Содержание
-
Лекция 3
ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ
-
Наука Древнего Востока Феномен античной науки Наука в Средневековье Новое время как эпоха зарождения науки в собственном смысле слова Этапы в развитии науки
-
ТРУДНОСТИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОЗРАСТА НАУКИ
Лазар Карно отмечал: «...науки подобны величественной реке, по течению которой легко следовать после того, как оно приобретает известную правильность; но если хотят проследить реку до ее истока, то его нигде не находят, потому что его нигде нет; в известном смысле источник рассеян по всей поверхности Земли. Таким же образом если хотят вернуться к источнику наук, то не находят ничего, кроме мрака, смутных идей, порочных кругов, и теряются в примитивных представлениях»
-
ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ
Наука Древнего Востока Наука Античности Наука позднего Средневековья Новое время как эпоха зарождения науки
-
Цивилизация Древнего Востока(начиная с IV тысячелетия до н.э.)
Древний Египет Месопотамия Древняя Индия Древний Китай
-
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Строительное искусство Производство керамических изделий Анатомия и медицина Астрономия Письменность Геометрия Математика
-
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ НАУКИ
Математика носила практически-прикладной характер В математике отсутствовала единая система доказательства Индуктивный характер обобщений непосредственного практического опыта Стихийность Отсутствие систематичности Отсутствие критико-рефлекторной деятельности генезиса знаний Закрытый (эзотерический) характер научных знаний Процесс передачи знания по принципу наследственного профессионализма
-
ФЕНОМЕН АНТИЧНОЙ НАУКИ
Натурфилософия: рационализация мышления - освобождение от метафоричности мифа - переход от мышления, обремененного чувственными образами, к интеллекту, оперирующему понятиями
-
Древнегреческие натурфилософы-ученые
Представители милетской школы: Фалес Анаксимен Анаксимандр Гераклит
-
Заслуга натурфилософии в становлении научного способа мышления
Поиск единой первоосновы многообразных природных явлений Идея причинности Развитие таких областей научного знания как математика, физика, астрономия, зоология и др.
-
ПИФАГОРЕЙЦЫ
Связали философию с математикой «Самое мудрое – число», «число владеет вещами», «все вещи суть числа» Число – не средство исследования, а предмет и цель исследования Математика из практически-прикладной науки становится теоретическим знанием
-
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Дик Термес Открытие способности мысли выходить за пределы чувственного мира Открытие рациональности Рациональность – способность мысли работать с идеальными объектами
-
Платон и Аристотель
-
Платон Аристотель
познание математических отношений предмет античной математики исключал движение и изменение достоверное знание можно получить только о неподвижном и неизменном бытии(идеи и числа) Такой науки как физика не существует, т.к. не может быть науки об изменчивом, о движении относительно вещей изменчивых и движущихся может быть создана достоверная наука – физика физика: центральное место занимает понятие движения Физика – наука о движении, математика – наука о неизменном бытии отрицал применение в физике аппарата математики
-
Заслуги Аристотеля в науке
Первые попытки систематизации различных областей знания Целостная система формальной логики Понятие классификации (важное в естествознании) Начатки почти всех естественных наук
-
АРХИМЕД (около 287-212 до н.э.)
работы в области физики и механики построение различных машин и механизмов Способствовал в возникновении таких разделов физики как статика и гидростатика В статике понятие центра и тяжести тел, сформулировал закон рычага В гидростатике открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.
-
КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ(около 87-165 гг. н.э.)геоцентрическая модель мира
-
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ЕЕ ПОНИМАНИИ НЕ ВОЗНИКЛО В АНТИЧНОСТИ, Т.К. Отсутствовало применение в рамках физики аппарата математики; Античность не знала эксперимента как специального метода исследования; Господствовал такой способ постижения мира как созерцательность и умозрение.
-
НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Переосмысливается роль опытного познания: Изменение отношения к труду: труд – долг христианина. Роберт Гроссетест (1175-1253), Рождер Бэкон (около 1214-1292): метод наблюдения за фактами, эксперимент, дополненные математическими исчислениями.
