Презентация на тему "Методы изучения генетики человека" 11 класс

Презентация: Методы изучения генетики человека
1 из 57
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Методы изучения генетики человека" по Биологии, включающую в себя 57 слайдов. Скачать файл презентации 2.0 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по Биологии

Содержание

  • Презентация: Методы изучения генетики человека
    Слайд 1

    Лекция 9.

    Человек как объект генетики. Методы изучения генетики человека.

  • Слайд 2

    Особенности человека как объекта генетики.

    Что создает трудности: Нельзя скрещивать по желанию экспериментатора. Число потомков невелико Редкая смена поколений Много признаков Много хромосом

  • Слайд 3

    Однако большая заинтересованность перевешивает все трудности.

  • Слайд 4

    Основные методы изучения генетикичеловека.

    Генеалогический Цитогенетический (уже был – см. выше) Биохимический Близнецовый (уже был – см. выше) Популяционно-статистический Дерматоглифический Генетики соматических клеток ДНК диагностики

  • Слайд 5

    Краткое напоминание задач близнецового и цитогенетического методов

  • Слайд 6

    Близнецовый метод изучает соотносительную роль генотипа и среды путем сравнения близнецов

    Н = КМБ - КДБ 100% - КДБ Н – показатель наследуемости признака КМБ – показатель конкордантности в %% у монозиготных близнецов КДБ – показатель конкордантности в %% у дизиготных близнецов

  • Слайд 7

    Цитогенетический метод изучает хромосомы

  • Слайд 8

    Генеалогический метод – метод анализа родословных

    1.

  • Слайд 9

    Генеалогический метод

    был предложен в 1883 г. Ф. Гальтоном. Метод позволяет установить: 1) является ли данный признак наследственным (по проявлению его у родственников);2) тип и характер наследования (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом);3) зиготность лиц родословной (гомо- или гетерозиготы);4) пенетрантность гена (частота его проявления); 5) вероятность рождения ребенка с наследственной патологией (генетический риск).

  • Слайд 10

    Сэр Фрэнсис Гальтон (англ.Francis Galton; 16 февраля1822 — 17 января1911)

    Кузен Ч.Дарвина Занимался вопросами наследственности,, биометрией, дерматоглификой, статистикой и тестированием; первым начал изучение близнецов. Создал евгенику.

  • Слайд 11

    Символы, используемые при составлении родословных

  • Слайд 12

    Этапы генеалогического метода

    родословную начинают строить с пробанда - лица, с которого начинается исследование семьи. каждое поколение нумеруется римскими цифрами слева; особи одного поколения располагаются на горизонтальной линии и нумеруются арабскими цифрами. I II III 1 2 1 2 3 1 2 3

  • Слайд 13

    Различают 5 основных типов наследования

    AD AR XD XR Y

  • Слайд 14

    Аутосомно-доминантный тип (AD) наследования характеризуется следующими признаками:

    1) болеют в равной степени мужчины и женщины;2) больные есть в каждом поколении - наследование «по вертикали». 3) вероятность наследования 100% (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75% (если оба родителя гетерозиготны) и 50% (если один родитель гетерозиготен). Примеры у человека: Синдром Марфана Ахондроплазия Гиперхолестеринемия

  • Слайд 15

    Аутосомно-рецессивный (AR)тип наследования

    Характерен пропускпоколений Равно мужчины и женщины «По горизонтали» Вероятность у детей 25%, если у родителей признак не проявился Примеры у человека: Фенилкетонурия Муковисцидоз Адрено-генитальный синдром

  • Слайд 16

    Голандрический тип (Y) наследования

    Передается по мужской линии без пропуска поколений Пример у человека: Гипертрихоз ушной раковины

  • Слайд 17

    Х-сцепленный доминантный (XD)

    Без пропуска поколений – по вертикали Женщины поражены в 2 раза чаще От отца передается всем дочерям; от матери 50% сыновей и дочерей. Примеры у человека: Рахит, резистентный к витамину Д Коричневая эмаль зубов

  • Слайд 18

    Х-сцепленный рецессивный (XR)

    Передается от деда через мать-носительницу к внуку У мужчин проявляется значительно чаще, чем у женщин Примеры у человека: Гемофилия Дальтонизм Мышечная дистрофия Эктодермальная дисплазия

  • Слайд 19

    Митохондриальное (цитоплазматическое) наследование

    Передается по материнской линии пример: митохондриальная миопатия У растений также гены хлоропластов.

