Содержание
-
Тема: Макроэволюция, её доказательства
11 класс
-
Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на
нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками
Задачи урока:
- сформировать понятие макроэволюция;
- углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
- сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
- убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
-
Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»
Различие макроэволюции и микроэволюции:
- Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
- Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
- Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
-
Сходство макроэволюции и микроэволюции:
В основе лежат процессы:
1. наследственная изменчивость;
2. борьба за существование;
3. естественный отбор;
4. изоляции.
Носят дивергентный характер.
-
- Палеонтологические
- Эмбриологические
- Сравнительно- анатомические (Морфологические)
- Биогеографические
- Молекулярно-биологические и цитологические
Группы доказательств эволюционного процесса
-
Что изучают науки?
- Палеонтология
Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени
- Эмбриология
Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов
- Сравнительная анатомия
Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов
- Молекулярная биология
Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов
- Биогеография
Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.
-
Что обозначают термины?
- Онтогенез
- Филогенез
- Дивергенция
- Конвергенция
- Гомологичные органы
- Аналогичные органы
- Рудименты
- Атавизмы
- Эндемики
- Реликты
-
Задания группам
1. Найти факты, доказывающие существованиеэволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)
- I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
- II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
- III группа – сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции;
- IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
- V группа – биогеографические доказательства эволюции.
2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.
-
1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)
- I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
- II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
- III группа – сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции;
- IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
- V группа – биогеографические доказательства эволюции.
2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.
-
Эмбриологические доказательства эволюции
В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии
К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»
Стадии эмбрионального развития позвоночных.
-
Эмбриологическое доказательство эволюции
Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)
А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей
-
Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции
Общий план строения позвоночных
-
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна, асцидия)
-
- Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
- Гомология передних конечностей наземных позвоночных
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
-
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.
-
- Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.
- Рудимент задних конечностей питона
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
-
Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
-
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
-
Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам
-
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции
Клеточное строение организмов
Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N)
Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)
-
- Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
- Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
- Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
- Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений
-
Палеонтологические доказательстваэволюцииИскопаемые формы
-
Палеонтологические доказательства эволюции
Археоптерикс
Ископаемые переходные формы
-
Филогенетический ряд лошади(Воссоздал В.О.Ковалевский)
-
Биогеографические доказательства эволюции
А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете
-
- Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
- Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
-
Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?
-
- Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов
- А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад
- Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад
- Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад
-
Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
-
Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции
- Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
- Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)
-
Заселение островов
Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?
-
Биогеографические доказательства эволюции
- Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
- Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
- На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
-
Вывод:
Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.
Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.
-
Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира»
1. Макроэволюция:
а) совокупность эволюционных
процессов, происходящих внутри вида
б) происходит быстро и внезапно
в) надвидовая эволюция
г) доступна для наблюдения
Надвидовая эволюция
2.Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение:
а) аналогичные
б) гомологичные
в) атавизмы
г) рудименты
Рудименты
-
Тест
3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?
а) наличие ископаемых форм животных и растений
б) универсальность генетического кода
в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами
г) способность к полету насекомых и птиц
универсальность генетического кода
4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:
а)сходство деления клеток у всех организмов
б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов
в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов
г) общность строения кровеносной системы млекопитающих
сходство ранних стадий развития зародышей разных классов
-
5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара?
а) различиями в климате
б) размерами территории
в) давней обособленностью территорий
г) форма естественного отбора
давней обособленностью территорий
6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос?
а) рептилий и млекопитающих
б) птиц и рептилий
в) птиц и млекопитающих
г) амфибий и рептилий
рептилий и млекопитающих
-
7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?
а) способность к откладыванию яиц
б) общность строения кровеносной систем
в) наличие червеобразной личинки у бабочек
г) строение конечностей
наличие червеобразной личинки у бабочек
8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными?
а) жабры рака и легкие кошки
б) хобот слона и рука человека
в) лапа крота и лапа обезьяны
г) глаз кальмара и глаз млекопитающего
лапа крота и лапа обезьяны
-
9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется:
а) разной степенью влияния естественного отбора
б) их а разобщенностью в течении миллионов лет
в) различным влиянием полюсов
г) различным климатом
их разобщенностью в течении миллионов лет
10. Биогенетический закон гласит:
а) органический мир развивается
б) движущей силой эволюции является естественный отбор
в) онтогенез кратко повторяет филогенез
г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах
онтогенез кратко повторяет филогенез
-
11. Аналогичные органы:
а) передняя конечность летучей мыши и кита
б) передняя конечность лягушки и крыло птицы
в) крыло бабочки и крыло птицы
г) усики гороха и колючки кактуса
крыло бабочки и крыло птицы
12. Биогенетический закон был сформулирован
а) Шлейденом и Шванном
б) Морганом
в) Геккелем и Мюллером
г) Опариным и Холдейном
Геккелем и Мюллером
-
13. Дивергенцией называется
а) расхождение признаков в процессе эволюции
б) схождение признаков в процессе эволюции
в) объединение нескольких популяций в одну
г) образование изолированной группы внутри популяции
расхождение признаков в процессе эволюции
14. Микроэволюция приводит к образованию новых
а) семейств
б) подвидов и видов
в) родов
г) классов
подвидов и видов
15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени
а) ископаемые формы
б) островные формы
в) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов
г) гомология органов
ископаемые формы
-
Рефлексия
Вопросы:
Выполнили мы все поставленные задачи?
Что нового узнали на этом уроке?
Какой материал поняли полностью или частично?
Задачи урока:
сформировать понятие макроэволюция;
углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
-
Домашнее задание:
- Изучить материал по § 61 и записям в тетради;
- Ответить на вопросы 1-3 в конце § 61.
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.