Содержание
-
Класс Ракообразные
Учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Петреня Игорь Михайлович
-
Задачи
Изучить
особенности строения и особенности процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные на примере речного рака
-
Места обитания
Около 39 тысяч видов
- моря суша
- пресные
- водоёмы
-
Внешнее строение речного рака
-
1) головогрудь
а) голова (5 сегментов):
- 1 сегмент – короткие усики (орган обоняния и осязания, в основании – орган равновесия),
- 2 сегмент – длинные усики (орган осязания),
- 3 сегмент – жвалы (верхняя челюсть, измельчение пищи),
- 4 и 5 сегменты – нижние челюсти (измельчение пищи);
-
-
1) головогрудь
а) голова (5 сегментов);
б) грудь (8 сегментов):
6, 7, 8 сегменты – ногочелюсти (удерживают пищу, продвигают её ко рту, создают ток воды под панцирем, обеспечивая жаберное дыхание,
9, 10, 11, 12, 13 сегменты – ходильные ноги (на 9 сегменте клешни обеспечивают защиту, нападение, захват пищи, в основании грудных конечностей расположены жабры)
-
2) брюшко (7 сегментов):
- конечности 14 и 15 сегментов у самца участвуют в оплодотворении,
- конечности 16, 17, 18, 19 сегментов – плавательные ножки, у самок к ним прикрепляются оплодотворённые яйца и маленькие рачки,
- расширенные конечности 19 сегмента вместе с анальной лопастью, 20 сегментом, образуют хвостовой плавник.
-
Лабораторная работа №2
Изучение внешнего строения речного рака
Цель: уметь определять особенности строения и жизнедеятельности речного рака в связи с его образом жизни.
Оборудование: коллекция расчленённого речного рака, таблица «Внешнее строение речного рака».
Ход работы
1 – 4 уровни (1 – 8 баллов)
1. Рассмотрите предложенные коллекции речного рака, определите число отделов тела и расположение на них органов. Результаты запишите в таблицу (1 – 2 балла).
-
Изучение внешнего строения речного рака
Отчёт о выполнении работы
Вывод: __________________________________________
_________________________________________________
-
Изучение внешнего строения речного рака
Ход работы
2. Рассмотрите расчленённое тело рака и заполните графу «Особенности строения» (3 – 4 балла).
3. Определите функции основных органов в связи с особенностями строения. Результаты внесите в таблицу (5 – 6 баллов).
4. Сделайте вывод о взаимосвязи внешнего строения речного рака с его образом жизни (7 – 8 баллов).
-
Изучение внешнего строения речного рака
Отчёт о выполнении работы
Вывод: __________________________________________
Задание
________ _________________________________________
-
Изучение внешнего строения речного рака
Ход работы
5 уровень (9 – 10 баллов)
Ответьте на один из вопросов по Вашему выбору. Ответ запишите в тетрадь.
1. В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возраста – не чаще одного раза в год. Чем это можно объяснить?
2. Пойманных раков хранят в корзинах с сочными побегами крапивы. При других способах хранения раков вне воды они быстро погибают. Почему раки при их хранении с крапивой несколько суток остаются живыми?
-
Выделительная система речного рака
пара выделительных (зелёных) желёз у основания головы, продукты жизнедеятельности из гемолимфы поступают в железы, протоки которых открываются у основания усиков
-
Кровеносная система речного рака
- сердце в виде мешочка с клапанами,
- кровеносные сосуды отходят от сердца и открываются в полость тела,
- гемолимфа омывает органы и ткани, отдаёт кислород, насыщается углекислым газом,
- поступает в жабры, отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, возвращается в сердце через открывшиеся клапаны
-
Дыхательная система речного рака
- расположены в жаберных камерах головогруди и прикрыты головогрудным щитом,
- жабры связаны с конечностями и образуются из их частей
-
Пищеварительная система речного рака
Рак – всеядное животное
- Передний отдел: рот, глотка, пищевод, желудок (жевательный и цедильный отделы) – измельчение пищи;
- Средний отдел: кишечник с пищеварительной железой – переваривание и всасывание пищи;
- Задний отдел: кишечник и анальное отверстие.
-
Нервная система речного рака
Надглоточный нервный ганглий – «мозг», ганглии брюшной нервной цепочки и нервы обеспечивают регуляцию функций организма
-
- Сложные фасеточные глаза (орган зрения), каждый состоит приблизительно из 3 000 простых глаз,
- зрение – мозаичное
-
Размножение и развитие речного рака
- Раздельнополое животное,
- развитие прямое,
- самка заботится о маленьких рачатах
-
Кратко повторим изученный материал
1. Расскажите о среде обитания и образе жизни речного рака.
2. Опишите внешнее строение речного рака в связи с его образом жизни.
-
3. Каковы строение и функции внутренних органов речного рака?
-
Выполнили мы задачи урока?
Изучили особенности строения и особенности процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные на примере речного рака
-
Домашнее задание
Изучить
- параграф 15 учебного пособия,
- устно ответить на вопросы №1 – №7 на странице 62.
-
Использованная литература
1. Образовательный стандарт учебного предмета «Биология» (6 – 11 классы), утверждённый постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 №32;
2. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Биология. VI–XI классы. Минск: НИО, 2012;
3. Примерное календарно-тематическое планирование «Биология. VI -XI классы». Минск: НИО, Аверсэв, 2012;
4. Л.В.Камлюк, Е.С.Шалапенок. Биология. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск: Народная асвета, 2010;
5. О.Н.Рогожников, Н.К.Колян. Лабораторные работы по биологии, 6 – 11 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Минск: Зорны верасень, 2010.
Источники фото и рисунков
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.