Содержание
-
Министерство сельского хозяйства РФ Кафедра земледелия и луговодства Электронный атлас по анатомии и морфологии растений Интерактивное учебное пособие к самостоятельной работе по дисциплине «Ботаника» Для обучающихся по направлению подготовки 110400 (35.03.04) «Агрономия» (квалификация (степень) «бакалавр») Санкт-Петербург 2014
-
Найда Н.М. Электронный атлас по анатомии и морфологии растений.Интерактивное учебное пособие к самостоятельной работе по дисциплине «Ботаника» - СПб.: СПбГАУ. – 2014. – 88 с. Рецензенты: доктор с.х. наук ГНУ Агрофизического института А.А.Комаров , к.с.-х.наук,доцентМ.А. Носевич Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров очной формы обучения и может быть использовано при самостоятельном изучении дисциплины «Ботаника» – раздел Анатомия и морфология растений. Учебно-методическое пособие составлено на основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 110400 (35.03.04) «Агрономия» (квалификация (степень) «бакалавр») и др. нормативных документов. Рекомендовано к публикации на электронном носителе Методическим советом СПбГАУ протокол №____ от «__» марта 2014 года. ©Найда Н.М., 2014 © ФГБОУ ВПО СПбГАУ, 2014
-
Содержание:
Введение Цели дисциплины «Ботаника» …………………………………………………..….…4 слайд Задачи освоения материала …..……………………………………………………….5-6 Результаты освоения…………………………………………………………………….….7-9 Устройство микроскопа……………………………………..………………………………...10 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………..11 Строение растительной клетки……………………………………………………….....…12-18 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………..19 Растительные ткани…………………………………………………………………….…………20-45 Меристемы…………………………………………………………………………………………23-25 Механические ткани…………………………………………………………………….…...26-30 Проводящие ткани…………………………………………………………………………….31-35 Основные ткани…………………………………………………………………………………42-44 Выделительные ткани………………………………………………………………………45 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………..46 Анатомия вегетативных органов……………………………………………………………..47 Корень …………………………………………………………………………………………..…..49-58 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………..59 Побег………………………………………………………………………………………………………….60-65 Анатомическое строение стебля……………………………………………………..66-71 Анатомия и морфология листа………………………………………………………..72-79 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………..80 Строение цветка и семени ……………………………………………………………………….81-86 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………….. 87 Рекомендуемая литература………………………………………………………………………88
-
ВведениеБотаника. Анатомия и морфология
Цели освоения дисциплины: – приобретение студентами теоретических знаний по ботанике и практических навыков, необходимых для освоения дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров направления 110400 «Агрономия»
-
Цели и задачи освоения раздела Анатомия и морфология
Цель – последовательно представить микроскопическое строение клетки, тканей, вегетативных и генеративных органов.
-
Задачи:
- закрепление знаний по морфологии и анатомии растений, полученных на лекциях и практических занятиях; - использование электронных иллюстраций в самостоятельной работе при подготовке к коллоквиуму, зачету и экзамену.
-
В результате освоения студент должен:
Знать:основы цитологии, морфологии и анатомии покрытосеменных растений; строение растительной клетки, тканей, вегетативных и генеративных органов; Уметь нарисовать растительную клетку, разрез корня, стебля и листа; Свободно владеть цитологической, анатомической и морфологической терминологией.
-
Процесс освоения направлен на формирование элементов следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК): владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); способности представить современную картину мира на основе естественнонаучных знаний (ОК-11);
-
б) профессиональных (ПК)
способности распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионе дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ПК-3); готовности изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-23);
-
Устройство микроскопа МБР-1
1- окуляр 2-тубус 3-револьвер с объективами 4-объектив 5-предметный столик 6-конденсор 7-зеркало 8-тубусодержатель 9-винт грубой наводки 10-микровинт 11-подставка
-
Вопросы для самоконтроля:
1.Из каких частей состоит микроскоп? 2.Каково назначение плоской и вогнутой стороны зеркала? 3.Для чего предназначен конденсор? 4.В каком положении следует оставлять микроскоп по окончании работы? 5.Для чего нужно покровное стекло?
