Содержание
-
Слайд – задания для организации зачета и лабораторной работы по теме «Основы экология»
-
Слайд – задание № 1.Терминология
Каждому термину подбери соответствующее определение: 1.Экология А) совокупность элементов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на организмы. 2.БиогеоценозБ) наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. 3.АбиотическиеВ) совокупность физических и химических факторы факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания. 4.БиоценозГ) природная система совместно живущих и связанных друг с другом видов (биоценоз) и среда их обитания. 5.Среда обитания Д) исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, населяющих биотоп. Пример написания ответа: 1- Д
-
Слайд – задание № 2 к теме «Экологические взаимоотношения»
Внимательно прочитай предложения, в которых говорится о взаимоотношениях живых. Установи тип взаимоотношения: 1.В кишечнике котенка поселились круглые черви. 2. Гриб подберезовик растет в березовой роще. 3. Волк круглый год охотится на зайцев. 4. В подстилке гнезда белки можно найти насекомых жужелиц. 5. Во время линьки рак-отшельник возит на себе актинию. 6. В период гона самцы тетерева устраивают турниры. Пример оформления ответа: 1- симбиоз (++ или - взаимополезные)
-
Достроить схему пищевых цепей в смешанном лесу поместив в нужные места схемы номера организмов, поедающих друг друга.
Продуценты потребители1-й потребители потребители 3-й порядок 2-й порядок порядок 1.Бактерии гниения; 2.заяц; 3.кузнечик; 4.ящерица; 5.зел.растение; 6.мышь; 7.уж; 8. орел. Слайд – задание № 3. деструктор
-
Слайд - задание № 4. Заполнить таблицу «Основные экологические факторы».
Экологические факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
-
Слайд – задание № 5. Назови термины, исходя из определения следующих понятий.
Раздел биологической экологии, изучающий жизнь отдельных популяций, определяющий причины их изменений, -… Подразделение биосферы, отличающееся спецификой условий существования организмов, - … Раздел биологической экологии, занимающийся изучением сообществ, экосистем и среды их обитания,-… Любой фактор среды, который имеет тенденцию замедлять потенциальный рост экосистемы, -…
-
Слайд – задание № 6. Выбери правильные ответы из предложенных вариантов.
Отношения типа «паразит-хозяин» в экологии принято обозначать: а) 0/0; б) +/0; в) +/+; г) +/-. Отношения комменсализма в экологии принято обозначать: а) 0/0; б) +/0; в) +/+; г) +/-. 3. Конкурентные отношения двух видов в экологии принято обозначать: а) 0/0; б) 0/-; в) +/+; г) -/-.
-
Лабораторная работа «Составление цепей питания и построение экологических пирамид».
Форма- групповая лабораторная работа. Время проведения: 25 – 30 минут. Цель: научиться строить трофические цепи и экологические пирамиды, отражающие закономерности энергетических отношений в экосистемах. Оборудование: списки биологических объектов и данные о продуктивности различных видов.
-
Инструктивная карта работы.Ход работы:
1. Определите, к каким категориям организмов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты) относятся следующие организмы: дуб, крокодил, орел, заяц, гриб-дождевик, дождевой червь, утка, лось, жираф, рак, мятлик, муравей. 2. Постройте из предложенных организмов по три пастбищных, детритных, паразитических пищевых цепи: лисица, овсяница, заяц, бактерии гниения, олень, рысь, дождевой червь, осина, лещина, сова, белка, водоросли, щука, гельминты, карп. 3. Постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения, кузнечики, лягушка, уж, ястреб-змееяд, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн.
-
Инструктивная карта ( продолжение)
4. Постройте пирамиду чисел для пищевой цепи, приведенной в п.3, зная, что биомасса 1 побега травянистого растения составляет примерно 5 г, 1 кузнечика – 1г, 1 ужа – 100г, 1 змееяда – 2кг. Рассчитанные значения внесите в таблицу: Данные о биомассе и численности особей представителей различных трофических уровней.
-
Вывод: какие закономерности функционирования экосистем отражают правила экологических пирамид?
-
Информация для педагога.
Данный образовательный ресурс является материалом для проведения контроля знаний основных понятий темы «Жизнь в сообществах. Основы экологии.» общая биология 11 класс. В ЦОРеосвещаются вопросы взаимосвязи и закономерности сосуществования живых организмов в природе, функционирование популяций, биогеоценозов. Материал рассчитан на проверку понятий базового уровня преподавания и на использование УМК В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина. Работа индивидуальная; время выполнения работы 40 – 45 минут; оценивается по 5 – балльной шкале. Лабораторная работа для закрепления и проверки знаний по теме «Пищевые цепи и экологические пирамиды»
-
Источники информации
Для составления материала проверочной работы использовались: Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов и т.д./автор О.В. Петунин/ Ярославль «Академия развития» 2007 год. Биология 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксуного, В.В. Пасечника/Автор-составитель: Г.В.Чередникова/ Волгоград «Учитель» 2007 год. Общая биология. Дидактический материал 10-11 классы./Автор: Л.П.Анастасова/ «Вентана- Граф» 1997год. http://www.evpatori.ru/wp-content/uploads/2013/10/HxpSTD.jpg http://www.life-and-style.ru/wcontent/uploads/2014/02/ecology.jpg
-
Ответы к слайд - заданиям
Слайд № 1: 1 – Б; 2 – Г; 3 – В; 4 – Д; 5 - А. Слайд № 2: 1. паразитизм (+ - ); 2. симбиоз (+ + ); 3.хищничество(+ -) ; 4. комменсализм ( + 0 );5. симбиоз ( + + ); 6.конкуренция (- - ). Слайд № 3: продуцент – 5; потребители 1 –й порядок – 2; 3; 6; потребители 2-й порядок – 4; 7; потребитель 3-й порядок - 8; деструктор – 1.
-
Ответы к слайд – заданиям.
Слайд № 4: 1. абиотические; 2. биотические; 3. метеорологические; 4.химические; 5. геофизические; 6. фитогенные; 7. зоогенные; 8. микробные; 9. антропогенные;10. хозяйственные; 11. техногенные. Слайд № 5: 1.демэкология; 2. среда жизни; 3. синэкология; 4. лимитирующий. Слайд № 6: 1.г; 2.б; 3.г.
-
Таблица лабораторной работы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.