Содержание
-
История развития экологии как науки
Автор: учитель биологии Синдеева Елена Анатольевна МКОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Кудрявцева» Каменский район Тульская область
-
1 этап. Зарождение и становление экологии как науки
До 60-х г.г. XIX века На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
-
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни.
-
Аристотель (384-322 до н.э.)
В «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.
-
Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст (372–287 гг. до н.э.) «История растений» Плиний Старший 923-79 н.э.) «Естественная история»
-
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания.
-
Роберт Бойль (1627-1691)
Первым осуществил экологический эксперимент Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных
-
Карл Линней (1707-1778 гг.)
«Экономия природы» «Общественное устройство природы» Под «Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел. Сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
-
Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.: Степан Петрович Крашенинников (1713-1755) – «Описание земли Камчатки», Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) – «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства» Петр Симон Паллас (1741-1811) – «Описание животных российско-азиатских»
-
Жан Батист Ламарк (1744-1829)
Автор первого эволюционного учения Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
-
Карл ФранцевичРулье (1814-1858)
Профессор Московского университета В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.
-
2 этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний
60-е гг. XIX в. – 50-е гг. XX в.
-
Чарльз Дарвин (1809-1882)
Основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
-
Эрнст Геккель (1834-1919)
Предложил термин «экология» Дал определение науки «экологии» Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
-
В XX в. большой вклад в развитие экологии внесли такие всемирно известные ученые, как
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)
-
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)
Создавал учение о биосфере. Показал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. Приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», т .е. сфера разума.
-
3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды
50-е гг. XXв. – до настоящего времени
-
Прогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу Осознание роли экологических знаний Понимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества. Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.
-
Методы исследования в экологии
Натуральные наблюдения Эксперименты в естественных условиях Лабораторные опыты Математический анализ (моделирование)
-
В период своего возникновения экология была составной частью биологии. Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т.д.)
-
Научные отрасли и дисциплины экологии
Популяционная экология Географическая экология Химическая экология Промышленная экология Экология растений Экология животных Экология человека
-
Вывод:
1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.