени стандартизации процедур: стандартизированные и нестандартизированные. 
- 
              
            Степень достоверности получаемой информации:Уровень информативности респондентов по различным проблемам, исследуемым в опросе. Сведения о месте и дате рождения, числе детей, месте работы, пользовании различными видами транспорта, времени окончания учебных заведений и т.п. Оценки и предпочтения опрашиваемых по поводу различных видов поведения, предметов потребления. Жизненные ценности, идейные убеждения, приоритеты государственной политики. Явления, получение достоверных сведений о которых особо проблематично. 
- 
              
            Анкетирование.Классификация вопросов
- 
              
            Виды анкетированияРаздаточное анкетирование Почтовое анкетирование Прессовое анкетирование 
- 
              
            ИнтервьюМетод сбора социальной информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера с респондентом с целью получения данных. 
- 
              
            Виды интервьюФормализованное (с открытыми и закрытыми вопросами); Фокусированное; Свободное. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.