-
АЛХИМИЯ
-
ВОЗНИКНОВЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ
Болонский университет (1088 г.) Парижский университет (Сорбонна) (1215 г.) Оксфордкий университет (XII в.) Кембриджский университет (1209 г.) Неаполитанский университет (1224 г.) Палермский университет (1498 г.)
-
АРГУМЕНТЫ «ЗА»
В виде алхимии возникает экспериментальное естествознание Наука впервые проявляет себя в своем третьем значении, как социальный институт (возникают университеты) Развитие логико-дискурсивного мышления и искусства логической аргументации
-
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
Религиозный тип мировоззрения Вне церкви ничто не имело права на гражданство Не возникает концепции объективных законов
-
НОВОЕ ВРЕМЯНАУКА В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА
Политические и социально-экономические предпосылки возникновения науки: Утверждение капитализма, появление нового класса – буржуазии Потребность в росте производительных сил Подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления «запас» количества фактов, требующих теоретического осмысления
-
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК(1473-1543)гелиоцентрическая модель мира
-
ДЖОРДАНО БРУНО(1548-1600)
Первый набросок полицентрической картины мира: Вселенная вечна во времени Бесконечна в пространстве Во Вселенной множество звезд, подобных нашему Солнцу Вокруг бесконечного числа звезд вращается множество планет Предполагал существование разумной жизни на других планетах
-
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ(1564-1642)
Математика – единственно надежный инструмент для построения научной системы физики «книга природы» написана на языке физики заложил фундамент экспериментально-математического естествознания, соединив физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах
-
СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИКИ КАК НАУКИ(ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ)
свободное падение тел понятия физического закона, скорости, ускорения принцип инерции классический принцип относительности
-
ПРИНЦИП ИНЕРЦИИ
движущееся тело стремится пребывать в постоянном равномерном прямолинейном движении или в покое, если только какая-нибудь внешняя сила не остановит его или не отклонит от направления его движения
-
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
никакими механическими опытами, проведенными внутри системы, невозможно установить, покоится система или движется равномерно и прямолинейно
-
движение и покой – это всегда движение и покой относительно чего-то, что служит нам системой отсчета
-
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)
Основные правила метода: ясность и отчетливость; разделение проблемы на частные задачи; движение от простого к сложному; составлять обзоры, таблицы фактов, упорядочивать материал.
-
ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626)
Индуктивный метод (каноны индукции) Практическая ориентация науки
-
ИСААК НЬЮТОН (1642-1727)
закон всемирного тяготения обосновал физико-математическое понимание природы механика Ньютона основана на понятиях: количества материи (массы тела), количества движения, силы на законах движения: закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия
-
ПРИНЦИП ДАЛЬНОДЕЙСТВИЯ
мгновенное действие тел друг на друга на любом расстоянии без каких-либо посредствующих звеньев, через пустоту
-
АБСОЛЮТНОЕ ПРОСТРАНСТВОАБСОЛЮТНОЕ ВРЕМЯ
Абсолютное пространство – вместилище материальных тел Абсолютное время – универсальная длительность, постоянная шкала для измерения всех бесчисленных конкретных движений, оно может течь самостоятельно без участия материальных тел Пространство, время и материя – три независимые друг от друга сущности
-
НОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ
XVI – первой половины XVII вв. складываются вольные сообщества, клубы Со второй половины XVII в. образуются национальные академии: флорентийская Академия опытов (1657-1667 гг.) – начало научно-исследовательской кооперации (принципы коллективных исследований) Лондонское Королевское общество, Парижская Академия наук, Берлинская, Петербургская (1724 г.), Стокгольмская Академии наук Государственные обсерватории: 1672 г. – Париж, 1675 г. – Гринвич Научные экспедиции (первые – астрономические): Кайенская (1671-1673), Перуанская (1735-1743), Лапландская (1735-1737) Вторая половина XVIII в. –складываются специализированные научные и учебные заведения: Парижское (1747 г.) и Петербургское (1773 г.) Горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж 1761 г.)
-
ИСТОРИЯ НАУКИ
Две стадии (В.С. Степин) I стадия: зарождающаяся наука (преднаука) II стадия: наука в собственном смысле слова
-
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ НАУКИ
Классический Неклассический Постнеклассический (современный)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.