-
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
-
Клетки эпидермиса лука под микроскопом
ядро стенка цитоплазма
-
Клетки листа элодеи: А –состояние тургора; Б – плазмолиз хл –хлоропласты
А хл Б хл
-
Клетки листа элодеи
хлоропласты цитоплазма стенка
-
Клетки эпидермиса листа гераниустьица
Основные клетки эпидермы
-
Растительная клетка
-
Растительная клетка (трехмерное изображение)
-
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие органеллы покрыты одной мембраной, какие двумя? 2.Какие органеллы составляют субмикроскопическую структуру цитоплазмы и ядра? 3. Как осуществляется связь между клетками? 4.Каково строение митохондрий, пластид, аппарата Гольджи, лизосом? 5. Каково строение клеточной стенки? 6. Каково строение мембран?
-
РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
-
Растительные ткани
Тканями называют устойчивые комплексы клеток, сходные по происхождению, строению и приспособленные к выполнению одной или нескольких функций. Обычно выделяют следующие типы тканей: образовательные (меристемы), покровные, основные, механические, проводящие и выделительные
-
Схема строения растения и расположения тканей:
-
Характеристика меристем
-
Схема расположения различных меристем в растении:1- апикальная (верхушечная); 2- интеркалярная (вставочная) ; 3- латеральная (боковая)
Корневой чехлик
-
Апикальная меристема (апекс побега элодеи): А-продольный разрез; Б-объемное изображение и разрез апекса; В-клетки меристемы; Г –клетка паренхимы листа; 1 –апекс, 2-зачаток листа, 3- зачаток почки, 4 – разворачивающиеся листья
-
ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ
Покровные ткани закрывают тело растения снаружи и граничат с воздушной средой. Они защищают органы от экстремальных температур и патогенных микроорганизмов и обеспечивают связь с внешней средой. К первичным покровным тканям относят эпидерму и эпиблему, к вторичным – пробку (феллему). На стволах и толстых корнях деревьев образуется корка, или ритидом, третичная покровная ткань .
-
Эпидерма листа: 1-замыкающие клетки устьиц; 2- устьичная щель; 3-хлоропласты; 4-основные клетки эпидермы;5-кутикула; 6-подустьичная полость
-
Трихомы, или волоски
1-3-одноклеточные 4-6-многоклеточные
-
Перидерма бузины
1-выполняющие клетки чечевички 2-остатки эпидермы 3-пробка 4-феллоген 5-феллодерма 6-лубяные волокна 7-основная паренхима
-
Корка, или ритидом
друзы пробка пробка коровая паренхима склереиды
-
Сравнительная характеристика механических тканей
-
Уголковая колленхима
вакуоль утолщение стенки ядро
-
Лубяные волокна
Утолщение клеточной стенки
-
Древесинные волокна
А –поперечный срез Б – продольный срез Б А
-
Склереиды
Утолщение стенки
-
Проводящие ткани и проводящие комплексы
Транспортировка продуктов ассимиляции к корневой системе называется нисходящим током, а продуктов поглощенных ризосферой к листьям – восходящим током. Каждый ток веществ передвигается по определенным элементам проводящей ткани: восходящий ток идет по сосудам и трахеидам, нисходящий – по ситовидным трубкам с клетками спутницами.
-
Трахеиды
1-2-трахеиды с округлыми окаймленными порами 3-трахеида с вытянутыми окаймленными порами
-
Типы сосудов: 1-кольчатый, 2-4- спиральный, 5-сетчатый, 6- лестничный, 7-8- пористый
-
Строение ситовидной трубки с клеткой спутницей
клетка спутница
-
Состав флоэмы и ксилемы проводящего пучка
-
Схемы строения проводящих пучков: А-коллатеральный закрытый; Б-коллатеральный открытый; В-биколлатеральный; Г-концентрический; 1-флоэма, 2-ксилема, 3-камбий, 4-склеренхима
Г
-
Основные ткани
Запасающая ткань в зерновке пшеницы:1 –алейроновый слой, 2-крахмальные зерна
-
Ассимиляционная паренхима листа
хлоропласты
-
Воздухоносная паренхима
1- воздухоносные ходы
-
Выделительные ткани 1-вместилища: А-схизогенные смоляные ходы в древесине сосны; Б-лизигенные вместилища эфирных масел в перикарпии апельсина; 1-эпительальные клетки; 2-межклетники; 3-храхеиды;4-разрушающиеся кл.экзокарпия; 2-членистые млечники; А-корень одуванчика, Б-латук; 1-латекс; 2-паренхима
2 1
-
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое ткани? 2.Какова роль образовательных тканей в растении? 3.Какие типы покровных тканей вы знаете? 4. Типы механических тканей и их особенности. 5.Назовите элементы проводящих тканей. 6.Какие типы проводящих пучков вам известны?