  • Слайд 20

    Дерматоглифический метод(тоже предложен Гальтоном)Метод помогает в диагностике наследственных синдромов

    2.

  • Слайд 21

    Дерматоглифический метод

    Изучает особенности гребешковой кожи и основные сгибательные линии ладоней и подошв

  • Слайд 22

    Три основных вида пальцевых узоров

    дуга петля завиток

  • Слайд 23

    Варианты сгибательных складок

  • Слайд 24

    Особенности дерматоглифики при некоторых синдромах

    Синдром Эдвардса – дуги на всех пальцах Синдром Дауна – одна сгибательная складка Синдром Тернера – все завитки на пальцах Синдром Рубинштейна-Тэйби – сложный узор на тенаре

  • Слайд 25

    Биохимический метод

    3.

  • Слайд 26

    Используется для изучения ферментопатий – мутаций, нарушающих работу ферментов. В крови и моче больных выявляются определенные химические соединения.

  • Слайд 27

    Примеры ферментопатий

    фенилаланин тирозин меланин гомогентизиновая кислота малеилацетат и так далее фенилкетонурия альбинизм тирозиноз тироксин гипотиреоз Алкаптонурия* * Первое описанное наследственное нарушение обмена веществ (Арчибальд Гаррод в начале ХХ века)

  • Слайд 28

    Рассмотрим подробнее обмен фенилаланина и развитие фенилкетонурии (АR) OMIM261600 и 261630

  • Слайд 29

    Фенилкетоновые тела Пищевые белки

  • Слайд 30

    При фенилкетонурии(ФКУ) нарушено превращение фенилаланина в тирозин (классическая форма)

    Фенилаланин гидроксилаза Аутосомно-рецессивное наследование ФКУ

  • Слайд 31

    Дети с рождения должны соблюдать специальную диету с ограничением по фенилаланину

  • Слайд 32

    Из интернета. Мама взрослого сына с ФКУ цитирует генетика Байкова:

    «В столице удалось сохранить скрининг (поголовное обследование) новорожденных на ФКУ, а вот в провинции — вообще беда: известны случаи, когда семье предлагают сразу отказаться от ребенка: все равно вырастить его здоровым возможности нет.»

  • Слайд 33

    Неонатальный скрининг – «просеивание» всех младенцев на наличие биохимических дефекты

  • Слайд 34

    В настоящее время детей тестируют на выявление фенилкетонурии, муковисцидоза, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома и галактоземии

    При выборе заболеваний для неонатального скрининга, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, учитывались такие факторы, как тяжесть проявления заболеваний, частота распространения данных заболеваний, а также простота и достоверность применяемых методов диагностики, наличие доступных и эффективных средств лечения.

  • Слайд 35

    4.Популяционно-статистический метод

  • Слайд 36

    Популяционно-статистический метод генетики

    Изучает и сравнивает популяции людей. Основан на законе Харди-Вайнберга

  • Слайд 37

    Закон генетической стабильности популяций

    Сформулирован в 1908 году независимо английским математиком Г. Харди и немецким врачом В. Вайнбергом. Закон утверждает, что если численность панмиктической (свободно скрещивающейся) популяции велика, в ней отсутствуют мутации, миграция и отбор (по изучаемому гену), то частоты генотипов AA, Aa и aa в популяции остаются одинаковыми из поколения впоколение: p2(AA): 2pq (Aa): q2(aa), где А и а — аллели аутосомного гена, p — частота аллеля А, q — частота аллеля а.

