Содержание
-
ЭКОЛОГИЯ
ЧУЛКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
к.т.н, доцент кафедры
экологии и безопасности жизнедеятельности
(ЭБЖ) ЭЛТИ ТПУ 137 ауд. 8 к.
pptcloud.ru
-
Введение
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и сообществ между собой и с окружающей средой обитания
Э. Геккель, 1866 г.
Экология = наука о доме
-
История развития экологии
3 этапа
1. Зарождение и становление экологии как науки
До 60-х г.г. XIX века
На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
-
Аристотель (384–322 г.г. до н.э.). «История животных»
Теофраст (372–287 г.г. до н.э.)
«История растений»
К. Линней (1707–1778 г.г.)
Ж. Б. Ламарк (1744–1829 г.г.)
Т. Мальтус (1766–1834 г.г.)
С.П. Крашенинников (1713–1755 г.г.) – «Описание земли Камчатской»
-
2. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний
60-е г.г. XIXв. – 50-е г.г. XX в.
Ч. Дарвин (1809–1882 г.г.) определил основные факторы эволюции органического мира:
1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора…»
1871 г. – «Происхождение человека»
-
В.В. Докучаев (1846–1903 г.г.) – основоположник почвоведения
Э. Геккель
В. Шелфорд, Ч. Адамс
В.И. Вернадский
А.Тенсли, 1935 г. – экосистема
В.Н. Сукачев, 1940 г. - биогеоценоз
-
3. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды
50-е г.г. XX в. – до настоящего времени
Современный этап связан с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу
Е. Одум, Б. Небел, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс
-
Определения
Экологическая система – взаимосвязанная, единая функциональная совокупность живых организмов и среды обитания
Биоценоз – совокупность живых организмов (растения, животные, микроорганизмы)
Биотоп – участок биосферы с однородными условиями существования, населенный этими организмами
-
Экосистема = биоценоз + биотоп
(связанные между собой обменом веществ и энергии)
Биогеоценоз – природные экосистемы
-
Структура экологии
Основная часть экологии – общая экология, которая изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и среды
В зависимости от уровня организации в составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
-
Аутэкология – изучает взаимодействие со средой отдельных особей или видов;
Популяционная экология (демоэкология) – изучает структуру и динамику популяций;
Синэкология – изучает взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.
-
Классификация экологии
По конкретным объектам и средам исследования: экология растений, животных, микроорганизмов
В зависимости от среды, местообитания организмов: экология суши, моря, озера
На стыке экологии с другими отраслями знаний: инженерная экология, математическая, медицинская, космическая
Экология человека – взаимодействие антропосистемы и биосферы
-
Этапы взаимоотношений человека и природы
Современный человек
40 тыс. лет назад
-
1. Этап охотничества-собирательства
Влияние человека на
среду незначительное
Использование огня
для загона и ловли дичи
Пожары, разрушение
растительных сообществ,
обеднение видового
состава крупных позвоночных
-
2. Этап аграрной цивилизации
10 тыс. лет назад
Скотоводство и земледелие
Положительный результат:
Увеличение численности населения
Возникновение ремесел
Совершенствование орудий труда
Зарождение процесса урбанизации
-
Негативные последствия
Сельское хозяйство развивалось по схеме:лес → пастбище → поля сельскохозяйственных культур→ пустыни
Разрушение экосистем: уничтожение лесов, засоление почв и опустынивание, вымирание крупных представителей фауны
-
Несмотря на изменение экосистем в локальном масштабе, деятельность человека вписывалась в биогеохимический круговорот веществ и не изменяла притока энергии в биосфере. Использовались в основном растительные материалы (биодеградирующие) и металлы, полностью осуществлялось самоочищение вод и земель.
-
3. Этап индустриальной цивилизации
ХIХ в. Зарождение и развитие промышленности
Строятся города, повышается уровень жизни людей
-
Негативные последствия
Резкий рост населения – демографический взрыв
Уменьшение разнообразия естественной среды (уничтожаются леса и болота, вытесняются дикие животные из развитых районов)
Нарушение круговорота веществ (отходы не минерализуются)
Рост потребления энергии – нехватка энергоресурсов
-
Схема социального обмена веществ и энергии
общество
захват
переработка
усвоение
выделение
П р и р о д а
-
На всех этапах взаимодействия общества и природы происходит загрязнение окружающей природной среды.
На 1 человека добывается 20 т сырья, перерабатывается в продукты 2 т.
Около 90 % сырья идет в отходы.
В окружающую среду выбрасываются продукты, чуждые природе, РАВ, тепло
-
-
Экологический кризис
Это стадия взаимодействия между обществом и природой, на которойдо предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а способности саморегулирования экосистем в условиях антропогенного воздействия существенно подорваны.
Экологическая катастрофа характеризуется невозможностью восстановления нарушенных характеристик системы
-
Современные проблемы экологии
Демографическая проблема
Истощение природных ресурсов
Проблемы энергетики
Загрязнение биосферы
Кислотные дожди
Разрушение озонового слоя
Кислотные дожди и др.
Проблемы здоровья человека
-
Заключение
С экологических позиций экономический рост представляет собой постоянное и все ускоряющееся увеличение потребления природных ресурсов. Стремление человека к материальному обогащению и безграничному потреблению ресурсов является естественной чертой человека. При этом прогресс нельзя запретить – он будет сопровождать человека всегда.
-
-
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания
-
Экологические знания позволяют понять, каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду, и найти те пределы изменения условий, которые не допустят экологического кризиса
-
Концепция устойчивого развития
Конференция ООН по окружающей среде и развитию
Рио-де-Жанейро, 1992 г.
Неразрывность эколого-экономических связей
Гармония между Обществом и природой
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.