-
Анатомия вегетативных органов
-
Схема строения цветкового растения
-
КОРЕНЬ
-
Корни по происхождению бывают:
1-главный корень 2-придаточные корни 3-боковые корни 3
-
Корневые системы: А- стержневая; Б- мочковатая
-
Видоизменения корней: А- корневые шишки (клубни); Б- корнеплоды
-
Воздушные корни
-
Зоны корня:
-
Первичное анатомическое строение корня однодольного растения (ирис): 1- центральный цилиндр; 2 –эпиблема;3-экзодерма; 4мезодерма; 5-эндодерма; 6-перицикл; 7-флоэма; 8-ксилема; 9-пропускные клетки; 10- корневой волосок
-
Вторичное строение корня двудольного растения (тыква): 1-первичная ксилема;2-вторичная ксилема; 3-радиальный луч; 4-камбий; 5-вторичная флоэма; 6- вторичная кора; 7- пробка
-
Анатомическое строение корнеплодов: А-корень редьки; Б-корень моркови
1-первичная ксилема А Б 2-первичная флоэма 3-камбий 4-вторичная флоэма 5-вторичная ксилема 6-пробка
-
Анатомическое строение корня свёклы
1-пробка 2-добавочный камбий 3-вторичная ксилема 4-радиальный луч 5-первичная ксилема 6-камбий 7-первичная и вторичная флоэма 8-коллатеральные проводящие пучки
-
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие типы корневых систем вы знаете? 2.Назовите зоны молодого корня 3.Какие видоизменения корней вы знаете? 4.Расскажите строение корня ириса 5.Расскажите строение корня тыквы 6.Каково анатомическое строение корнеплодов?
-
ПОБЕГ
-
Схема строения побега:
лист стебель
-
Листорасположение: 1-очередное; 2 - супротивное; 3-мутовчатое
-
Строение почек
-
Типы ветвления побегов:
1-моноподильное; 2-симподиальное; 3-дихотомическое; 4-симподиальное по типу дихазия (ложнодихотомическое)
-
Метаморфозы побега: 1-2-клубни; 3-луковицы; 4-клубнелуковица; 5-6-корневище; 7-колючки; 8-усики; 9-надземный клубень; 10-усы у земляники
-
Первичное анатомическое строение стебля кукурузы I- разрез стебля:1-эпидерма, 2-склеренхима, 3-паренхима, 4-закрытый коллатеральный проводящий пучок; II-проводящий пучок: 1-паренхима,2-склеренхима, 3-флоэма, 4-6-сосуды, 7-воздушная полость
-
Строение стебля тыквы:
1-волоски 2-эпидерма 3-уголковая колленхима 4 –ассимиляционная паренхима 5-склеренхима 6-паренхима 7-флоэмы биколлатера- льного проводящего пучка 8-ситовидные трубки 9-камбий 10- сосуды 7
-
Строение стебля кирказона:
1-прокамбий 2-эпидерма 3-колленхима 4-паренхима первичной коры 5-эндодерма 6-склеренхимное кольцо 7-флоэма 8-ксилема 9-пучковый камбий 10-межпучковый камбий 11-сердцевинный луч 12-паренхима сердцевины
-
Строение стебля липы (фото)
-
Строение стебля древесного растения (ветка липы):
1- остатки эпидермы 2-пробка 3-первичная кора 4-вторичная кора 5-камбий 6-древесина 7-осенняя древесина 8-сосудывторичной ксилемы 9-первичная ксилема 10-сердцевина 11-вторичный сердцевинный луч 12- первичный сердцевинный луч 13-кристаллы 14-флоэма (луб) 14
-
Строение стебля льна:
1-эпидерма 2-паренхима первичной коры 3-эндодерма 4-лубяные волокна 5-флоэма 6-камбий 7-вторичная ксилема 8-первичная ксилема 9-сердцевинный луч 10-сердцевина 11-полость
-
Морфология листа
черешок Листовая пластинка прилистники основание
-
Лист
Формы листьев
-
Морфология листа
Край листовой пластинки
-
Жилкование
-
Степень и форма расчленения листовой пластинки
-
Листья простые -1-14; сложные-15-17
