Презентация на тему "Экология человека"

Презентация: Экология человека
Включить эффекты
1 из 91
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.28 Мб). Тема: "Экология человека". Предмет: биология. 91 слайд. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Экология человека
    Слайд 1

    ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Слайд 2

    Автор презентации – Якименко Людмила Владимировна, доктор биол. наук, профессор кафедры экологии и природопользования ВГУЭС

  • Слайд 3

    Лекция 1«Экология человека» как наука.История появления науки «Экология человека»

    Введение

  • Слайд 4

    Экология человека – наука о взаимоотношениях человека, общества и природы

  • Слайд 5

    Цель экологии человека – обеспечить общество информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

  • Слайд 6

    Практическая задача экологии человека – создание здоровой, экологически чистой, безопасной и социально-комфортной среды обитания человека.

  • Слайд 7

    Создание экологии человека или антропоэкологии в России в последней четверти XX века стало ответом на острую общественную потребность в комплексной науке о взаимоотношениях человека и окружающей среды.

  • Слайд 8

    Актуальность введения данного курса обусловлена тем, что антропоэкология оказалась необходимым средством для понимания биосоциальной сущности человека.

  • Слайд 9

    Экология человека направлена на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными факторами, включая культуру, религию, обычаи и т.д. с целью определить направленность социально-демографических процессов

  • Слайд 10

    Экология человека изучает закономерности воздействия на население природных, социальных, производственных факторов, включая культуру, обычаи, религию для выяснения направленности антропоэкологических процессов и причин из возникновения (Прохоров Б.Б.)

  • Слайд 11

    методическая база экологии человека

    Экология человека широко использует методы «материнских наук» - демографии, биологии, гигиены, эпидемиологии и пр.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    На пути к экологии человека

    Знаменитый французский географ и социолог Жан Элизе Peклю (1830—1905) создал ряд капитальных трудов: «Земля. Описание жизни Земного шара», «Человек и Земля», «Земля и люди. Всеобщая география», в которых стремился дать общую картину развития человечества и подтвердить свою концепцию определяющей роли географической среды в развитии общества.

  • Слайд 14

    . Профессор Лейпцигского университета Фридрих Ратцел (1844—1905) сформулировал основные положения антропогеографии. Он предпринял попытку нарисовать общую картину расселения человечества по земной поверхности и показать связь раз вития культуры с географическими условиями.

  • Слайд 15

    Значимая дата — 1864 г. – выход в свет книги американского исследователя Д. П. Марша «Человек и природа, или о влиянии человека на изменения физико- географических условий природы». Автор показал характер и приблизительные размеры изменений, вызванных деятельностью человека в естественном состоянии Земли.

  • Слайд 16

    Термин «Экология человека»

    В 1921 г. американские исследователи Р. Е. Парк i Э.В. Берджес из Чикагского университета предложили термин «экология человека», который был использован в социологических исследованиях населения города Чикаго.

  • Слайд 17

    На пути к экологии человека

    М. Сорре (Франция) - автор трехтомного произведения «Основы человеческой географии» (1943 -1952). Первый том этого труда имеет второе название -"Очерки экологии человека».

  • Слайд 18

    Огромное влияние на создание подлинно научного, подхода к пониманию и решению экологических проблем оказали взгляды В. И. Вернадского (1863—1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разума),

  • Слайд 19

    В 1988 году на 1-м всесоюзном совещании по экологии человека состоялось признание в СССР экологии человека как самостоятельной науки

  • Слайд 20

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов ВУЗов.- М.: Издательский центр Академия, 2003. – 320 с. 2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. Учебное пособие. - М.: МНЭПУ, 1998 – 232 с. 3. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). Учебное пособие. - М.: МНЭПУ, 1998 – 280 с. 4. Агаджанян Н.А. Экология человека. Избранные лекции / Агаджанян Н.А., Гичев Ю.П., Торшин В.И. – М., Новосибирск.: Б.и., 1997. – 355 с. 5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. Учебное пособие / Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. - Ростов н/Д: Феникс, 2002 .- 512 с.

  • Слайд 21

    Тема 2. Происхождение человека

    Происхождение человека = антропогенез

  • Слайд 22

    За последние 7 млн. лет на Земле существовали 20 видов гоминид. Сейчас на Земле живет всего один вид – Homo sapiens – человек разумный. Происхождение человека связано с Африканским континентом.

  • Слайд 23

    В Африке, в тропических лесах обитали наши предки – человекообразные обезьяны. Шимпанзе и гориллы и сейчас населяют сохранившиеся небольшие по площади тропические леса Африки. Гиббоны и орангутаны населяют джунгли Азии.

  • Слайд 24

    Примерно 10 млн. лет назад климат Африки стал меняться. Он становился суше и холоднее, что влекло за собой сокращение площади тропических лесов.

  • Слайд 25

    Итак, запомним: первая нам известная катастрофа в истории становления человека имела своей причиной внешние факторы – похолодание и иссушение климата.

  • Слайд 26

    Уход гоминид из джунглей в саванну, конкуренция с крупными хищниками способствовали дальнейшей эволюции гоминид.

  • Слайд 27

    Австралопитек Человек умелый- Homo habilis Человек прямоходящий- Homo erectus Человек разумный – Homo sapiens

  • Слайд 28

    Сравнение шимпанзе-детеныша и взрослого. Человеческий облик обезьяны-младенца служит аргументом в пользу теории, что в эволюции человека большую роль сыграла неотения

  • Слайд 29

    Homo erectus первым из видов рода Homo расселился на обширной территории Евразии. Яванский человек, пекинский человек – это все ископаемые представители Homo erectus.

  • Слайд 30

    Примерно 200 тысяч лет назад из Африки вышел другой вид рода Homo – неандертальский человек. Он расселился по территории Европы и Азии, причем был хорошо приспособлен к холодному (результат резкого похолодания) климату.

  • Слайд 31

    За пределы Африканского континента вышел Homo erectus – человек прямоходящий, а его предком был Homo habilis – человек умелый, происхождение которого и всего рода Homo связано с Восточной Африкой и областью Африканского рифта.

  • Слайд 32

    Основные тенденции гоминизации

    Прямохождение Увеличение объема мозга и дифференциация его структуры Развитие руки как органа труда Удлинение периода роста и развития Адаптация к трудовой деятельности

  • Слайд 33

    Период формирования современного человека в геохронологии Земли называется антропоген или четвертичный период. Он длился 2-2,5 млн лет

  • Слайд 34

    200-250 тысяч лет назад наступило резкое похолодание климата.В районах, близких к леднику, развилась специфическая холодолюбивая «мамонтовая» фауна

  • Слайд 35

    «Мамонтовая» фауна

    Мамонт Шерстистый носорог Овцебык Северный олень Песец Полярная куропатка и др.

  • Слайд 36

    Формирование рас человека произошло в позднем палеолите как следствие расселения. Причина формирования рас – адаптация к условиям окружающей среды

  • Слайд 37

    Палеолит – древний каменный век

    Около 2 млн лет назад человек стал изготовлять примитивные орудия труда. 500-200 тысяч лет назад человек стал использовать огонь. 50 тысяч лет назад человек научился сам добывать огонь

  • Слайд 38

    За прошедшие 20 000 лет человек заселил все климатические зоны и истребил многие виды животных

  • Слайд 39

    Хозяйственно- культурные типы людей

    Охотник-собиратель Вел полуоседлый образ жизни. Жил группами по 20-25 человек. Рыболов. Жил более оседло

  • Слайд 40

    Жизнь первобытного человека была полна опасностей

  • Слайд 41

    Последние молекулярно-генетические данные показали, что гибридизация кроманьонцев и неандертальцев имела место, хотя и была ограниченной..

  • Слайд 42

    Еще одна из причин, которая привела к вытеснению неандертальцев – примитивное устройство их гортани, не позволявшее этому подвиду обрести речь. Развитие речи значительно увеличило возможности кроманьонцев к коммуникации, взаимодействию, передаче опыта от поколения к поколению и от человека к человеку

  • Слайд 43

    Развитие речи стало огромным преимуществом человека современного типа перед неандертальцем. Взаимодействие во время охоты, обсуждение ее результатов, передача опыта молодым соплеменникам, культурная эволюция – все это стало возможным благодаря речи.

  • Слайд 44

    Появление новой техники изготовления орудий говорит о высоком умственном развитии этого человека, об этом же говорит появление первых человеческих захоронений, связанных с зарождением религиозных обрядов.

  • Слайд 45

    Орудия труда неандертальцев были сделаны с большим искусством, своих покойников они хоронили, соблюдая некоторые ритуалы, следовательно, у этих первобытных люд ей была культура и представления о загробной жизни.

