-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Оборудование: иллюстрации птиц, загадки, карточки для индивидуальной работы, презентация «Перелетные и зимующие птицы», дидактические игры.
Ход урока:
слайд 1
I.Организационный момент.
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
Парта-это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.
II.Психологическая настройка
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении?
-По каким признакам догадались?
слайд 2
-Какие ещё признаки осени вы знаете? (ответы учащихся)
-Как называется явление природы, когда опадают листья?
слайд 3
Дыхательная гимнастика
-Ребята, сегодня на уроке развития речи мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику. У каждого из вас на партах лежат «ладошки с листочком». Возьмите каждый свою ладошку в руку, и попытайтесь сдуть этот листочек. Старайтесь дуть так, чтобы струя воздуха попала прямо на листик (2-3 попытки).
-Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.
слайд 4-5
1. Всех прилётных птиц черней, � Чистит пашню от червей. � Взад-вперёд по пашне вскачь. � А зовётся птица ... ( Грач)
2. Чернокрылый,� Красногрудый� И зимой найдет приют:� Не боится он простуды-� С первым снегом� Тут как тут! (Снегирь)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Ворона)
7. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.)
слайд 6
IV.Cообщение темы урока:
-Тема нашего урока: «Перелетные и зимующие птицы».
- А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
-Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
1)Работа в группах:
Задание - собери птичку: У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу, и назови её.
Учитель:
- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей, культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
-В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. На уроках чтения мы с вами читали о нелёгкой жизни воробья, вспомните, как называлось стихотворение и кто его автор? (Н. Рубцов «Воробей»)
-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
слайд 7
1ученик:
Покормите птиц зимой,�Чтоб со всех концов�К вам слетались, как домой�Стайки на крыльцо.
2ученик:
Не богаты их корма�Горсть одна нужна.�Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
ПРАВИЛА:�- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.�- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.�- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить
V. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
2)Работа с текстом:
- Составьте рассказ о птицах, используя слова для справок:
- Птицы бывают ….. и ……. Перелетные птицы улетают на зиму в ……потому, что нет….. Зимующим птицам очень трудно зимовать. Они нуждаются в …. и ….. людей. Зимой птицам не так страшен …, как ….
-А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах.
ПРИМЕТЫ:
·Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
·Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
-Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.
-Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
4). Индивидуальная и дифференцированная работа в тетрадях.
№1. Закрась синий кружок возле тех птиц, которые улетают в теплые края.�№2. Закрась красный кружок возле тех птиц, которые остаются зимовать. �№3.Какая птица лишняя? Почему? Подчеркни.
Многие птицы на юг улетают,�Многие зиму у нас коротают,�Галка, ворона, снегирь, воробей.�Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
5) «Исключи лишнее»
(Какая птица лишняя, объясни, почему)
VI.Закрепление
Давайте поиграем:
-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.
-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Оборудование: иллюстрации птиц, загадки, карточки для индивидуальной работы, презентация «Перелетные и зимующие птицы», дидактические игры.
Ход урока:
слайд 1
I.Организационный момент.
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
Парта-это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.
II.Психологическая настройка
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении?
-По каким признакам догадались?
слайд 2
-Какие ещё признаки осени вы знаете? (ответы учащихся)
-Как называется явление природы, когда опадают листья?
слайд 3
Дыхательная гимнастика
-Ребята, сегодня на уроке развития речи мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику. У каждого из вас на партах лежат «ладошки с листочком». Возьмите каждый свою ладошку в руку, и попытайтесь сдуть этот листочек. Старайтесь дуть так, чтобы струя воздуха попала прямо на листик (2-3 попытки).
-Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.
слайд 4-5
1. Всех прилётных птиц черней, � Чистит пашню от червей. � Взад-вперёд по пашне вскачь. � А зовётся птица ... ( Грач)
2. Чернокрылый,� Красногрудый� И зимой найдет приют:� Не боится он простуды-� С первым снегом� Тут как тут! (Снегирь)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Ворона)
7. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.)
слайд 6
IV.Cообщение темы урока:
-Тема нашего урока: «Перелетные и зимующие птицы».
- А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
-Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
1)Работа в группах:
Задание - собери птичку: У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу, и назови её.
Учитель:
- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей, культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
-В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. На уроках чтения мы с вами читали о нелёгкой жизни воробья, вспомните, как называлось стихотворение и кто его автор? (Н. Рубцов «Воробей»)
-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
слайд 7
1ученик:
Покормите птиц зимой,�Чтоб со всех концов�К вам слетались, как домой�Стайки на крыльцо.
2ученик:
Не богаты их корма�Горсть одна нужна.�Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
ПРАВИЛА:�- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.�- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.�- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить
V. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
2)Работа с текстом:
- Составьте рассказ о птицах, используя слова для справок:
- Птицы бывают ….. и ……. Перелетные птицы улетают на зиму в ……потому, что нет….. Зимующим птицам очень трудно зимовать. Они нуждаются в …. и ….. людей. Зимой птицам не так страшен …, как ….
-А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах.
ПРИМЕТЫ:
·Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
·Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
-Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.
-Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
4). Индивидуальная и дифференцированная работа в тетрадях.
№1. Закрась синий кружок возле тех птиц, которые улетают в теплые края.�№2. Закрась красный кружок возле тех птиц, которые остаются зимовать. �№3.Какая птица лишняя? Почему? Подчеркни.
Многие птицы на юг улетают,�Многие зиму у нас коротают,�Галка, ворона, снегирь, воробей.�Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
5) «Исключи лишнее»
(Какая птица лишняя, объясни, почему)
VI.Закрепление
Давайте поиграем:
-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.