1-игольчатые 2-линейный 3-яйцевидный 4-сердцевидно- яйцевидный 5-обратнояйце- видный 6-почковидный 7-лопатчатый 8-ланцетный 9-стреловидный 10-копьевидный 11-округлый 12-овальные 13-продолговатый 14-ромбический 15-перистый 16-тройчатый 17-пальчатый 15 16 17
-
Анатомическое строение листа:
1-эпидерма 2- устьице 3-столбчатая паренхима 4-губчатая паренхима 5-закрытый коллатеральный проводящий пучок 6- колленхима 6 6
-
Строение хвоинки сосны:1-эпидерма2-погруженное устьице3- гиподерма4-складчатая паренхима5-смоляной ход6-эндодерма7-ксилема8-флоэма9-склеренхима10-трансфузионная паренхима
-
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое побег? 2.Какие видоизменения побега бывают? 3.Типы листорасположения. 4. Чем характеризуется первичное строение стебля однодольных растений? 5.Зарисуйте стебель тыквы и сделайте обозначения. 6.Расскажите строение стебля кирказона. 7.Расскажите строение стебля липы. 8.Расскажите строение стебля льна. 9Какое строение имеет лит покрытосеменных растений 10. Расскажите строение хвоинки сосны.
-
Строение цветка и семени
-
Строение цветка:1- тычинка2-лепестки венчика3- пестик 4-чашелистики чашечки5-цветоложе6-цветоножка7- пыльник8-тычиночная нить9-рыльце пестика10-столбик пестика11-завязь
-
Строение цветка:1-стенка завязи2-столбик пестика3-рыльце4- прорастающие пыльцевые зерна 5-тычиночная нить6- пыльник7-формирующиеся пыльцевые зерна8-семязачаток9-зародышевый мешок (женский гаметофит)
9
-
Строение семени фасоли:
ура Семенная рубчик микропиле
-
1-зародыш семени 2-почечка 3-корешок 4-семядоли 5-семенная кужура
-
Строение зерновки пшеницы:
1-перикарпий 2-эндосперм 3-зародышевый лист 4-апекс побега 5-стебелек 6-корешок 7-зародыш 8-колеоптиле 8
-
Вопросы для самоконтроля:
1.Какое строение имеет цветок покрытосеменных растений? 2.Какие процессы протекают в пыльниках тычинок? 3.Что такое завязь? 4.Какие процессы протекают в семязачатке? 5.Что такое зародышевый мешок? 6.Какова морфология семени? 7.Расскажите строение семени фасоли. 8.Расскажите строение зерновки пшеницы.
-
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная 1. Андреева И. И., Родман Л.С. Ботаника. – 3, 4-е изд. - М.: КолосС, 2003, 2005, 2007, 2010. 2. Андреева И. И., Родман Л.С., Чичев А.В. Практикум по анатомии и морфологии растений. - М.: КолосС, 2005. 3. Суворов В.В., Воронова И.Н. Ботаника с основами геоботаники. 3-е изд.-М.: АРИС, 2012.- 520 с 4.Найда Н.М.Ботаника: клетка и ткани.- Учебно-методическое пособие -1 ч.СПб: СПбГАУ.- 65 с. 5. Найда Н.М. Ботаника:вегетативные органы.- Учебно-методическое пособие -II ч.СПб: СПбГАУ.- 52 с. 6. Найда Н.М.Ботаника:Размножение растений.-Учебно-методическое пособие -III ч.СПб: СПбГАУ.-51 с. Дополнительная 1. Лотова Л. И. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений. М. : КомКнига, 2007. 2. Серебрякова Т.И., Воронин Н.С., ЕленевскийА.Г. Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений. М. : Академкнига, 2006. 3. БаландинС.А.,АбрамоваЛ.И.,Березина Н.А. Общая ботаника с основами геоботаники. Учебное пособие для вузов.2-е издание, – М. : ИКЦ « Академкнига», 2006 4. Яковлев Г.П., Челомбитька В.А., Дорофеев В.И. Ботаника: учебник для вузов.3-е изд.,-СПб.: СпецЛит, 2008.-687 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.