  • Слайд 46

    Примерно 30 тысяч лет назад неандертальцы перестали существовать, будучи вытеснены кроманьонским человеком, принадлежащим к подвиду Homo sapiens sapiens.

  • Слайд 47

    ЛЕКЦИЯ 3

    Неолитическая революция

  • Слайд 48

    Присваивающая экономика

    Экономика палеолитического человека носила присваивающий характер и ограничивала рост численности охотников-собирателей. Естественная смертность была высокой

  • Слайд 49

    1 экологический кризис

    Кризис присваивающей экономики – первый экологический кризис в истории человечества. В верхнем палеолите (он длился 25-20 тыс. лет) исчезли многие крупные представители мамонтовой фауны

  • Слайд 50

    Конец палеолита – резкий перелом в жизни человечества. Снизилась численность травоядных. Из-за недостатка пищи резко уменьшилась численность населения.

  • Слайд 51

    Неолитическая революция

    Термин «неолитическая революция» предложен в 1949 году английским археологом Гордоном Чайлдом. По аналогии с термином «промышленная революция»

  • Слайд 52

    Неолит – новый каменный век

    Важная ступень в развитии человечества – переход от охоты и собирательства к земледелию и позже – к животноводству. Этот переход и называется неолитической революцией.

  • Слайд 53

    В неолите увеличилась плотность населения, появилось гончарное ремесло, высокая техника обработки камня, использование плуга

  • Слайд 54

    «В течение последних 10-2 тысяч лет геохимическое воздействие человека, захватившего посредством земледелия зеленое живое вещество, стало необыкновенно интенсивным и разнообразным» В.И. Вернадский

  • Слайд 55

    Очаги возникновения земледелия

    Ближний Восток – междуречье Тигра и Евфрата Долины Нила Долины Инда и Ганга Долины Хуанхэ и Янцзы

  • Слайд 56

    Около 6000 лет назад в Египте и Месопотамии появилось орошаемое земледелие. Около 3000 лет до н.э. появилось животноводство в результате одомашнивания крупного рогатого скота, верблюда, овцы, козы, свиньи

  • Слайд 57

    В начале 7 тысячелетия до н.э. появился первый город – Иерихон, окруженный стенами и башнями с населением 3000 человек.

  • Слайд 58

    Развитие ремесел

    При переходе от присваивающей экономики к производящей развивались ремесла. Изготовливалась керамическая посуда, на примитивных ткацких станках производилась ткань из растительных волокон.

  • Слайд 59

    Центры возникновения земледелия именовались по основной культуре растений – рисовый, пшеничный, просяной, маисовый, клубнеплодный

  • Слайд 60

    В палеолите численность населения регулировалась, в основном, количеством продуктов питания, а в земледельческих обществах, в основном, болезнями из-за повышенной плотности населения и распространения инфекций

  • Слайд 61

    Экологические последствия неолитической революции

    Выжигание лесов, пожары, изменения ландшафтов, гибель диких животных, эрозия почв, засоление почв в результате орошения.

  • Слайд 62

    Последствия неолитической революции

    Численность населения за время неолита за период 8-3 тысячи лет до н.э. выросла до 50 млн. человек.

  • Слайд 63

    Лекция 4

    Человек и аграрная культура Сцена сбора урожая зерновых с древнеегипетской гробницы в Дейр-эль-Медине. 2 тыс. до н.э.

  • Слайд 64

    Основы аграрной культуры – земледелие и скотоводство

  • Слайд 65

    Аграрная культура

    Земледелие появилось около 10 тысяч лет до н.э. в эпоху аграрной культуры. Промышленная революция началась в 1750 году н.э. Итак, аграрная культура длилась 12 тысяч лет.

  • Слайд 66

    С середины 1У тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке и в Египте города и сельские поселения объединялись в государства, превратившиеся в мощные рабовладельческие империи

  • Слайд 67

    В Месопотамии возникла шумерская цивилизация, с которой связано появление первой письменности, изобретение колеса, гончарного круга, навыков выплавки золота и меди

  • Слайд 68

    Древний Египет

    В Древнем Египте процветали математика, астрономия, искусство, архитектура. Больших успехов достигла медицина. В рукописях упоминаются оспа и проказа, есть гигиенические советы для женщин в период беременности и родов

  • Слайд 69

    С появлением земледелия и скотоводства труд человека мог обеспечить гораздо больше, чем было необходимо для его непосредственного выживания. У него появились и новые потребности, и возможность использовать труд других людей для их обеспечения.

  • Слайд 70

    Если биологическое развитие индивидуума и совершенствование его мозга практически остановились несколько десятков тысяч лет тому назад, то Коллективный Интеллект продолжал развиваться все ускоряющимися темпами

  • Слайд 71

    Итак, в результате неолитической революции родились современные цивилизации, которые начали активно изменять не только природные условия, но и саму структуру естественного кругооборота веществ в Природе.

  • Слайд 72

    В истории земледельческих общество наблюдались резкие колебания численности населения, совпадавшие с войнами, но чаще – с эпидемиями и голодом

  • Слайд 73

    Помимо мускульной силы животных в рабовладельческом обществе широко использовалась мускульная энергия рабов.

  • Слайд 74

    Обратная сторона рабства – освобождение от труда большой группы людей, которые могли заниматься творческим трудом. Результат – великие произведения архитектуры, скульптуры, написаны книги и философские трактаты.

  • Слайд 75

    Экологические последствия античного периода

    Массовая вырубка (особенно в Средиземноморье) лесов для строительства храмов, дворцов, кораблей, активная эрозия почв на склонах гор (Балканы), изменение ландшафтов вследствие добычи меди и т.д.

  • Слайд 76

    Человечество в условиях феодализма

    Феодализм – последний этап аграрной культуры. Со II века до н.э. по IХ век н.э. человечество переживало период войн, грабежей, мародерства, эпидемий и частых неурожаев.

  • Слайд 77

    В конце XIII века численность человечества резко снизилась из-за эпидемий чумы.

  • Слайд 78

    В эпоху аграрной культуры рост численности населения всегда опережал рост продуктивности сельского хозяйства. Человек в это время жил на грани голода.

  • Слайд 79

    В эпоху феодализма человек научился использовать энергию ветра ( ветряные мельницы) и текучей воды. Основной тягловой силой стала лошадь. Энергопотребление человечества значительно возросло.

  • Слайд 80

    Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни обстановкой: открытые сточные канавы, грязь и скученность населения в кварталах бедноты, массовые эпидемии.

  • Слайд 81

    Человечество и индустриализация

    В 1712 году был изобретен паровой двигатель, который сразу нашел широкое применение в промышленности, резко увеличил потребление энергии

  • Слайд 82

    С конца XVIII века растет число прядильных станков, паровых машин, шахт, фабрик. Первой на путь индустриализации встала Англия.

  • Слайд 83

    Серийное фабричное производство одежды, средств гигиены, медикаментов способствовали их удешевлению и широкому проникновению в быт народа. Это помогало бороться с антисанитарией и эпидемиями.

  • Слайд 84

    В начале XIX века улучшается системы водоснабжения и канализации, отопления и освещения городов. В результате сокращается смертность от эпидемий оспы, чумы, холеры, брюшного тифа, дизентерии и др. болезней.

  • Слайд 85

    В XIX веке в промышленно развитых странах обращают внимание на улучшение условий труда, ограничение друда детей и женщин, соблюдение санитарных норм.

  • Слайд 86

    В 1848 г. в Англии принят закон о ликвидации антисанитарии и предупреждении заболеваний

  • Слайд 87

    Промышленная революция и здоровье людей

    Успехи медицины – бактериологии, иммунологии, лечения и профилактики инфекций повысили уровень здоровья и в результате выросла продолжительность жизни.

  • Слайд 88

    Итоги промышленной революции

    Промышленная революция имела двойственные последствия: она способствовала научно-техническому прогрессу, но и резко усилила неблагоприятное воздействие человека на окружающую среду

  • Слайд 89

    С 1800 г по 1900 г. численность населения Земли возросла с 906 млн до 1,6 млрд человек. Продолжительность жизни возросла на 15-20 лет.

  • Слайд 90

    Экологические последствия

    Вырубка лесов вокруг городов Гибель сельхозугодий при добыче угля и нефти Интенсивное загрязнение воздуха в промышленных центрах

  • Слайд 91

    Экологические проблемы ХХ века

    Резкий рост численности населения Урбанизация Резкие различия (1:44) в энергообеспеченности сельского и городского населения, развитых стран и стран третьего мира Интенсивное загрязнение окружающей среды Истощение природных ресурсов Катастрофические последствия войн и атомных аварий

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке