Презентация на тему "Регенерация дождевого червя"

Презентация: Регенерация дождевого червя
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.12 Мб). Тема: "Регенерация дождевого червя". Предмет: биология. 12 слайдов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Регенерация дождевого червя
    Слайд 1

    pptcloud.ru Регенерация дождевого червя

  • Слайд 2

    Проблема:

    Какой из источников информации несет достоверные сведения?

  • Слайд 3

    Гипотеза

    учебник биологии Понамаревой И.Н. несет достоверную информацию о возможностях регенерации, т.е у дождевого червя регенерируют обе части тела.

  • Слайд 4

    Цель проекта:

    4 определить, как происходит регенерация дождевого червя.

  • Слайд 5

    Задачи:

    изучить особенности строения и поведения дождевого червя изучить виды регенерации провести эксперимент провести наблюдения сделать выводы, подтверждающие или опровергающие предложную нами гипотезу

  • Слайд 6

    Регенерация:

    Регенерация — свойство всех живых организмов со временем восстанавливать поврежденные ткани, а иногда и целые потерянные органы.

  • Слайд 7

    Виды регенерации:

    Физиологическая Репаративная Типичная Атипичная

  • Слайд 8

    Методика исследования:

    Эксперимент разделение особи на 2 равные части. В препаровальные ванночки отобрали 10 экземпляров дождевых червей, приблизительно одинакового размера 10 см.. Разрезание проводили медицинским скальпелем, обработав его спиртом. Срезы обработали перекисью водорода. Передние и задние концы поместили в разные садки. Для чистоты эксперимента в контрольный садок посадили 5 целых дождевых червей. Все садки (передние части, задние части и контроль) находились в одинаковых условиях существования: температура, вид почвы, питание, освещение.

  • Слайд 9

    Наблюдение Два раза в неделю описывали состояние срезов, активность передних и задних концов, длину. Вели календарь наблюдений. Контрольная партия червей осматривалась на активность и состояние.

  • Слайд 10

    Выводы:

    В ходе проделанной работы четко проявлялась двигательная активность передних концов дождевых червей. В результате исследования передние концы выжили (10 особей), срезы затянулись, а у 2 экземпляров наблюдалось увеличение в длине 0,4, 0,6 см. Задние концы дождевых червей вели пассивный образ жизни. На конец четвертой недели исследования стали усыхать. К концу эксперимента из задних концов дождевых червей не выжило ни одной. Можно сделать вывод о том, что истинным оказалось предположение о возможностях регенерации высказанное в газете 1 сентября [6]. Контрольные черви все остались живыми, были активны, но большую часть времени находились в скученном состоянии.

  • Слайд 11

    Заключение

    Восстановление утраченных частей тела присуща Кольчатым червям, в частности дождевому червю. Регенерация репаративная типичная. Выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась. В ходе работы было установлено, что у дождевого червя к регенерации способна только передняя часть. По нашему мнению, это объясняется тем, что в передней части тела дождевого червя есть окологлоточное нервное кольцо, которые выполняют функцию зачаточного головного мозга. Головной мозг регулирует процессы, происходящие в организме.

  • Слайд 12

    Литература:

    1. Малевич И. И. Собирание и изучение дождевых червей- почвообразователей. / И. И. Малевич, М.: Сов. Россия, 1980.- 31 с. 2. Чекановская О. В. Дождевые черви и почвообразование./ О.В. Чекановская. М.: Сов. Россия, 1978, - 49с. 3. Понамарева И.Н. Биология 7 класс, учебник для учащихся общеобр. школы / И.Н. Понамарева, О.А.Корнилова, В.С. Кумченко -2-е изд., перераб. и доп. М. 2002. – с. 4. Дарвин Ч., Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни./ Ч. Дарвин. Соч., в 4 т., Т. 2, М.—Л., 1936 5. Жизнь животных, в 4 т., Т. 1,- М., 1968. – с. 6. Щелкова А.И. Интересные факты из жизни беспозвоночных / А. И. Щелкова // газета 1 сентября. Биология.- № 10.- с.19 7. Интернет, электронный словарь википедия

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема урока: «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»

Цели урока:

Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой и отличительными особенностями животных типа хордовых, подтипов бесчерепных и черепных, классов ланцетников и круглоротых.

Воспитательная. Прививать интерес к предмету, воспитание прилежности и аккуратности при выполнении заданий в тетради и работе с микропрепаратами.

Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы; продолжить формирование умения рабо​тать с учебником и рабочей тетрадью, находить в тексте необходимые сведения для ответов на вопросы, составлять таблицы и схемы. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, репродуктивный.

Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

Оборудование урока:

Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point;

микропрепарат «Ланцетник», влажный препарат «Ланцетник», чучела различных позвоночных, лупы;

таблица «Внутреннее строение ланцетника», схема «Тип Хордовые» (составлена на магнитной доске из рисунков животных разных классов типа хордовых), портреты П.С. Палласа и А.О. Ко​валевского.

Хронометраж урока:

Организационный момент – 1 мин

Актуализация знаний – 3 мин

Изучение нового материала

Мотивационный этап – 2 мин

Задачи урока – 2 мин

Исполнительная часть – 29 мин

а) Общая характеристика типа хордовых – 8 мин

б) Многообразие хордовых – 4 мин

в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников – 7 мин

г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных – 4 мин

д) Общая характеристика класса круглоротых – 6 мин

Закрепление знаний – 5 мин

Домашнее задание – 2 мин

Итог урока – 1 мин

Оформление доски: тема урока, дата, новые термины, домашнее задание.

План-конспект урока:

Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации №

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

I. Организационный момент (номер слайда презентации № 2)

Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе.

Полная готовность класса к работе.

II. Актуализация знаний.

Многообразие животного мира

— Какие типы животных мы изучили?

— Почему животных этих типов относят к беспозвоночным? (№ 3, 4)

Беседа, цель которой – переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных ранее знаний.

Активно отвечают на поставленные вопросы.

III. Изучение нового материала.

Мотивационный этап.

— А знаете ли вы, к какому типу относятся человек и ваши любимые домашние животные: кошки, собаки, черепахи, попугаи, рыбки? Я уверен, что вам будет интересно узнать побольше о строении и поведении своих питомцев и их диких сородичей. Этому мы посвятим несколько последующих уроков.

— Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых? (№ 5)

Задачи урока.

— Мы начинаем изучать ещё один самый высокоорганизованный тип животных, тип Хордовые. Сегодня мы узнаем об особенностях строения хордовых и познакомимся с простейшими представителями этого типа (№ 6, 7)

Исполнительная часть.

а) Общая характеристика типа хордовых.

— Ребята, чтобы вы могли определить основные признаки типа хордовых, нужно прочитать статью «Общая характеристика» на с. 92 учебника. Затем заполните таблицу «Общая характеристика типа хордовых» (№ 8, 9)

— А теперь в качестве обобщения и закрепления, вновь полученных знаний, рассмотрим схему строения хордовых животных и зарисуем её в тетради (№ 10)

б) Многообразие хордовых, их широкое распространение на Земле, освоение ими различных сред обитания.

в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников:

— Первооткрыватель ланцетника П.С. Паллас назвал его ланцетовидным слизнем и отнес к типу мол​люсков. Как вы думаете, почему?

(№ 11-14)

Особенности внешнего строения ланцетника в связи со средой обитания: ланцетовидная форма тела, спинной и хвостовой плавник, нет головы, ротовое отверстие окружено щупальцами, тело покрыто слизью(№ 15)

Особенности внутреннего строения ланцетника как низшего хордового животного:

нет черепа, внутренний скелет — хорда, нервная система — нервная трубка над хордой, головной мозг не сформи​рован, пищеварительная система: рот — глотка — кишечник; дыхательная система — жаберные щели в глот​ке, кровеносная система замкнутая, сердца нет, органы чувств развиты слабо (№ 16, 17)

Значение ланцетников.

г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных:

— Почему животные этого подтипа получили такое название – черепные, или позвоночные?

— Прочитайте статью «Общая характеристика» на с. 94-95 учебника, выделите в ней основные признаки подтипа черепных.

д) Общая характеристика класса круглоротых:

Среда обитания и образ жизни; особенности строения примитивных позвоночных: осевой скелет – хорда и хрящевые зачатки позвонков, череп – хрящевой, рот круглый в форме присасывательной воронки, челюсти отсутствуют, мозг – примитивный (№ 18-20)

Сообщение «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины» (№ 21-24; см. Приложение 5)

Обеспечение мотивации деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Сообщив об изучении животных нового типа Хордовых, учитель показывает некоторых из них (рыбы, земноводные, птицы...)

Постановка задачи и запись темы урока на доске.

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания каждым учеником и дифференцированная помощь в заполнении таблицы.

Обобщение учителем результатов само​стоятельной работы. Демонстрация на схеме хорды, нервной трубки, пищеварительной трубки с жаберными щелями. Ещё раз обращается внимание на то, что у большинства хордовых эти органы в таком виде имеются только в зародышевом состоянии.

Рассказ с элементами беседы, демонстрация влажных препаратов, чучел, схемы «Тип Хордовые» (см. Приложение 1)

Создание проблемной ситуации.

Рассказ о принадлежности к типу Хордовых своеобразных животных — ланцетни​ков, систематическое положение которых около ста лет было неопределенным. В 1774 г. впервые был описан П.С. Палласом как моллюск. А.О. Ковалевский доказал, что ланцетник — хордовое жи​вотное (см. Приложение 2, 3)

Рассказ с использованием влажного препарата и рисунка 79 на с. 93 учебника.

Беседа с использованием таблицы (см. Приложение 4), микропрепарата.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Создание проблемной ситуации.

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.

Проверка выполнения задания.

Рассказ и объяснение учителя с использованием рисунков 80 и 81 учебника.

Подготовка класса к прослушиванию сообщения. Оценка работы ученика.

Проявление интереса к изучению новой темы.

Затрудняются ответить на эти вопросы.

Восприятие задачи урока и запись темы урока в тетради.

Самостоятельная работа с учебником по заданию. Учатся выделять в тексте главное. Заполнение таблицы.

Рисуют в тетради

Участвуют в беседе. Выполняют задания 1 на с. 45 и 15 на с. 47 рабочей тетради, активно усваивают новый материал.

Пытаются при помощи учителя ответить на вопрос.

Слушают учителя, рассматривают микропрепарат ланцетника при помощи лупы.

Участвуют в беседе, вспоминая схему строения хордовых животных, находят на микропрепарате органы, которые учитель показывает на таблице.

Проявление интереса, участие в беседе.

Отвечают на вопрос.

Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию. Один из учащихся называет основные черты подтипа, остальные при необходимости дополняют ответ.

Слушают учителя, задают вопросы.

Один из учащихся выступает с заранее подготовленным сообщением.

Обсуждение сообщения.

IV. Закрепление знаний.

— Найдите в учебнике страницы, на которых упоминается слово «хорда», и дайте ему разъяснение (№ 25-28)

Вопросы для беседы:

Какие классы объединены в тип хордовых?

Каковы отличительные признаки типа хордовых?

На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых?

В чем примитивность организации животных, относящихся к классу круглоротых?

Проверка и закрепление умения пользоваться указателем терминов.

Проведение фронтальной беседы с целью повторения и закрепления знания основных вопросов урока.

Устанавливает степень усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз.

Самостоятельная работа учащихся по заданию.

Активное участие в беседе.

V. Домашнее задание. (№ 29)

§ 20,

Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46; 11 и 12 на с. 47

Поясняет, как выполнять домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

VI. Итог урока.

Хордовые — самый высокоорганизованный тип животных. Они освоили все среды обитания. Имеют осевой скелет в виде лежа​щей над кишкой хорды. Ланцетники, миноги и миксины — низшие хордовые животные (№ 30)

Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке.

Слушают учителя. Получают чувство удовлетворения работой на уроке.

Приложение 1

image11.pngСхема «Тип Хордовые»

.

image1.png image2.jpg image3.png image4.png image5.png image6.jpg image7.png image8.png

Приложение 2

image9.jpg

П.С. Паллас (1714–1811)

Приложение 3

image10.jpg

А.О. Ковалевский

(1840–1901)

Приложение 4

Таблица «Внутреннее строение ланцетника»

image12.emf

Приложение 5 к уроку по теме «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»

Материал для подготовки сообщения по теме «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины»

Возникли бесчелюстные – наверное, как самые первые позвоночные – еще в кембрийском периоде, т.е. около полумиллиарда лет назад!

Тело круглоротых вытянутое, червеобразное. Голая кожа богата слизеотделительными железами. «Конечностей» – парных плавников по бокам тела – у круглоротых тоже нет, хотя имеются хвостовой и спинной плавники, необходимые для лучшего передвижения в воде. Длина тела современных взрослых круглоротых – от 10–15 см до 1 м.

Сейчас на нашей планете живет около 40 видов круглоротых, относящихся к двум различным группам – миноги (около 20 видов) и миксины (около 20 видов).

Миноги, безусловно, известны лучше. Хотя бы из-за своих гастрономических свойств. В Европе миноги издавна считались деликатесом – их коптят или жарят на противнях в особых печах, а жареных иногда еще и маринуют.

Современные миноги, среди которых выделяют 6–7 родов, встречаются в морях и пресных водоемах умеренных широт обоих полушарий (хотя к северу от экватора их разнообразие значительно выше, чем на юге).

Своеобразной особенностью биологии миног является их развитие с метаморфозом – из икринок выходят личинки, сильно отличающиеся от взрослых миног и внешним видом, и строением, и способом питания. Личинки эти получили название пескороек, и раньше их не раз принимали за самостоятельные формы.

Минога нападает на рыб (правда, по большей части больных или ослабленных), с помощью своих мощных зубов прогрызает кожу и начинает питаться кровью и тканями жертвы. Слюнные железы миноги содержат вещества, не только препятствующие свертыванию крови, но и разрушающие эритроциты и растворяющие белки. Таким образом, имеет место частичное внекишечное пищеварение. Это явление достаточно широко распространено в мире беспозвоночных, но среди позвоночных известно только у круглоротых.

Присосавшись к рыбе, минога может висеть на ней неделями, и даже если в конце концов отпустит, не высосав «дочиста», ослабленная жертва быстро становится добычей хищников или паразитов. Отличаясь изрядной прожорливостью и нападая на самых разных рыб – сельдей, лососей, треску, камбалу, – миноги могут наносить существенный ущерб их поголовью.

Интересно, что самая большая из миног, морская (достигает метровой длины и массы 3 кг), во взрослом состоянии может питаться не только в море. В системе Великих озер в Северной Америке она образует пресноводную популяцию.

Интересно, что, в отличие от проходных речных, ручьевые миноги в пищу не годятся. Некоторые железы их тела вырабатывают довольно сильный яд, который вызывает воспаление стенок желудочно-кишечного тракта. Этот яд не разрушается даже при нагревании, так что никакая тепловая обработка ручьевых миног не делает их пригодными в пищу.

Миксины, в отличие от миног, известны гораздо меньше, хотя их насчитывается столько же родов и видов, сколько и миног. Миксины – исключительно морские животные, они не только не заходят в реки, но и не встречаются в местах с пониженной соленостью, погибая при ее снижении уже до 25‰.

Рот миксин лишен присасывательной воронки, зато обрамлен двумя парами усиков. Роговые зубы у миксин располагаются на языке и на нёбе. Отверстия жаберных мешков у ряда видов открываются не наружу, а в общий канал, выходное отверстие которого отнесено достаточно далеко назад. Обонятельный мешок, в который ведет носовое отверстие, сообщается с полостью глотки, что позволяет миксинам дышать, втягивая воду и через нос. Глаза у миксин недоразвиты и скрыты под кожей, поэтому в окружающей среде эти создания ориентируются, используя осязание и обоняние.

Развитие у миксин, в отличие от миног, – прямое. Эти существа откладывают всего 20–30 довольно крупных (более 2 см) и богатых желтком яиц, из которых со временем выходят молодые миксины. После нереста взрослые миксины не погибают.

Миксины – хищники, правда, значительную часть их пищи может составлять падаль, а также небольшие беспозвоночные – многощетинковые черви. Но нападают миксины и на живых рыб, как на ослабленных, так и на здоровых. Порой они приносят изрядный ущерб рыболовству, выедая значительное количество рыбы, попавшей в сети. Лизирующих ферментов в слюне миксин больше, чем у миног, и они обычно не ограничиваются тем, что высасывают кровь жертвы, присосавшись в ней снаружи. Найдя подходящую добычу, миксина выгрызает дыру в ее теле и постепенно проникает все глубже и глубже, в конце концов оставляя после своей трапезы в буквальном смысле «кожу да кости». Размеры разных видов миксин варьируют от 20–30 см до 1 м.

Употребление миксин в пищу человеком имеет длительную историю в Японии и Корее, однако в целом на протяжении очень долгого времени люди и миксины наслаждались взаимовыгодным безразличием друг к другу. Отношения между ними стали меняться в течение последних сотен лет: в некоторых регионах миксины снискали себе дурную славу среди рыбаков из-за скверной привычки поедать улов, рвать сети, покрывать все вокруг плотной слизью. Поначалу бурный рост коммерческого рыболовства был благом для миксин, подбиравших отходы, выброшенные за борт. Однако в 60-е гг. XX столетия к миксинам проявил интерес рынок кож. После особой обработки получалась высококлассная легкая кожа, ходкий товар в Корее и Японии, к тому же ее название – «подлинная кожа угря» – вводила в заблуждение. В последние десятилетия растущий спрос на изделия из «кожи угря», например кошельки и бумажники, привел к интенсивному вылову по меньшей мере, 7 видов миксин. Из-за простоты лова миксин и низкой скорости воспроизведения (самки миксин откладывают всего около 20–30 яиц) их популяции исключительно уязвимы. Вопрос «А какая польза от этого животного?» вообще неприемлем для биолога. Но даже с чисто утилитарных позиций имеется достаточно доводов о необходимости сохранения миксин на нашей планете. Во-первых, они – активные чистильщики моря, уничтожающие падаль. Во-вторых, недавно ученым удалось обнаружить у миксин особый белок, заставляющий пульсировать их сердце. Этот белок, названный эптатетрином, совершено уникален, его не удалось обнаружить ни у одного из других обитателей моря. Введение эптатетрина в вену собаке, страдающей сердечной недостаточностью, улучшает кровообращение и нормализует сердечную деятельность и биохимические процессы в сердечной мышце при стенокардии. И хотя строение эптатетрина расшифровано еще не полностью, он, безусловно, весьма перспективен для создания лекарственных препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

� EMBED Photoshop.Image.8 \s ���

image13.png

_1229971346.psd

Тема урока: «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»

Цели урока:

Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой и отличительными особенностями животных типа хордовых, подтипов бесчерепных и черепных, классов ланцетников и круглоротых.

Воспитательная. Прививать интерес к предмету, воспитание прилежности и аккуратности при выполнении заданий в тетради и работе с микропрепаратами.

Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы; продолжить формирование умения рабо​тать с учебником и рабочей тетрадью, находить в тексте необходимые сведения для ответов на вопросы, составлять таблицы и схемы. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, репродуктивный.

Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

Оборудование урока:

Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point;

микропрепарат «Ланцетник», влажный препарат «Ланцетник», чучела различных позвоночных, лупы;

таблица «Внутреннее строение ланцетника», схема «Тип Хордовые» (составлена на магнитной доске из рисунков животных разных классов типа хордовых), портреты П.С. Палласа и А.О. Ко​валевского.

Хронометраж урока:

Организационный момент – 1 мин

Актуализация знаний – 3 мин

Изучение нового материала

Мотивационный этап – 2 мин

Задачи урока – 2 мин

Исполнительная часть – 29 мин

а) Общая характеристика типа хордовых – 8 мин

б) Многообразие хордовых – 4 мин

в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников – 7 мин

г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных – 4 мин

д) Общая характеристика класса круглоротых – 6 мин

Закрепление знаний – 5 мин

Домашнее задание – 2 мин

Итог урока – 1 мин

Оформление доски: тема урока, дата, новые термины, домашнее задание.

План-конспект урока:

Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации №

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

I. Организационный момент (номер слайда презентации № 2)

Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе.

Полная готовность класса к работе.

II. Актуализация знаний.

Многообразие животного мира

— Какие типы животных мы изучили?

— Почему животных этих типов относят к беспозвоночным? (№ 3, 4)

Беседа, цель которой – переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных ранее знаний.

Активно отвечают на поставленные вопросы.

III. Изучение нового материала.

Мотивационный этап.

— А знаете ли вы, к какому типу относятся человек и ваши любимые домашние животные: кошки, собаки, черепахи, попугаи, рыбки? Я уверен, что вам будет интересно узнать побольше о строении и поведении своих питомцев и их диких сородичей. Этому мы посвятим несколько последующих уроков.

— Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых? (№ 5)

Задачи урока.

— Мы начинаем изучать ещё один самый высокоорганизованный тип животных, тип Хордовые. Сегодня мы узнаем об особенностях строения хордовых и познакомимся с простейшими представителями этого типа (№ 6, 7)

Исполнительная часть.

а) Общая характеристика типа хордовых.

— Ребята, чтобы вы могли определить основные признаки типа хордовых, нужно прочитать статью «Общая характеристика» на с. 92 учебника. Затем заполните таблицу «Общая характеристика типа хордовых» (№ 8, 9)

— А теперь в качестве обобщения и закрепления, вновь полученных знаний, рассмотрим схему строения хордовых животных и зарисуем её в тетради (№ 10)

б) Многообразие хордовых, их широкое распространение на Земле, освоение ими различных сред обитания.

в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников:

— Первооткрыватель ланцетника П.С. Паллас назвал его ланцетовидным слизнем и отнес к типу мол​люсков. Как вы думаете, почему?

(№ 11-14)

Особенности внешнего строения ланцетника в связи со средой обитания: ланцетовидная форма тела, спинной и хвостовой плавник, нет головы, ротовое отверстие окружено щупальцами, тело покрыто слизью(№ 15)

Особенности внутреннего строения ланцетника как низшего хордового животного:

нет черепа, внутренний скелет — хорда, нервная система — нервная трубка над хордой, головной мозг не сформи​рован, пищеварительная система: рот — глотка — кишечник; дыхательная система — жаберные щели в глот​ке, кровеносная система замкнутая, сердца нет, органы чувств развиты слабо (№ 16, 17)

Значение ланцетников.

г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных:

— Почему животные этого подтипа получили такое название – черепные, или позвоночные?

— Прочитайте статью «Общая характеристика» на с. 94-95 учебника, выделите в ней основные признаки подтипа черепных.

д) Общая характеристика класса круглоротых:

Среда обитания и образ жизни; особенности строения примитивных позвоночных: осевой скелет – хорда и хрящевые зачатки позвонков, череп – хрящевой, рот круглый в форме присасывательной воронки, челюсти отсутствуют, мозг – примитивный (№ 18-20)

Сообщение «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины» (№ 21-24; см. Приложение 5)

Обеспечение мотивации деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Сообщив об изучении животных нового типа Хордовых, учитель показывает некоторых из них (рыбы, земноводные, птицы...)

Постановка задачи и запись темы урока на доске.

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания каждым учеником и дифференцированная помощь в заполнении таблицы.

Обобщение учителем результатов само​стоятельной работы. Демонстрация на схеме хорды, нервной трубки, пищеварительной трубки с жаберными щелями. Ещё раз обращается внимание на то, что у большинства хордовых эти органы в таком виде имеются только в зародышевом состоянии.

Рассказ с элементами беседы, демонстрация влажных препаратов, чучел, схемы «Тип Хордовые» (см. Приложение 1)

Создание проблемной ситуации.

Рассказ о принадлежности к типу Хордовых своеобразных животных — ланцетни​ков, систематическое положение которых около ста лет было неопределенным. В 1774 г. впервые был описан П.С. Палласом как моллюск. А.О. Ковалевский доказал, что ланцетник — хордовое жи​вотное (см. Приложение 2, 3)

Рассказ с использованием влажного препарата и рисунка 79 на с. 93 учебника.

Беседа с использованием таблицы (см. Приложение 4), микропрепарата.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Создание проблемной ситуации.

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.

Проверка выполнения задания.

Рассказ и объяснение учителя с использованием рисунков 80 и 81 учебника.

Подготовка класса к прослушиванию сообщения. Оценка работы ученика.

Проявление интереса к изучению новой темы.

Затрудняются ответить на эти вопросы.

Восприятие задачи урока и запись темы урока в тетради.

Самостоятельная работа с учебником по заданию. Учатся выделять в тексте главное. Заполнение таблицы.

Рисуют в тетради

Участвуют в беседе. Выполняют задания 1 на с. 45 и 15 на с. 47 рабочей тетради, активно усваивают новый материал.

Пытаются при помощи учителя ответить на вопрос.

Слушают учителя, рассматривают микропрепарат ланцетника при помощи лупы.

