Презентация на тему "Приобретенные формы поведения" 8 класс

Презентация: Приобретенные формы поведения
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Приобретенные формы поведения", созданная специально для того, чтобы рассказать школьникам, какие формы поведения существуют у животных и человека и в чем заключается их различие.

Краткое содержание

  • Условные рефлексы
  • Система условно-рефлекторных связей
  • Динамические стереотипы
  • Рассудочная деятельность
  • Выводы

Содержание

  • Презентация: Приобретенные формы поведения
    Слайд 1

    § 57. Приобретенные формы поведения

    8 класс биология

  • Слайд 2

    § 57. Приобретенные формы поведения

    • Перечислите формы приобретенной программы поведения, начиная с условного рефлекса.
    • Что такое динамический стереотип и как он образуется?
    • * Динамический стереотип лежит в основе всех навыков и привычек. Попробуйте это доказать на примере формирования навыка письма.
    • Чем условно-рефлекторная деятельность отличается от рассудочной?
  • Слайд 3

    Условные рефлексы

    – это самая простая форма приобретенной программы поведения. При виде вкусной еды у нас "текут слюнки" задолго до того, как мы начинаем есть. Вид пищи становится сигналом предстоящей еды.

    • Условный рефлекс – это реакция на сигнал, предупреждающий о появлении значимого события. Он вырабатывается путем многократного сочетания безразличного раздражителя с появлением жизненно важного.
  • Слайд 4

    Если сигнал не подкрепляется, становится ложным, условный рефлекс затормаживается (условное торможение). Постоянное неподкрепление превращает положительный условный рефлекс в отрицательный – тормозной. Дрессированная служебная собака не возьмет корм от постороннего, так как это действие систематически не подкреплялось. Благодаря условному торможению происходит различение истинных сигналов от похожих на них.

  • Слайд 5

    Систему условно-рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге путем (см. также § 50) многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности, называют динамическим стереотипом. Динамический стереотип вырабатывается в течение жизни, он не вечен, может быть изменен, перестроен и даже отвергнут.

  • Слайд 6

    Вспомним, как нас учили писать. Сначала нам показывали, как пишется и называется та или иная буква, т.е. вырабатывали соответствующие условные рефлексы на звук. Затем буквы соединяли, получались слоги – простейшие цепочки условных рефлексов из двух-трех звеньев. Затем эти цепочки усложнялись, и теперь мы в состоянии записывать и читать целые фразы.

  • Слайд 7

    Подкрепление появляется только после успешного завершения всей цепочки входящих в него действий. Так, не прочитав все буквы слова, мы не поймем его значения. Однако хорошо натренированный читатель по начальным буквам может угадать слово, а по отдельным словам – смысл текста: по первым сигналам восстанавливается вся цепочка в целом. Это тоже одно из свойств динамического стереотипа.

  • Слайд 8

    При анализе попыток обратите внимание, что слаженная система действий при обычном письме с переходом на зеркальный разрушается. Действия распадаются на отдельные элементы. Даже одну букву пишут в несколько приемов, не говоря уж о слове в целом. При затруднении обычно проявляются эмоции, чаще смех, реже отказ от опыта, особенно если он проходит при людях.

  • Слайд 9

    Динамические стереотипы лежат в основе навыков и привычек, в том числе трудовых и спортивных, и, увы, отрицательных: привычка грызть ногти. Так что об их формировании полезно знать и не расстраиваться после первых неудач, они закономерны.

  • Слайд 10

    Рассудочная деятельность. В процессе жизни накапливается большое количество условно-рефлекторных связей. Они помогают обрабатывать получаемую информацию и на основе прошлого опыта находить совершенно новые пути достижения желаемых результатов.

  • Слайд 11

    В отличие от условных рефлексов и динамического стереотипа рассудочная деятельность не отражает найденные ранее связи между явлениями, а прогнозирует возможность возникновения новых. Если при условном рефлексе временная связь вырабатывается путем многократного сочетания сигнального и значимого событий, то при рассудочной деятельности эта связь устанавливается спонтанно (догадка!), а уж затем проверяется фактами.

  • Слайд 12

    Разница между условным рефлексом и рассудочной деятельностью станет понятной, если сравнить поведение двух обезьян-шимпанзе, Рафаэля и Лады. Опыты с ними были поставлены одинаковые. На середину пруда отбуксировали два плота, связанные узкой перемычкой. На одном из плотов поставили бачок с водой, обезьяна была на другом, где находилась кормушка с бананом, достать который мешал огонь, и кружка. Рафаэль воспроизвел выработанную ранее цепь условных рефлексов.

  • Слайд 13

    По перемычке он прошел на второй плот, набрал из бачка в кружку воду, перешел на плот, где была приманка, залил огонь и получил желаемое лакомство. В данном случае была типичная цепь условных рефлексов. Проявился обычный динамический стереотип.

  • Слайд 14

    Когда же опыт был повторен с Ладой, она не стала переходить на другой плот, а просто зачерпнула воду из пруда и залила огонь, хотя никто ее этому не учил. Рассудочная деятельность – это уже начало мышления. Ведь для того чтобы решить задачу так, как решила ее Лада, необходимо было догадаться, что вода в пруду и бачке имеет одинаковые свойства.

  • Слайд 15

    Неудивительно, что у человека рассудочная деятельность наиболее развита. Как и всякое мышление, она предполагает обобщение прошлого опыта, нахождение устойчивых связей между предметами и явлениями, поскольку только эти умственные действия обеспечивают верные прогнозы.

  • Слайд 16

    Выводы.

    Приобретенные формы поведения формируются у каждого человека в процессе жизни. Условные рефлексы – результат многократного сочетания безразличного раздражителя с жизненно значимым. Условные рефлексы могут быть как положительными (в случае подкрепления), так и отрицательными (тормозными) в результате систематического неподкрепления.

  • Слайд 17

    Динамический стереотип – это система условных связей, сложившаяся в головном мозге в результате многократного повторения всей программы одних и тех же действий в одной и той же последовательности.

  • Слайд 18
    • Динамический стереотип лежит в основе навыков и привычек, вырабатывается в течение жизни и может быть перестроен или отвергнут. Ломка динамического стереотипа вызывает отрицательные эмоции.
    • Рассудочная деятельность является началом мышления, так как в ее основе лежит обобщение прошлого опыта.
  • Слайд 19

    Рассудочная деятельность не отражает ранее найденные связи, а, прогнозируя возможность появления новых, помогает человеку строить свое поведение. Временные связи между явлениями, в отличие от условных рефлексов, устанавливаются спонтанно, путем догадки, которая затем проверяется на практике.

  • Слайд 20

    Динамический стереотип – это объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку. Динамические стереотипы лежат в основе навыков и привычек, в том числе и спортивных. Например, для отработки горнолыжной техники используется специальный тренажёр. Он позволяет спортсменам многократно повторять упражнения, тренирующие мышцы, которые участвуют при катании на склоне.

  • Слайд 21
  • Слайд 22
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке