Содержание
-
Эффективен не тот, кто просто знает, а тот , у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения знаний
МОУ «СОШ №10» г. Выборг Презентация-представление открытого урока.
-
Головина Маргарита Александровна Учитель биологии. Квалификационная категория: высшая. Тема урока: «Изменчивость». Учебный предмет: биология Класс: 9,11 Используемые на уроке элементы проектных педагогических технологий: игровой, коммуникативной, проблемно-поисковой, интерактивной. Технические средства на уроке: мультимедийный проектор, компьютер, кодоскоп МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Тема урока: «Изменчивость»
МОУ «СОШ №10» г. Выборг Тип урока: повторительно — обобщающий. Цель урока: Обучащиеся знают виды изменчивости, факторы, причины, характер изменчивости, а также значение изменчивости для организма и для эволюции Задачи урока: Обучающие - повторить и систематизировать знания учащихся об изменчивости организмов Развивающие - в ходе коллективной и индивидуальной работы, выполняя задания на обобщение, сопоставление, по развитию внимания, памяти, логического мышления, напряженно работают в течение урока Воспитательные - определяя значение изменчивости для отдельных организмов, показать отрицательное воздействие на человека мутагенов, особенно последствие воздействия алкоголя и никотина , а также мутагенов загрязненной среды обитания на наследственность. Воспитывать ответственность каждого за состояние окружающей среды.
-
Ход урока
МОУ «СОШ №10» г. Выборг Работа над разделом “ Изменчивость” велась течение нескольких уроков. Мы повторим и систематизируем знания об изменчивости организмов, будем использовать различные формы индивидуальной и фронтальной работы, выполнять задания на сопоставление фактов, их обобщение, повторение, игровые моменты, для чего класс разделится на 2 команды (№ 1 , № 2 ). Команды будут выполнять определенные задания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, в конце урока мы подведем итоги и сделаем выводы о значении изменчивости для отдельных организмов и для эволюции в целом.
-
Задание №1:«Терминологическая эстафета»
МОУ «СОШ №10» г. Выборг Все особи одного вида похожи друг на друга вследствие проявления свойства наследственности (наследственность – это…..) Индивидуальные биологические признаки каждой особи определяются специфическим набором белков ( белки – это…); Последовательность аминокислот закодирована в гене ( ген – это…) Гены образуют линейные структуры -хромосомы ( хромосомы-это…); Наследственный материал находится не только в ядре клетки , но и в цитоплазме , образуя плазмоном ( плазмоном- это…) Совокупность наследственной информации, заложенной в зиготе , реализуется у организма в виде фенотипа ( фенотип –это… ) ; Каждая особь индивидуальна и отличается от другой благодаря проявлению свойства изменчивости (изменчивость-это…).
-
Задание №2: «У доски»
«СОШ №10» г. Выборг а) из предложенных ниже карточек с названиями терминов составь схему, отражающую связь между различными формами изменчивости . ( термины : изменчивость ненаследственная, наследственная, цитоплазматическая, мутационная, комбинативная ) .
-
б) заполни пробелы в предлагаемом ниже тексте. “ Хромосомы – органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями ............... информации и определяющие ........ признаки. Генотип – совокупность ......... организма или клетки. Генеративные мутации возникают в ............ . Репарация – процесс восстановления природной ....... . Полиплоидия – тип геномных мутаций , связанных с .......................... . Модификационная изменчивость – способность организмов изменять ..................... под влиянием ........................ МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Задание №3. «Индивидуальные задания на доске».
Изучи таблички, содержащие тексты с характеристикой той или иной формы изменчивости. Найди место каждой из этих табличек в схеме на доске Выполни интерактивное творческое задание: «Наследственный или приобретенный» МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Задание №4.Игра “ Горячий стул “
Ученик команды №2 сидит спиной к доске, учащиеся команды №1 выбирают термин или задание, ученик команды №2 дает ответ. Далее выходит представитель команды №1, учащиеся команды №2 выбирают задание, ученик команды №1 дает ответ. Каждый правильный ответ оценивается 1б. Выигрывает тот, кто наберет больше баллов МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
МОУ «СОШ №10» г. Выборг 1.Определить форму изменчивости : наступили холода мех у зайцев стал гуще 2. У одного растения душистого табака из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями 3. На одной грядке при хорошем уходе томат дал крупные плоды, а на грядке при плохом уходе – мелкие плоды (семена одного и того же сорта) 4. На грядке среди помидоров выросло одно растение, в цветке которого было 7 лепестков вместо 5 5.При повышении места жительства над уровнем моря, у человека увеличивается число эритроцитов 6. Основные положения мутационной теории 7. Соматические мутации (дать определение) 8. Полиплоидия (дать определение) 9.Мутагены (дать определение) 10. Норма реакции (дать определение)
-
Ненаследственная (фенотипическая)= модификационная
Изменение фенотипа, вызванное действием окружающей среды; генотип не изменяется Не передается по наследству, т.к. не затрагивает гены Имеет массовый характер( проявляется одинаково у большинства особей) Обратима – изменение исчезает, если вызвавший его фактор прекращает действовать Ограничена нормой реакции Имеет приспособительный характер Пример: появление загара Значение: приспособительная реакция организмов, на изменения среды, направленная на сохранение и процветание вида МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Наследственная ( генотипическая)= мутационная+ комбинативная
Изменение фенотипа, вызванное изменением генотипа; Зависимость от условий среды – случайна Передается по наследству; подчиняется законам наследственности Имеет индивидуальный характер ( проявляется у отдельных особей) Необратима Размах изменчивости неограничен Обычно не имеет приспособительного характера Пример: гемофилия Значение: материал для эволюции и селекции( естественного и искусственного отбора) – увеличение генетического разнообразия особей в популяции МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Задание № 6 : «Вы журналист»
Вы журналист и освещаете проблемы изменчивости. Придумайте предложения, в которых используются термины, прозвучавшие на уроке (за 2 мин.). По очереди 1 из команды. Например : признак молочности у коров обладает широкой нормой реакции , разнообразие окраски перьев у голубей служит примером комбинативной изменчивости ; многие мутации – причины появления у человека и животных различных уродств , отклонений в развитии , многие сорта плодовых и ягодных культур , размножающихся вегетативно , были получены на основе соматических мутаций и т. д. МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Задание №5. « Индивидуальные задания представителям от команд».
Изменчивость основа разнообразия признаков, неоднородности организмов . В ходе выполнения индивидуальных заданий доказать, что изменчивость ( под воздействием ряда факторов ) может быть значительным событием в жизни отдельных особей . № 5а Объясните, какие “ события “ в жизни человека, связанные с делением клеток, иллюстрирует схема А и Б . Могут ли эти биологические процессы зависеть от условий окружающей среды ? Привести примеры МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Индивидуальные задания представителям от команд.
№ 5б Под воздействием различных факторов ( химических , температурных и др.) иногда в процессе мейоза человека нарушается расхождение гомологичных половых хромосом , например при созревании яйцеклеток . Задание : 1) закончить схему; 2) подчеркнуть зиготы здоровых людей; 3) указать причины; МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
-
Объяснить цитату
МОУ «СОШ №10» г. Выборг Французского ученого Морреля: «Алкоголь несет вырождение потомства , ведущее к вырождению нации . Через 100 — 200 лет род пьяниц прекращает свое существование» . Вывод: На развитие и реализацию генотипа человека в высшей степени влияет алкоголь (повышается количество вредных мутаций). Алкоголь затрагивает все стороны развития, как физические, так и психические . Дети алкоголиков обнаруживают умственную отсталость , психическую и физическую неполноценность . Следует знать, что курение и особенно употребление алкоголя матерью или отцом будущего ребенка резко повышает вероятность рождения младенца пораженными тяжелыми наследственными недугами .
-
Индивидуальные задания представителям от команд.
МОУ «СОШ №10» г. Выборг №5 в В процессе мейоза может случиться расхождение не только половых, но и гомологичных неполовых хромосом ( аутосом ) как у мужчины, так и у женщины . К такому виду мутаций относится случай появления синдрома Дауна. При сочетании каких гамет могут родиться дети, страдающие синдромом Дауна? ( хромосомный набор 45 аутосом + ХУ )
-
-
Индивидуальные задания представителям от команд.
МОУ № 5г У людей, страдающих серповидноклеточной анемией , первичная структура гемоглобина отличается лишь в одной точке : 7 место занимает не глутаминовая кислота , валин . В остальном первичная структура нормального и измененного гемоглобина одинакова ( у больных гемоглобин не выполняет свою функцию ) . К какому виду мутаций относят случай появления серповидноклеточной анемии ? Изобразите последствия в виде последовательного ряда биохимических явлений, взаимосвязанных причинно — следственными связями .
-
-
Последовательный ряд биохимических явлений, взаимосвязанных причинно- следственными связями.
. Изменения в положении 1 нуклеотида в ДНК, точечная мутация гена, изменение транскрипции и-РНК, изменение процесса трансляции, изменения первичной структуры синтезируемого белка, изменения вторичной и третичной структуры белка, изменение свойств белка, изменение функций данного белка, изменение обмена веществ в клетке, изменение какого – либо признака у организма, влияние нового признака на судьбу особи и популяции в борьбе за существование. МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Индивидуальные задания представителям от команд Решите задачу
№ 5д. Дан участок цепи ДНК: Ц-Ц-Т-Т-Г-Т-Г-А-Т-Ц-А-Т…. Какова первичная структура белка, синтезируемого по генетической информации этой цепи? Как изменится структура синтезируемого белка, если в этой цепи выпадает 8 нуклеотид? К каким биологическим последствиям в организме это может привести? Приведет ли такое изменение ДНК потомству? МОУ «СОШ №10» г. Выборг
-
Подведение итогов .
Задание представителю победившей команды: используя составленную на уроке схему, включающую подробную информацию об изменчивости организмов, составить связанный логический рассказ . «СОШ №10» г. Выборг
-
Общие выводы
Изменчивость может быть значительным событием в жизни отдельного организма ( особенно под воздействием мутагенов окружающей среды ). Забота о чистоте среды обитания, непримиримая борьба с загрязнением воды , воздуха , пищевых продуктов веществами , обладающими мутагенными и канцерогенным действием , тщательная проверка на “ генетическую безвредность “ всех косметических и лекарственных средств и препаратов бытовой химии — все это является важнейшим условием для снижения часто ты появления у людей наследственных недугов. Эволюционное значение изменчивости (мутаций) связано прежде всего с тем, что они постоянно поддерживают высокую степень неоднородности природных популяций, являющейся основой действия эволюционных факторов и прежде всего естественного отбора. МОУ «СОШ №10» г. Выборг
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.