Содержание
-
Тема урока: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.
-
I. Задания на составление логических цепочек
Объедините данные понятия в логическую цепочку:
1. Ген; Геном; Генотип; Генофонд
2. Ген, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак.
3. Генотип; Фенотип; Окружающая среда
-
II. Задания на определение типа скрещивания
1. Какая из предложенных схем соответствует моногибридному скрещиванию?
1. АВ х ав
2. Ав х аа
3. Ав х АА
4. Аа х Аа
-
2. Какая из предложенных схем соответствует дигибридному скрещиванию?
- АВСД х аавв
- Аа Вс х ааСС
- ААвв х ААВВ
- АаВС х АаВВ
-
3. Какую из записей можно отнести к анализирующему скрещиванию?
- Ав х ВВ
- Аа х аа
- Ав х аа
- Аа х Аа
-
III. Задания на знание законов Г.Менделя
1. Какой из предложенных вариантов моногибридного скрещивания гороха посевного даст единообразное потомство?
- Аа х аа
- Аа х АА
- АА х аа
- Аа х Аа
-
Какое из предложенных расщеплений по генотипу соответствует второму закону Менделя?
1) 1:2:1
2) 2:1:1
3) 3:1
4) 2:1
-
3. Какое из предложенных расщеплений по фенотипу соответствует третьему закону Менделя?
1) 1:2:1
2) 9:3:3:1
3) 6:3:3:1
4) 3:1
-
IV. Задания на соответствие
1.Составьте пары аллельных признаков гороха
-
2. Укажите среди указанных генов
А.аллельные
Б. неаллельные
1) аА 6) ВВ
2) аа 7) Вв 3) ав 8) Ав
4) аВ 9) вв
5) АА 10) АВ
-
3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами
-
V. Задания по подсчёту гамет
Сколько гамет может образовать организм генотипа
- ААВвСс
- АаВвСсДд
- Сколько и какие типы гамет может образовать организм генотипа
- Аа Вв Дд ЕЕ
-
Тема урока: Генетика пола и наследование сцепленное с полом
План темы
1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.
2.Хромосомное определение пола.
3.Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере наследования заболевания гемофилией). §12, стр. 56
-
Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию
воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.
-
Кариограммы (систематизированный набор хромосом) нормальных кариотипов женщины и мужчины,
рутинная окраска
-
- Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов называются аутосомы.
- Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половые хромосомы.
- Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название X-хромосом.
- Непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа Y-хромосомой.
-
Следовательно, у любого вида особи обоих полов имеют одинаковые аутосомы и одну из X-хромосом.
Различаются же они тем, что у одного пола имеются две X-хромосомы, а у другого – X – и Y-хромосомы. Примером могут являться половые хромосомы в геноме человека
-
Диплоидная клетка организма человека содержит:
- 46 хромосом = 23 пары гомологичных хромосом
- 22 пары аутосом,
- 1 пара - половые хромосомы у мужчины у женщины XYXX
-
Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и
обусловливает рождение равного числа детей обоего пола.
-
В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика;
- к юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей;
- к 50 годам на 100 женщин— 85 мужчин;
- к 85-летнему возрасту на 100 женщин -всего 50 мужчин.
-
Четыре типа распределения половых хромосом:
I. Мужской пол гетерогаметен (ХУ), женский- гомогаметен (XX) (млекопитающие, дрозофила и т. д.)
II. Мужской пол гетерогаметен (50 % гамет несут X хромосому, 50 % гамет не имеют половой хромосомы ХО), женский - гомогаметен (XX) (кузнечики).
III. Женский пол гетерогаметен (ХУ), мужской гомогаметен (XX) (птицы, пресмыкающиеся, шелкопряд, хвостатые амфибий)
IV. Женский пол гетерогаметен (ХО), мужской гомогаметен (XX) (ящерицы, рыбы).
-
Аномалии в наследовании пола
синдром Клайнфельтера (XYY)
-
синдром Тернера (ХО)
-
3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.
-
Схема наследования гемофилии
- ХH– нормальная свёртываемость крови
- Хh– гемофилия
- Р ♀ ХHХh х ♂ ХHУ;
- Носит. Норм.
- G ХH ХH
- Хh У
- F1 ♀ ХH ХH ; ♂ ХH У ; ♀ ХH Хh ; ♂ Хh У
- Норм. Норм. Носит. Гемоф.
-
Вывод:
Гетерогаметный потомок (XY) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя (XX), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку (XX) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.
-
Решить задачу
В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.
-
Домашнее заданиеПо учебнику И.Н. Пономаревой, §12, вопросы после параграфа, термины
-
Решить задачу
Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.
-
По схеме родословной определите: а) предполагаемые генотипы каждого поколения по признаку
окраски глаз; б) способ наследования этого признака.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.