Содержание
-
История развития естествознания
КСЕ I курс
-
Научная картина мира
Множество теорий описывающих природную реальность создают научную картину мира – целостную систему представлений о наиболее общих принципах и законах устройства Вселенной Есть три научные картины мира: преднаучная механистическая эволюционная
-
Этапы развития естествознания
Мифология Натурфилософия Схоластика Механическое естествознание Классическое естествознание Современное естествознание
-
1
-
2
-
Первая, древняя, преднаучная картина мира
Геоцентризм (автор Аристотель) – мир огромная, но не бесконечная сфера, имеющая центр (главная точка отсчета, начало всех координат) - Землю. Она неподвижна, а все остальные объекты мира Солнце, звезды движутся вокруг нее.
-
-
Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.
Она пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на части. Это была единая наука. Ее интересовало движение небесных тел, устройство Земли, жизнь растений и животных и др. Ею занимались натурфилософы или философы. Картина мира – вымышленная (минимальное сходство с реальностью), но красивая и величественная – живописное полотно.
-
Представители натурфилософии – натурфилософы милетской школы
Фалес общая основа (первоначало) – вода, все остальное ее порождение или модификации Анаксимандр воздух – все вещи происходят путем сгущения или разрежения (самый разреженный – огонь, самый густой – камень) Анаксимен неопределенность (включает все стихии в себя и называется беспредельным)
-
Научные программы античности
Первая научная программа античности – математическая(Пифагор и Платон). Космос состоит из первоначальных сущностей – чисел. По Платону космос - мира идеальных сущностей (Солнце, звезды, планеты) Вторая научная программа античности – атомистическая (Левкипп и Демокрит). Мир состоит из атомов и пустоты. Третья – первая научная картина мира – континуальная (Аристотель). Космос непрерывен - «Природа не терпит пустоты».
-
Представители натурфилософии
Система эпициклов и деферентов александрийского астронома Клавдия Птолемея (1-2 вв. н.э.) Заложение основ математической физики, статики (понятие центра тяжести тел; закона рычага), и гидростатики Архимедом (3 в. до н.э.)
-
Пантеизм
Пантеизм (все бог) – всеобожествленность – некое духовное или разумное начало Вселенной (Мировой разум, Душа Вселенной) У Пифагора – число, у Гераклита - Логос, у Аристотеля – ум. Оно находится везде и во всем и нигде конкретно. Это начало ниоткуда не взялось и никуда не может деться. Оно делает мир гармоничным, красивым, упорядоченным. У любого предмета – есть душа (мир - живой и разумный механизм, подобный человеку). Вселенная – макрокосмос, человек – микрокосмос. Единство человека и всего что его окружает. Было бережное отношение к окружающей природе.
-
Циклизм
Мироздание – грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов. (Все вечно повторяется, проходя одни и те же этапы) Гераклит – движение есть единственно возможный способ существования мира Демокрит – мир состоит из атомов, носящихся в пустоте, мир распадается на них и опять из них собирается.
-
Рождение логики
Наука изучает формы человеческого мышления (как мы мыслим) (Возникла в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Автор Аристотель.). Где нет логики - там нет научного знания. Три формы мышления : Понятие – обозначение предмета, выраженное словом (планета) Суждение – высказывание о предмете, в кот. Что-то утверждается или отрицается (все цветы - растения) Умозаключение- выведение нового суждения из нескольких исходных (все люди смертны, Сократ- человек, Сократ - смертен)
-
Этапы развития естествознания
3
-
Черты науки в Средние века
Теоцентризм – Бог есть единственная подлинная реальность Иерархизм бытия – вода и земля служат растениям, те служат скоту. Все вещи мира служат человеку, а тот – Богу. Наука носила служебный характер (иллюстрировала истины Священного писания) и использовалась для решения практических задач Развивались астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия.
-
II-я картина мира – классическое естествознание
Классическое (16-17 в.) – основное, образцовое, эталонное Первая глобальная научная революция 16-17 веков (смена геоцентризма на гелиоцентризм) Представители: Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Исаак Ньютон. Центр мироздания – неподвижное Солнце, а планеты вместе с Землей совершают петлеобразные движения вокруг Солнца. Это был удар по религиозным средневековым представлениям.
-
Этапы развития естествознания
4
-
Упадок натурфилософии
Научная специализация (дифференциация наук) делает науку более точной, эффективной, но сухой и безжизненной Использование языка математики (форма, величина, масса, движение – количественные характеристики земных тел) Экспериментальный метод (против натурфилософского умозрения) – умозрения подтверждались или опровергались экспериментом: Он может изучать объект в «очищенном виде»
-
Могут создаваться искусственные условия (температура, влажность и др.) Воспроизводимость экперимента Экспериментатор может вмешиваться и активно влиять на протекание эксперимента
-
Механицизм (17-18 век)Мироздание – грандиозный, неживой и неразумный механизм (часовой механизм), действующий по законам механики И.Ньютона
(мироздание – это физические тела и механические силы, действующие между ними) Началась активная наступательная деятельность человека по отношению к природе (завоевание, покорение, преобразование). Отказ от признания качественной специфики жизни и живого. Ламетри (фран. фил.) считал человека сложным неодушевленным механизмом, Декарт – животные – автоматы, механические роботы.
-
Стационарность мира
Мироздание неподвижно. Вселенная – грандиозный механизм, существует по неизменным законам и создан Богом. Он совершенен и не может ни сломаться, ни испортиться. Поэтому неизменен и существует всегда в одном и том же виде. Открыв все механические законы, по кот. устроена Вселенная можно создать законченную картину мира, а знания о мире исчерпывающими, завершенными, абсолютными. Реальный мир можно сравнить с черно-белой фотографией (сходство с реальностью, но неинтересная статичность)
-
Деизм (Бог)
Мир создан Богом, но после его создания самоустранился. Мир существует сам по себе и управляется своими естественными законами. Мир, управляемый вечными и неизменными механическими законами самодостаточен, и Бог для контроля не нужен.
-
Наука XVIII века
В механике все процессы и явления объясняются действием приложенных к ним сил. Носителями этих сил были невесомые «материи» Теория теплорода – особая жидкость, обеспечивающая теплоту тела Электрические и магнитные явления объяснились существованием «электрических и магнитных жидкостей» Корпускулярная теория света – поток световых частиц (И. Ньютон)
-
В химии Роберт Бойль положил начало современному представлению о химическом элементе как о «простом теле»; эти частицы могут связываться друг с другом, образуя кластеры (сегодня это молекулы) Теория флогистона – благодаря ей обеспечивается горючесть тел. Все горючие тела содержат флогистон, он при горении исчезает Открытие А. Лавуазье кислорода и кислородной теории горения
-
Биология стремится к классификации и систематизации, поиску биологического «атома», лежащего в основе всего живого. Карл Линней создал первую научную классификацию видов, описав более 10 тыс. видов растений и 4 тыс видов животных.
-
Этапы развития естествознания
5
-
III-я современная научная картина мираНеклассическая (Эйнштейновская) – XX в.
Вторая глобальная научная революция конец XIX – начало XX вв. Релятивизм - относительный – во Вселенной вообще нет центра. Все системы отсчета во Вселенной равноправны. Вселенная – искривленное и замкнутое трехмерное пространство, безгранична, но не бесконечна. Математизация естествознания (изучая объекты микромира) Антимеханицизм –механические взаимодействия – это следствие более глубоких фундаментальных взаимодействий
-
Глобальный эволюционизм – все существующее – есть результат длительной эволюции, грандиозного мирового развития– от физического вакуума до высокоразвитых форм жизни- человека Мир – цветная кинолента, каждый кадр – определенный этап в эволюции Вселенной. Завершенную картину мира не удастся создать никогда, за вечным изменением мира, меняются наши представления о нем. Представления о неисчерпаемости материи вглубь (нет конечного предела делимости материи) Мир – совокупность разноуровневых систем, находящихся в состоянии иерархической соподчиненности. На каждом уровне организации материи действуют свои закономерности Интеграция науки. Системно-целостное рассмотрение предметов и явлений объективного мира.
-
Вероятностный детерминизм, сделавший случайность фундаментом нашего мира Невозможность получения абсолютной истины. Истина считается относительной, существует во множестве теорий, каждая из которых изучает свой срез реальности Антропный принцип – познающий человек смотрит на мир не как сторонний наблюдатель, а как его неотъемлемая часть. Объект и субъект познания неотделимы друг от друга. Человеческая природа накладывает на познание ограничение. Человек накладывает свой отпечаток на образ мира так же, как наличие приборов и инструментов изменяет результаты исследования.
-
Этапы развития естествознания
6
-
Постнеклассическая наука
Наука должна осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие всех сфер человеческой деятельности и культуры – религия, философия, искусство и др. Наука должна осознать невозможность построения полной научной картины мира, она должна будет включить элементы субъективности в объективное знание или пустить в эту картину мира человека.
-
Комплексность – стирание граней между обособленными естественными, общественными и техническими науками. Распространение методов естествознания в общественные и гуманитарные науки, и наоборот. В будущем исследователь должен осознавать себя частью исследуемого мира.
-
Наука будущего должна быть ориентирована не на всеобщее материальное изобилие, не на безудержное развитие промышленности, а на моральную ответственность ученых за последствия сделанных открытий. Научные исследования будут основываться на системном подходе и глобальном эволюционизме; на представлении Вселенной, как системе, состоящей из разных иерархически подчиненных составляющих (подсистем).
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.