Содержание
-
Лекция 12 Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) и экологическая экспертизапроектов
-
12.1. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции
В современных условиях механизм экологического регулирования включает в себя совокупность инструментов по контролю за действующим и проектируемым производством. В системе мер по контролю и обоснованию проектных решений одно из центральных мест принадлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизе проектов.
-
Оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной и иной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны и базируются на сходной системе социально-эколого-экономических показателей.
-
Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком(в свою очередь, представляющим интересы заказчика) инвестиционного решения, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органамиэкологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области.
-
Специально образованная государственная экспертная комиссия либо подтверждает полноту учета в проекте природоохранных требований законодательства, достаточность мер по предупреждению неприемлемых для общества изменений в окружающей среде и связанных с ними социально-экономических и других последствий, либо не соглашается с этими мерами и оценками экологической безопасности проекта. Этот вывод, разумеется, делается не только на данных ОВОС, но и на базе самостоятельных расчетов и обоснований экспертной комиссии.
-
Наряду с государственной (федеральной и региональной)в России, как и в других странах, может проводиться и общественная экологическая экспертиза. Этим реализуется принцип свободы доступа общественности к экологической информации и право на участие в управленческих решениях, связанных с воздействием на природную среду.
-
Основными задачами ОВОС выступают: выявление комплекса взаимосвязанных факторов воздействия на окружающую природную среду ТЭО (технико-экономическое обоснование) инвестиционных проектов и ТЭО строительства, проектов и схем территориальной организации общества, размещения отдельных объектов, техники и технологии, новых материалов, продукции, услуг, проектов стандартов, правовых, технических норм и нормативов; оценка прямых и косвенных эффектов (результатов) реализации проектов, а также факторов, определяющих их воздействие на экологические системы, их компоненты, балансы природных ресурсов (например водохозяйственный баланс территории), на человека, его здоровье и условия жизнедеятельности; сопоставление и оценка альтернативных вариантов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также управленческих решений, характеризующихся значимыми экологическими эффектами.
-
Основными задачами экологической экспертизы являются: обеспечение соответствия проектов хозяйственной и иной деятельности требованиям национального и международного (в случае оценки трансграничных и международных проектов) природоохранного законодательства, экологическим стандартам и нормативам; обоснование вывода о допустимости реализации проекта как отвечающего требованиям устойчивого развития, циркулярности (т. е. относительной замкнутости, имитирующей безотходные процессы в эко-системах) и экологической безопасности и не способного привести к неприемлемым последствиям для окружающей среды и социально-экономического развития общества;
-
всесторонняя оценка всех имеющихся альтернативных вариантов удовлетворения потребностей и выбор наиболее целесообразного с позиции социально-экономической эффективности и экологической безопасности; создание условий для реализации международно-признанного принципа предосторожности, согласно которому, поскольку потенциальной экологической опасностью характеризуется любая намечаемая деятельность, необходима минимизация этой опасности и экологического риска на самых ранних стадиях – этапах обоснования проектных решений, а также путем всесторонней оценки всех имеющихся альтернатив (в том числе и варианта не реализации проекта).
-
В основе экологической экспертизы лежат следующие важнейшие принципы: Обязательность, означающая строгое проведение экспертизы проектных решений по тем объектам, которые включены в специальные утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Решение о реализации соответствующих проектов не может быть принято до проведения по ним экологической экспертизы. 2.Комплексность оценкивоздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также последствий этого воздействия для социально-экономического развития общества; достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу.
-
3.Вневедомственность и независимостьэкспертов экологической экспертизы; научная обоснованность, законность и объективность экспертного заключения; ответственность участников экологической экспертизы за ее объективность и качество. 4.Гласность, участие общественных организаций (объединений) и граждан, учет общественного мнения, реализуемые, в частности, путем проведения наряду с государственной общественной экологической экспертизы, что позволяет получить более широкий спектр мнений о целесообразности и допустимости реализации проектов.
-
12.2. Порядок обоснованияи согласования проектной документации
1-й этап – инвестор (заказчик)составляет уведомление (декларацию) о намерениях, в которой осуществляется социально-экономическое обоснование: необходимости намечаемой деятельности; объема вовлекаемых в оборот природных ресурсов; размеров занятой и преобразованной территории.
-
2-й этап – федеральные (региональные) органы властина основании рассмотрения уведомления о намерениях дают предварительное согласие на ведение хозяйственной деятельности. 3-й этап – проектировщик,получив указанное согласие, разрабатывает и представляет материалы, обосновывающие место размещения объекта (как правило, в нескольких вариантах) в составе ТЭО (технико-экономическое обоснование)инвестиций.
-
3-й этап В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду(проект ОВОС), начиная с определения этого воздействия в натуральных показателях: объем вовлекаемых природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые зоны, площадь занимаемой и преобразуемой территории, величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем образующихся отходов, в том числе токсичных, другие формы физического воздействия проекта на окружающую среду и здоровье населения (шумовое, электромагнитное и т. п.).
-
Далее на этой основе осуществляется денежная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения. В их числе – наносимый (предотвращаемый) в результате реализации проекта ущерб окружающей среде и здоровью населения, рекомендуемый перечень компенсирующих природоохранных мероприятий, оценка экологического рискаот реализации проекта и др.
-
4-й этап– согласование ТЭО инвестиций и проекта ОВОС с основными (федеральными, региональными) органами экологического контроля и управления. Состав согласующих инстанций определяется конкретным содержанием проекта и характером его воздействия на окружающую среду. Обязательное участие в согласовании проектной документации, как правило, принимают: территориальные органы Роснедвижимости, водохозяйственные управления, органы санитарно-эпидемиологического надзора, управления пожарной охраны и др. В результате этого согласования уточняются место размещения объекта и условия природопользования. Полученные при этом данные служат реализации 5-го этапа.
-
5-й этап– разработка (проектировщиком) с учетом уточненных требований к проекту и детализированной информации ТЭО строительства применительно к конкретному месту размещения объекта. В составе ТЭО строительства определяется ОВОС, уточняются показатели социально-эколого-экономической эффективностиреализации проекта, дается оценка экологического рискапо отношению к согласованной площадке размещения объекта.
-
6-й этап– проведение государственной(которая может быть дополнена общественной) экологической экспертизыпроектных материалов на предмет гарантированного выполнения требований природоохранного законодательства, нормативов и стандартов, недопущения реализации проектов с необратимыми последствиями для окружающей среды и социально-экономического развития.
-
Итогом экологической экспертизы является заключение экспертной комиссии, содержащее либо одобрение, либо не одобрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство. Решение об отклонении проекта может опротестовываться в Арбитражном суде.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.