Содержание
-
Целебные растения
1-2класс
-
Цели и задачи урока
- Цель: сформировать представления о некоторых лекарственных растениях страны.
- Задачи:
- 1. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
- 2. Развивать связную речь.
- 3. Познакомиться с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
- 4. Развивать интерес к природе своей страны.
-
Ребята, какие лекарственные растения вам известны
-
Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы
- Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.
- Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней.
-
«Хранилища» знаний о лекарственных растениях
Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.
- А вы догадались, о чем написано в «Травнике»?
«Цветнике»?
«Зельнике»? -
Травы, настойки из целебных растений
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.
-
Часто люди сами собирают травы
Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
- Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
- Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? -
Душица
Взгляните на это растение.
- Как вы думаете,
почему растение так названо?
Запах у него приятный,
ароматный, душистый.
Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. -
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. -
Подорожник
- Попробуйте догадаться, почему это растение так называется.
Кто из вас пользовался подорожником?
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. -
Это растение обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда
- Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела.
- Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.
-
Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. -
Ромашка
- Может быть, кому-то из вас, приходилось лечиться с помощью ромашки?
Ромашка поможет больному животику -
Шалфей
А это шалфей.
Его еще зовут
«чабан-чай».
- Кто такой чабан? -
Чабан
Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны, пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.
-
Самая лучшая аптека – это Природа
- Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу нашей страны. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств.
- Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.
-
Правила сбора лекарственных растений
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?
Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему?
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? -
Чабрец и зверобой
А с этими растениями хорош чай. Это чабрец и зверобой. Вот так скромно выглядят эти цветы, но зато от многих болезней лечат, а нам помогут остаться здоровыми и не заболеть.
-
Физминутка
- Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. ( наклоны вперед и назад)
- Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.( вращение головой)
- Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
-
Игра «Аптека»
- Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.
- Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь».
- Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателям.
-
Что я узнал о целебных растениях?
Ребята, возможно, кто-то из Вас в будущем станет врачом и своим пациентам, кроме таблеток, будет советовать пропивать курсы целебных травок, растений.
-
«Ночной цветок»
- А сейчас, давайте с Вами посмотрим мультфильм «Ночной цветок», герои этого мультфильма утенок, котенок и цыпленок с помощью целебного цветка помогли старому псу Полкану излечиться от всех болезней.
-
Спасибо за урок!!!