Презентация на тему "Макроэволюция и её доказательства" 11 класс

Презентация: Макроэволюция и её доказательства
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Макроэволюция и её доказательства", адресованная ученикам старших классов. Благодаря этой работе школьники узнают какие существуют доказательства данной теории, а также выполнят тестовое задание.

Краткое содержание

  • Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»
  • Сходство макроэволюции и микроэволюции
  • Группы доказательств эволюционного процесса
  • Что изучают науки?
  • Что обозначают термины?
  • Задания группам
  • Эмбриологические доказательства эволюции
  • Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции
  • Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

Содержание

  • Презентация: Макроэволюция и её доказательства
    Слайд 1

    Тема: Макроэволюция, её доказательства

    11 класс

  • Слайд 2

    Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на

    нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

    Задачи урока:

    • сформировать понятие макроэволюция;
    • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
    • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
    • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
  • Слайд 3

    Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

    Различие макроэволюции и микроэволюции:

    • Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
    • Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
    • Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
  • Слайд 4

    Сходство макроэволюции и микроэволюции:

    В основе лежат процессы:

    1. наследственная изменчивость;

    2. борьба за существование;

    3. естественный отбор;

    4. изоляции.

    Носят дивергентный характер.

  • Слайд 5
    • Палеонтологические
    • Эмбриологические
    • Сравнительно- анатомические (Морфологические)
    • Биогеографические
    • Молекулярно-биологические и цитологические

    Группы доказательств эволюционного процесса

  • Слайд 6

    Что изучают науки?

    • Палеонтология

    Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени

    • Эмбриология

    Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов

    • Сравнительная анатомия

    Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов

    • Молекулярная биология

    Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов

    • Биогеография

    Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

  • Слайд 7

    Что обозначают термины?

    • Онтогенез
    • Филогенез
    • Дивергенция
    • Конвергенция
    • Гомологичные органы
    • Аналогичные органы
    • Рудименты
    • Атавизмы
    • Эндемики
    • Реликты
  • Слайд 8

    Задания группам

    1. Найти факты, доказывающие существованиеэволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
    • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
    • III группа – сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции;
    • IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
    • V группа – биогеографические доказательства эволюции.

    2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

  • Слайд 9

    1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
    • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
    • III группа – сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции;
    • IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
    • V группа – биогеографические доказательства эволюции.

    2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

  • Слайд 10

    Эмбриологические доказательства эволюции

    В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии

    К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

    Стадии эмбрионального развития позвоночных.

  • Слайд 11

    Эмбриологическое доказательство эволюции

    Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)

    А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

  • Слайд 12

    Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Общий план строения позвоночных

  • Слайд 13

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

  • Слайд 14
    • Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
    • Гомология передних конечностей наземных позвоночных

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

  • Слайд 15

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

  • Слайд 16
    • Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.
    • Рудимент задних конечностей питона

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

  • Слайд 17

    Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

  • Слайд 18

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

  • Слайд 19

    Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

  • Слайд 20

    Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

    Клеточное строение организмов

    Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N)

    Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

  • Слайд 21
    • Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
    • Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
    • Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
    • Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений
  • Слайд 22

    Палеонтологические доказательстваэволюцииИскопаемые формы

  • Слайд 23

    Палеонтологические доказательства эволюции

    Археоптерикс

    Ископаемые переходные формы

  • Слайд 24

    Филогенетический ряд лошади(Воссоздал В.О.Ковалевский)

  • Слайд 25

    Биогеографические доказательства эволюции

    А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

  • Слайд 26
    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
  • Слайд 27

    Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

  • Слайд 28
    • Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов
    • А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад
    • Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад
    • Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад
  • Слайд 29

    Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?

  • Слайд 30

    Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции

    • Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
    • Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)
  • Слайд 31

    Заселение островов

    Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

  • Слайд 32

    Биогеографические доказательства эволюции

    • Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
    • Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
    • На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
  • Слайд 33

    Вывод:

    Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

    Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

  • Слайд 34

    Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира»

    1. Макроэволюция:

    а) совокупность эволюционных

    процессов, происходящих внутри вида

    б) происходит быстро и внезапно

    в) надвидовая эволюция

    г) доступна для наблюдения

    Надвидовая эволюция

    2.Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение:

    а) аналогичные

    б) гомологичные

    в) атавизмы

    г) рудименты

    Рудименты

  • Слайд 35

    Тест

    3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?

    а) наличие ископаемых форм животных и растений

    б) универсальность генетического кода

    в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами

    г) способность к полету насекомых и птиц

    универсальность генетического кода

    4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:

    а)сходство деления клеток у всех организмов

    б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

    в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

    г) общность строения кровеносной системы млекопитающих

    сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

  • Слайд 36

    5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара?

    а) различиями в климате

    б) размерами территории

    в) давней обособленностью территорий

    г) форма естественного отбора

    давней обособленностью территорий

    6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос?

    а) рептилий и млекопитающих

    б) птиц и рептилий

    в) птиц и млекопитающих

    г) амфибий и рептилий

    рептилий и млекопитающих

  • Слайд 37

    7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?

    а) способность к откладыванию яиц

    б) общность строения кровеносной систем

    в) наличие червеобразной личинки у бабочек

    г) строение конечностей

    наличие червеобразной личинки у бабочек

    8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными?

    а) жабры рака и легкие кошки

    б) хобот слона и рука человека

    в) лапа крота и лапа обезьяны

    г) глаз кальмара и глаз млекопитающего

    лапа крота и лапа обезьяны

  • Слайд 38

    9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется:

    а) разной степенью влияния естественного отбора

    б) их а разобщенностью в течении миллионов лет

    в) различным влиянием полюсов

    г) различным климатом

    их разобщенностью в течении миллионов лет

    10. Биогенетический закон гласит:

    а) органический мир развивается

    б) движущей силой эволюции является естественный отбор

    в) онтогенез кратко повторяет филогенез

    г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах

    онтогенез кратко повторяет филогенез

  • Слайд 39

    11. Аналогичные органы:

    а) передняя конечность летучей мыши и кита

    б) передняя конечность лягушки и крыло птицы

    в) крыло бабочки и крыло птицы

    г) усики гороха и колючки кактуса

    крыло бабочки и крыло птицы

    12. Биогенетический закон был сформулирован

    а) Шлейденом и Шванном

    б) Морганом

    в) Геккелем и Мюллером

    г) Опариным и Холдейном

    Геккелем и Мюллером

  • Слайд 40

    13. Дивергенцией называется

    а) расхождение признаков в процессе эволюции

    б) схождение признаков в процессе эволюции

    в) объединение нескольких популяций в одну

    г) образование изолированной группы внутри популяции

    расхождение признаков в процессе эволюции

    14. Микроэволюция приводит к образованию новых

    а) семейств

    б) подвидов и видов

    в) родов

    г) классов

    подвидов и видов

    15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени

    а) ископаемые формы

    б) островные формы

    в) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов

    г) гомология органов

    ископаемые формы

  • Слайд 41

    Рефлексия

    Вопросы:

    Выполнили мы все поставленные задачи?

    Что нового узнали на этом уроке?

    Какой материал поняли полностью или частично?

    Задачи урока:

    сформировать понятие макроэволюция;

    углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;

    сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;

    убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

  • Слайд 42

    Домашнее задание:

    • Изучить материал по § 61 и записям в тетради;
    • Ответить на вопросы 1-3 в конце § 61.

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке