Содержание
-
Урок биологии в 8 классе. Учитель Селезнева И. В. МОУ СОШ п. Рощинский. Чаплыгинского района Липецкой области Нервная система.
-
Задачи: сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.
-
Значение нервной системы
обеспечивает поддержание гомеостаза; обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма; осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения; составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
-
Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).
-
? Какой тканью образована нервная система? Каково строение нервной ткани? Строение нейрона, типы нейронов. Чувствительные Проводят импульс от поверхности тела и внутренних органов в мозг Нейрон – основа нервной системы Вставочные Анализируют информацию и принимают решение Двигательные Проводят импульс от головного и спинного мозга к рабочим органам
-
Вся нервная система построена на нервной ткани. Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и связанных с ними анатомически и функционально клеток-спутников нейроглии. Нейроны выполняют специфические функции, являясь структурно-функциональной единицей нервной системы. Нейроглия обеспечивает существование и специфические функции нейронов, выполняет опорную, трофическую (питательную), разграничительную и защитную функции.
-
Нейрон.
-
Нервная система
Центральная НС Периферическая НС Головной мозг Спинной мозг Нервы Нервные узлы Нервные окончания чувствительные двигательные смешанные В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам. Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс.
-
По функциям
Регулирует работу скелетных мышц, кожи, связь организма с внешней средой. Вегетативная (автономная) Соматическая Парасимпатическая Регулирует обменные процессы, рост организма. Функции Симпатическая Нервная система
-
Нервные узлы (ганглии) - скопление нейронов вне центральной нервной системы. Нервные окончания Нервные волокна заканчиваются концевыми аппаратами — нервными окончаниями. Различают три группы нервных окончаний: межнейрональные синапсы, осуществляющие связь нейронов между собой; эффекторные окончания (эффекторы), передающие нервный импульс на ткани рабочего органа (на мышечные или железистые клетки) рецепторные (или аффекторные, или же чувствительные) окончания
-
Нервы
Строение нервного волокна
-
Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции
Рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга: рецептор, чувствительный нейрон, ЦНС(вставочные нейроны), двигательные нейроны, рабочий орган. П! Выполнить практическую работу. Действие прямых и обратных связей. Стр. 180
-
Связи прямыеСигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу. Связи обратные«Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру.
-
Закрепление изученного материала 1. Что называют рефлексом?2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему?6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса? Дом. работа: стр. 178-181
-
Автономный отдел нервной системы
Нервная система Соматическая подчинена воле человека регулирует работу поперечно-полосатой мускулатуры двигательные центры - КБП - лобная доля - план будущих действий Автономная (вегетативная) не подчинена воле человека регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца вегетативный центр - гипоталамус Симпатическая во время интенсивной работы, требующей затрат Е тела нейронов в грудном и поясничном отделах СМ Парасимпатическая способствует восстановлению запасов Е во время сна и отдыха тела нейронов в среднем, продолговатом, крестцовом отделе СМ центр блуждающего нерва - крупный
-
-
Вегетативной нервной системой, называют тот отдел нервной системы, который обеспечивает жизненно важные функции организма. Вегетативная нервная система иннервирует сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, лимфатические узлы, внутренние органы, а также осуществляет трофику тканей. Благодаря деятельности вегетативной нервной системы поддерживается постоянство жизненных констант организма, его внутренней среды.
-
Работа Симпатической и парасимпатической систем работают вместе. (Текст учебника стр.183.) Актуализация знаний. Ответить на вопросы стр. 184. Дом. работа: стр 181. -184. П! Выполнить практическую работу. Штриховое раздражение кожи. Стр. 183 учебника П!
-
-
Спинной мозг Серое вещество Белое вещество Вставочные нейроны Тела и дендриты двигательных нейронов Аксоны нейронов, образующих нисходящие пути Аксоны нейронов, образующих восходящие пути Рефлекторная (участие в двигательных реакциях) Функции: центры безусловных рефлексов (коленный) вегетативные центры рефлекторного мочеиспускания, дефекации Проводниковая (проведение нервных импульсов) Функции: связь отделов спинного мозга связь ГМ с другими частями ЦНС соединение рецепторов с исполняющими органами
-
Спинной мозг (СМ) - тяж длинной 45 см., диаметром 1 см. В центре - канал, заполненный спиномозговой жидкостью. СМ состоит из 31-32 сегментов: 8 шейных 12 грудных 5 поясничных 1-2 копчиковых пояснично-крестцовые нервы следуют в канал на значительном расстоянии и образуют конский хвост СМ иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц головы) и внутренние органы. СМ передние корешки - аксоны двигательных нейронов задние корешки - аксоны чувствительных нейронов Спиномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга; по составу похожа на плазму крови, V=120-150 мл. Функции СМЖ: амортизатор - предохраняет ГМ и СМ от сотрясений доставка питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена поддержание уровня осмотического давления (60-140 мм. вод. ст.)
-
Спинной мозг
-
Рассмотреть рисунки 78, 79 учебника, образование соматического и вегетативного безусловного рефлекса.
-
Проводящие пути спинного мозга Несут нервные импульсы от различных уровней головного мозга. «Информирует» о событиях внешнего мира и состоянии внутренней среды.
-
Закрепление.
1. Спинной мозг находится: а) в позвоночном канале;б) в спинномозговом канале;в) в грудном отделе позвоночника. 2. Диаметр спинного мозга равен: а) 1 мм;б) 1 см;в) 2 см. 3. От спинного мозга отходят: а) 30 пар спинномозговых нервов;б) 31 пара спинномозговых нервов;в) 33 пары спинномозговых нервов. 4. Нервные узлы находятся: а) на передних корешках спинномозговых нервов;б) на задних корешках спинномозговых нервов;в) на обоих корешках спинномозговых нервов. 5. Каковы функции спинного мозга? а) двигательная;б) защитная и опорная;в) рефлекторная и проводниковая. 6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга? а) из длинных отростков нейронов;б) из соединительной ткани;в) из тел нейронов. 7. В каком направлении проводит импульсы белое вещество спинного мозга? а) от рецепторов к ЦНС;б) в обоих направлениях;в) от ЦНС к мышцам Дом. работа: стр186-189.
-
Головной мозг (ГМ) - m=1360 гр. Человек имеет 3й по массе мозг (1400 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг). соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40. Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра. CEO Головной мозг Ствол Кора больших полушарий Подкорковый отдел
-
-
Отделы головного мозга, их структура, функции.
Начало таблицы.
-
Продолжение таблицы.
-
Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга. Кора больших полушарий Левое полушарие Правое полушарие "мыслительное", логическое регуляция речевой деятельности, устной речи, письма ведущее у правшей "художественное", эмоциональное распознавание зрительных, музыкальных образов, формы, структуры предметов, сознательная ориентация в пространстве
-
-
Функциональные зоны коры больших полушарий.
-
П! Выполнить практическую работу. Функции продолговатого мозга. Среднего мозга и мозжечка. Стр. 192.
-
1. Средняя масса головного мозга взрослого человека: А) меньше 950 г;Б) 950-1100 г;В) 1100 – 2000 г 2. Головной мозг человека состоит из: А) ствола и полушарий большого мозга;Б) мозжечка и полушарий большого мозга;В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга. 3. Продолговатый мозг является продолжением: А) среднего мозга;Б) спинного мозга;В) промежуточного мозга. 4. В головном мозге полушария и кору имеют: А) средний мозг и полушария большого мозгаБ) мозжечок и промежуточный мозг;В) полушария большого мозга и мозжечок. 5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга: А) средний мозг;Б) продолговатый мозг;В) мозжечок;Г) промежуточный мозг;Д) мост 6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа: А) средний мозг;Б) продолговатый мозг;В) промежуточный мозг 7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок: А) мост;Б) средний мозг;В) промежуточный мозг. Домашнее задание: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Проверка усвоенного на уроке.
-
Спасибо за урок.
-
Литература.
Биология А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. И. Д. Зверев. Мозг, разум, и поведение. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. tryphonov.narod.ru homotomia.by.ru Атлас нервная система . Под редакцией В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.