Содержание
-
Русская народная вышивка
5 класс по пограмме Б.М.Неменского
-
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.
-
Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.
Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.
-
Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или
вышитым орнаментом.
-
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения
вышивки, характер орнамента и его колорит.
В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.
-
Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие
разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.
-
В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере
такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.
В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.
-
Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.
Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей
-
Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание.
Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.
-
Декоративны птицы на вышивках полотенец.
Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин
.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.
-
Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен.
Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.
-
Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке X века.
Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".
-
В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба
весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.
Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.
-
Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.
-
В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов.
Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...
-
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.
-
Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы»,
также привлекали к себе внимание исследователей.
“Круги"-"месяцы" можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого" (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.
-
Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в
поколение.
“Круг" состоит из цветка - “солнышка" и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца", от которого, надо полагать, узор и получил своё название.
-
Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде
Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)
-
Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.
Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
-
Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает
распространение техника работы крестом.
Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.
-
Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм..."
-
-
Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения
вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.
-
Задания:
Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.
Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.