Содержание
-
УО «Гродненский торговый колледж» БелкоопсоюзаДисциплина: Общая Биология Раздел: Генетика Тема 7: Наследственность и изменчивость организмов. Лекция № 22. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМОВ УСТАНОВЛЕННЫЕ Г.МЕНДЕЛЕМ.
-
Что мы знаем???
Наследственная информация хранится в клетке: в рибосомах; в ядре; в цитоплазме; Хромосомы состоят из: Белка + нуклеиновые кислоты Липидов; Углеводов. Биосинтез белка это – Элонгация; Транскрипция; Трансляция. Определите правильную схему? Белок – признак – ген; ДНК – признак – белок; ДНК – ген – белок – признак; Что кодирует признак? Белок; Ген; РНК. 2
-
Проверь себя
3
-
Генетика (от греческого genesis – происхождение) – наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Что делает каждого из нас непохожим на других и вместе с тем наделяет нас неким изначальным сходством как представителей одного вида Homo Sapiens? 4
-
Почему у кошки всегда рождаются котята, у львицы – львята? Чем объяснить, что дети не только внешне, но и по характеру напоминают своих родителей? Талант тоже наследуется: Биографы Бахов насчитали в восьми поколениях их рода почти пятьдесят известных музыкантов. 5
-
Гены. Таинственные частички материи, вещества, заставляющие всякое творение природы быть похожим на своих родителей.
Где они расположены? Как устроены? Где зашифрована программа жизни слона или бактерии, человека или лягушки? 6
-
ДНК ищет преступника.
Можно до неузнаваемости изменить внешность и даже узор папиллярных линий на пальцах. Но нельзя стереть или изменить наследственную информацию, записанную в ДНК. Именно поэтому «нить жизни» может служить безошибочным маркером, позволяющим отличить одного человека от другого: достаточно иметь для этого каплю крови, небольшой кусочек кожи. 7
-
Тема: Закономерности наследственности и изменчивости организмов установленные Г.Менделем.
8
-
Задачи занятия:
Продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами. Учиться правильно раскрывать сущность основных понятий генетики. Познакомиться с опытами Г.Менделя Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков у гибридов второго поколения, раскрыть сущность анализирующего скрещивания 9
-
Тема: ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМОВ.
Наследственность и изменчивость организмов. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. 10
-
1. Наследственность и изменчивость организмов
Кистепёрые рыбы - Латимерия (более 100 млн.лет назад) Окунь (наше время) 11
-
Наследственность— это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития. 12
-
Изменчивость организмов
Разнообразие бабочек Разнообразие рыб 13
-
Изменчивость— способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые. 14
-
ВЫВОД
Наследственностьобеспечивает сохранение признаков и свойств организмов на протяжении многих поколений Изменчивость обусловливает формирование новых признаков в результате изменения генетической информации или условий внешней среды
-
Наследственность и изменчивость – основные признаки всех живых организмов
Закономерности наследственности и изменчивости установил Г.Мендель. Эти закономерности сформулированы в виде 3-х законов Г.Менделя 16
-
родился22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской империи. В 1843 году Мендель поступил послушником в Августинский монастырь в Брюнне (ныне Брно). В 1851 году настоятель отправил его изучать естественные науки в Венский университет. 6 января 1884 года Грегора (Иоганна Менделя) не стало. Он похоронен в родном Брюнне. Слава как ученого пришла к Менделю уже после смерти. Грегор Иоганн Мендель 17
-
Как называется наука, изучающая наследственность и изменчивость?
Генетика - относительно молодая наука. Официальной датой ее рождения считается 1900г., когда Г. де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга "переоткрыли" законы наследования признаков, установленные Г. Менделем еще в 1865 году. 18
-
Год 1869.Иоган Фридрих Мишероткрыл нуклеиновую кислоту
-
Год 1900.Де Фриз , Эрих Чермак, Карл Корренспереоткрыли независимо друг от друга на разных биологических объектах законы Г.Менделя.
-
Год 1900.Становление науки генетики
21
-
Год 1920
При деятельном участии Кольцова возникло Русское евгеническое общество. Матричная гипотеза, искусственный мутагенез и генетика популяций – это главный вклад в науку Кольцова и его учеников 22
-
Год 1930Н.И. Вавилов возглавил первое в стране академическое учреждение по генетике - лабораторию, через три года ставшую Институтом генетики АН СССР.
23
-
Год 1939
Н.В. Тимофеев-Ресовский - ученик Н.К. Кольцова и С.С. Четверикова, генетик, совместно с М. Дельбрюком создал первую биофизическую модель структуры гена и предложил пути его изменения Макс Дельбрюк (1906-1981) - физик, генетик, вирусолог, лауреат Нобелевской премии 1969 г 24
-
Год 1953. Трехмерная модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена американским биологом Дж.Уотсоном и английским физиком Ф.Криком
25
-
Год 1989 Стартовал международный проект по расшифровке генома человека под руководством Дж. Уотсона.
26
-
Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:
Легко выращивать, имеет короткий период развития Имеет многочисленное потомство Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков Самоопыляющееся растение Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты 27
-
Особенности опытов Менделя
Использование чистых линий (растений, в потомстве которых при самоопылении не наблюдается расщепление по изучаемому признаку) Наблюдение за наследованием альтернативных признаков Точный количественный учёт и математическая обработка данных Наблюдение за наследованием многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары 28
-
Альтернативные признаки 29
-
Мендель провел скрещивание:
Сорт гороха с желтыми семенами Сорт гороха с зелеными семенами P: F1: В первом поколении были только растения с желтыми семенами! 30
-
х АА аа А Аа а G (гаметы) Р(родители) F1 (первое поколение потомков) Аа Аа 31
-
Мендель предложил следующую гипотезу для объяснения этих результатов: Он предположил, что каждое проявление признака определяется наследственными факторами. Половые клетки содержат только один наследственный фактор, то есть они "чисты" (не содержат второго наследственного фактора). Гипотеза «чистоты гамет»: Наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде. 32
-
Гипотеза чистоты гамет:
При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак А А АА аа а а P G X ♀ ♂ 33
-
Основные понятия:
Генотип: набор наследственных факторов данного организма Фенотип: набор проявлений различных признаков организма Аллели: варианты проявления признака (бывают доминантные(А) и рецессивные(а)) Гомозигота: организм с одинаковыми аллелями по данному признаку (АА, аа) Гетерозигота: организм с разными аллелями по данному признаку. В гетерозиготефенотипически проявляется доминантный аллель (Аа) 34
-
Первый закон Менделя –
Р (родители) А А а а х жёлтые семена зелёные семена G (гаметы) А а F1 (гибриды первого поколения) Аа жёлтые семена закон единообразия гибридов первого поколения 35
-
I закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения или правило доминирования) – при моногибридном скрещивании гибриды первого поколения единообразны (проявляются только доминантные признаки) 36
-
При скрещивании гибридов первого поколения друг с другом, Мендель обнаружил, что в потомстве появляется расщепление:
F1: F2: 3/4 1/4 Три четверти семян имели доминантное проявление признака, а четверть семян – рецессивное. 6022 2001 Второй закон Менделя 37
-
Второй закон Менделя – закон расщепления
Р2 Аа жёлтые семена Аа жёлтые семена х G А А а а Аа А А Аа а а F2 А А Аа Аа а а жёл. сем. жёл. сем. жёл. сем. зел. сем. 3: 1 по фенотипу Решётка Пеннета по генотипу 1 : 2 : 1 Расщепление: 38
-
IIзакон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании гибридов первого поколения (F1) в потомстве (F2) наблюдается расщепление: по фенотипу 3:1 (3 желтых : 1 зеленый); по генотипу 1:2:1 (1АА : 2Аа : 1аа) 39
-
3. Анализирующее скрещивание
А А Аа Жёлтые семена Жёлтые семена Генотип Фенотип ? Как определить генотип? 40
-
Р А А жёлтые семена а а зелёные семена х G а А А а Аа Аа Аа Аа Понятия: анализирующее скрещивание как один из основных методов, позволяющих установить генотип особи F1 Аа жёл. сем. (по фенотипу, по генотипу) 100 % 41
-
Р Аа жёлтые семена а а зелёные семена х G а А а а Аа Аа а а а а Понятия: анализирующее скрещивание F1 Аа а а жёл. сем. зел. сем. 1: 1 (по фенотипу, по генотипу) 42
-
Анализирующее скрещивание
43
-
Условные обозначения:
родительские организмы Гибридное потомство Гибриды I, II, III поколений Гаметы женский пол мужской пол неаллельные доминантные гены неаллельные рецессивные гены знак скрещивания 44
-
Задачи:
Вариант № 1: Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом (черный цвет – доминантный признак). а) Определите генотипы и фенотипы крольчат первого поколения. б) Произойдет ли расщепление гибридного потомства? в) Какие законы и правила Менделя здесь проявляются? Вариант № 2: Гомозиготная кареглазая девушка вышла замуж за голубоглазого мужчину (Карий цвет глаз – доминантный признак). а) Определите какие у них будут дети?. б) Произойдет ли расщепление гибридного потомства (у детей)? в) Какие законы и правила Менделя здесь проявляются? 45
-
Ответьте на вопросы в тетради:
Обозначь буквами генотип: рецессивная гомозигота - ….. доминантная гомозигота - ….. гетерозигота - ….. Какой закон отражает запись: Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы F1 простые бобы (100%) Как называется признак у гибридов F1? Какой закон отражает запись: Р от F1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы F2 простые (75%): вздутые (25%) 5. Как называется признак у 25% потомков F2? 46
-
Проверь себя:
аа АА Аа 2. Закон доминирования или Закон единообразия гибридов F1 3. Доминантный признак 4. Закон расщепления 5. Рецессивный признак 47
-
Задачи поставленные перед занятием:
Продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами. Учиться правильно раскрывать сущность основных понятий генетики. Познакомиться с опытами Г.Менделя Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков у гибридов второго поколения, раскрыть сущность анализирующего скрещивания 48
-
Домашнее задание: 1. § 44,45 Решите задачу:Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом. Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом? 49
-
Вот какие мы РАЗНЫЕ!!!
50
-
Спасибо за внимание. 51
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.