Участвуют в беседе, вспоминая схему строения хордовых животных, находят на микропрепарате органы, которые учитель показывает на таблице.

Проявление интереса, участие в беседе.

Отвечают на вопрос.

Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию. Один из учащихся называет основные черты подтипа, остальные при необходимости дополняют ответ.

Слушают учителя, задают вопросы.

Один из учащихся выступает с заранее подготовленным сообщением.

Обсуждение сообщения.

IV. Закрепление знаний.

— Найдите в учебнике страницы, на которых упоминается слово «хорда», и дайте ему разъяснение (№ 25-28)

Вопросы для беседы:

Какие классы объединены в тип хордовых?

Каковы отличительные признаки типа хордовых?

На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых?

В чем примитивность организации животных, относящихся к классу круглоротых?

Проверка и закрепление умения пользоваться указателем терминов.

Проведение фронтальной беседы с целью повторения и закрепления знания основных вопросов урока.

Устанавливает степень усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз.

Самостоятельная работа учащихся по заданию.

Активное участие в беседе.

V. Домашнее задание. (№ 29)

§ 20,

Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46; 11 и 12 на с. 47

Поясняет, как выполнять домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

VI. Итог урока.

Хордовые — самый высокоорганизованный тип животных. Они освоили все среды обитания. Имеют осевой скелет в виде лежа​щей над кишкой хорды. Ланцетники, миноги и миксины — низшие хордовые животные (№ 30)

Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке.

Слушают учителя. Получают чувство удовлетворения работой на уроке.

Приложение 1

image11.pngСхема «Тип Хордовые»

.

image1.png image2.jpg image3.png image4.png image5.png image6.jpg image7.png image8.png

Приложение 2

image9.jpg

П.С. Паллас (1714–1811)

Приложение 3

image10.jpg

А.О. Ковалевский

(1840–1901)

Приложение 4

Таблица «Внутреннее строение ланцетника»

image12.emf

Приложение 5 к уроку по теме «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»

Материал для подготовки сообщения по теме «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины»

Возникли бесчелюстные – наверное, как самые первые позвоночные – еще в кембрийском периоде, т.е. около полумиллиарда лет назад!

Тело круглоротых вытянутое, червеобразное. Голая кожа богата слизеотделительными железами. «Конечностей» – парных плавников по бокам тела – у круглоротых тоже нет, хотя имеются хвостовой и спинной плавники, необходимые для лучшего передвижения в воде. Длина тела современных взрослых круглоротых – от 10–15 см до 1 м.

Сейчас на нашей планете живет около 40 видов круглоротых, относящихся к двум различным группам – миноги (около 20 видов) и миксины (около 20 видов).

Миноги, безусловно, известны лучше. Хотя бы из-за своих гастрономических свойств. В Европе миноги издавна считались деликатесом – их коптят или жарят на противнях в особых печах, а жареных иногда еще и маринуют.

Современные миноги, среди которых выделяют 6–7 родов, встречаются в морях и пресных водоемах умеренных широт обоих полушарий (хотя к северу от экватора их разнообразие значительно выше, чем на юге).

Своеобразной особенностью биологии миног является их развитие с метаморфозом – из икринок выходят личинки, сильно отличающиеся от взрослых миног и внешним видом, и строением, и способом питания. Личинки эти получили название пескороек, и раньше их не раз принимали за самостоятельные формы.

Минога нападает на рыб (правда, по большей части больных или ослабленных), с помощью своих мощных зубов прогрызает кожу и начинает питаться кровью и тканями жертвы. Слюнные железы миноги содержат вещества, не только препятствующие свертыванию крови, но и разрушающие эритроциты и растворяющие белки. Таким образом, имеет место частичное внекишечное пищеварение. Это явление достаточно широко распространено в мире беспозвоночных, но среди позвоночных известно только у круглоротых.

Присосавшись к рыбе, минога может висеть на ней неделями, и даже если в конце концов отпустит, не высосав «дочиста», ослабленная жертва быстро становится добычей хищников или паразитов. Отличаясь изрядной прожорливостью и нападая на самых разных рыб – сельдей, лососей, треску, камбалу, – миноги могут наносить существенный ущерб их поголовью.

Интересно, что самая большая из миног, морская (достигает метровой длины и массы 3 кг), во взрослом состоянии может питаться не только в море. В системе Великих озер в Северной Америке она образует пресноводную популяцию.

Интересно, что, в отличие от проходных речных, ручьевые миноги в пищу не годятся. Некоторые железы их тела вырабатывают довольно сильный яд, который вызывает воспаление стенок желудочно-кишечного тракта. Этот яд не разрушается даже при нагревании, так что никакая тепловая обработка ручьевых миног не делает их пригодными в пищу.

Миксины, в отличие от миног, известны гораздо меньше, хотя их насчитывается столько же родов и видов, сколько и миног. Миксины – исключительно морские животные, они не только не заходят в реки, но и не встречаются в местах с пониженной соленостью, погибая при ее снижении уже до 25‰.

Рот миксин лишен присасывательной воронки, зато обрамлен двумя парами усиков. Роговые зубы у миксин располагаются на языке и на нёбе. Отверстия жаберных мешков у ряда видов открываются не наружу, а в общий канал, выходное отверстие которого отнесено достаточно далеко назад. Обонятельный мешок, в который ведет носовое отверстие, сообщается с полостью глотки, что позволяет миксинам дышать, втягивая воду и через нос. Глаза у миксин недоразвиты и скрыты под кожей, поэтому в окружающей среде эти создания ориентируются, используя осязание и обоняние.

Развитие у миксин, в отличие от миног, – прямое. Эти существа откладывают всего 20–30 довольно крупных (более 2 см) и богатых желтком яиц, из которых со временем выходят молодые миксины. После нереста взрослые миксины не погибают.

Миксины – хищники, правда, значительную часть их пищи может составлять падаль, а также небольшие беспозвоночные – многощетинковые черви. Но нападают миксины и на живых рыб, как на ослабленных, так и на здоровых. Порой они приносят изрядный ущерб рыболовству, выедая значительное количество рыбы, попавшей в сети. Лизирующих ферментов в слюне миксин больше, чем у миног, и они обычно не ограничиваются тем, что высасывают кровь жертвы, присосавшись в ней снаружи. Найдя подходящую добычу, миксина выгрызает дыру в ее теле и постепенно проникает все глубже и глубже, в конце концов оставляя после своей трапезы в буквальном смысле «кожу да кости». Размеры разных видов миксин варьируют от 20–30 см до 1 м.

Употребление миксин в пищу человеком имеет длительную историю в Японии и Корее, однако в целом на протяжении очень долгого времени люди и миксины наслаждались взаимовыгодным безразличием друг к другу. Отношения между ними стали меняться в течение последних сотен лет: в некоторых регионах миксины снискали себе дурную славу среди рыбаков из-за скверной привычки поедать улов, рвать сети, покрывать все вокруг плотной слизью. Поначалу бурный рост коммерческого рыболовства был благом для миксин, подбиравших отходы, выброшенные за борт. Однако в 60-е гг. XX столетия к миксинам проявил интерес рынок кож. После особой обработки получалась высококлассная легкая кожа, ходкий товар в Корее и Японии, к тому же ее название – «подлинная кожа угря» – вводила в заблуждение. В последние десятилетия растущий спрос на изделия из «кожи угря», например кошельки и бумажники, привел к интенсивному вылову по меньшей мере, 7 видов миксин. Из-за простоты лова миксин и низкой скорости воспроизведения (самки миксин откладывают всего около 20–30 яиц) их популяции исключительно уязвимы. Вопрос «А какая польза от этого животного?» вообще неприемлем для биолога. Но даже с чисто утилитарных позиций имеется достаточно доводов о необходимости сохранения миксин на нашей планете. Во-первых, они – активные чистильщики моря, уничтожающие падаль. Во-вторых, недавно ученым удалось обнаружить у миксин особый белок, заставляющий пульсировать их сердце. Этот белок, названный эптатетрином, совершено уникален, его не удалось обнаружить ни у одного из других обитателей моря. Введение эптатетрина в вену собаке, страдающей сердечной недостаточностью, улучшает кровообращение и нормализует сердечную деятельность и биохимические процессы в сердечной мышце при стенокардии. И хотя строение эптатетрина расшифровано еще не полностью, он, безусловно, весьма перспективен для создания лекарственных препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

� EMBED Photoshop.Image.8 \s ���

image13.png

_1229971346.psd

Скачать конспект

Сообщить об ошибке