  • Слайд 38

    Отклонения от равновесия Харди-Вайнберга свидетельствует о действии на популяцию одного или нескольких факторов: Отбора Мутаций Дрейфа генов Миграций Изоляции

  • Слайд 39

    Частота некоторых аутосомно- рецессивных заболеваний в европейской популяции

  • Слайд 40

    Популяции отличаются по частоте встречаемости мутаций генов

  • Слайд 41

    5. Генетика соматических клеток

  • Слайд 42

    Метод генетики соматических клеток

    Клетки выращивают в культуре. Этим методом удалось картировать гены человека. Метод своеобразен: Анеуплоидная клетка мыши Клетка человека слияние Гибридная клетка (синкарион)

  • Слайд 43

    В ходе клеточных делений в гибридной клетке утрачиваются все хромосомы человека, кроме одной (например, № 17) Посев на селективную среду, выжить на которой можно только, если есть определенный человеческий ген (например, ген А) Клетки выжили, значит ген А лежит в хромосоме 17 Это один из методов картирования генов

  • Слайд 44

    Основные методы составления генетических (хромосомных)карт

    На основе скрещиваний - не у человека! (гибридологический метод) - % кроссоверных потомков – морганида (сентиморган) На основе родословных Методами генетики соматических клеток Методом ДНК зондов (фрагментов ДНК с известной последовательностью) Методами секвенирование генома

  • Слайд 45

    Опыты Моргана по сцеплению у дрозофилы. Расстояние генов В и V – 17 морганид

  • Слайд 46

    Родословная, показывающая сцепление гена синдрома «ногтей-надколенника»npс группой кровиВ (хромосома 9)

    Был кроссинговер Был кроссинговер По частоте кроссинговера определили расстояние между этими генами в хромосоме 1,5% IВ np

  • Слайд 47

    Картирование FISH-методом

    Флуоресцентная метка ДНК-зонд Участок хромосомы, комплементарный зонду Метафазные хромосомы с меткой

  • Слайд 48

    6.ДНК- диагностика

  • Слайд 49

    ДНК диагностика выявляет генные мутации

    подтверждающая, про подозрении на болезнь пресимптоматическая, до проявления болезни носительства, для выявления гетерозиготных носителей пренатальная - дородовая. Принципиально различают прямую и косвенную ДНК диагностику моногенных наследственных болезней. Прямая, когда ген и его мутации хорошо известны Косвенная – по тесно сцепленному маркеру – рядом лежащему участку ДНК

  • Слайд 50

    Некоторые термины, использующиеся при анализе ДНК

    Клонирование – выделение гена и его размножение в составе хромосомы бактерии, фага или плазмиды Секвенирование – определение последовательности участка ДНК Полимеразная цепная реакция, ПЦР – метод получения большого числа копий участка ДНК Генная дактилоскопия – выявление мелких вариаций в строении ДНК

  • Слайд 51

    Схема полимеразной цепной реакции и прибор для ее проведения

  • Слайд 52

    Пренатальная (дородовая) диагностика

    Использует для исследования ткани плода или зародышевых оболочек Использует цитогенетические, биохимические, ДНК методы Различают: Предимплантационную диагностику; Биопсию хориона (взятие ворсин хориона); Кордоцентез (взятие пуповинной крови); Амниоцентез (взятие околоплодной жидкости); Плацентацентез (ткани плаценты); Биопсию тканей плода (например, кожи) Неинвазивная – УЗИ, кровь матери Инвазивная -

  • Слайд 53
  • Слайд 54

    Биопсия хориона на 8 – 10 неделе беременности

  • Слайд 55

    Ультразвуковое исследование

  • Слайд 56

    Предимплантационная диагностика

    При экстракорпоральном оплодотворении берутся бластомеры на стадии морулы и изучаются до имплантации зародыша

  • Слайд 57

    Конец. спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке