Содержание
-
Регуляция функций в организме
-
Цели
- Развивать понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой, о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.
- Развивать умение применять знания из реальной жизни (уметь на собственных примерах показывать действие процессов саморегуляции, поддерживающих постоянство состава клеток).
-
Какие 2 среды важны для жизни человека?
Внешняя, в которой человек живет, и внутренняя, в которой функционируют все клетки, органы и ткани тела.
-
Клетки тела человека
- Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36-38 градусов.
- Повышение или понижение температуры за пределы этих границ приводит к нарушению функций клеток.
-
Тело человека и температура
-
Клетки тела человека
Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную воду. Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей.
-
Гомеостаз
Гомеостаз (от греч. homoios – подобный, одинаковый – и stasis – неподвижность, состояние) – способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойства (У. Кеннон в 1929 г.).
-
Регуляция
Регуляция (от лат. regulo – направляю, упорядочиваю) – координирующее влияние на клетки, ткани и органы приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.
-
-
Характеристика нервной и гуморальной регуляции
Пользуясь текстом учебника (§ 9) заполните таблицу.
-
Значение саморегуляции физиологических процессов в организме
Каждый из двух основных механизмов регуляции функций в организме – нервный и гуморальный – тесно взаимодействуют. Дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма – саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий существования.
-
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ (гормонов), выделяемых в кровь и тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества влияют на деятельность органов, обеспечивают их взаимодействие.
-
Откуда берутся гормоны?
- Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции, входящие в состав эндокринной системы.
- Эти железы выделяют гормоны в кровь, т.к. не имеют специальных выводных протоков.
-
Железы внутренней секреции
-
Кто главнее?
Нервной регуляции принадлежит ведущая роль. Гуморальные факторы – звено в нервно-гуморальной регуляции.
-
Пример № 1
При избытке сахара в крови (конфеты, сладкий чай) нервная система стимулирует поджелудочную железу→ инсулин в кровь→гликоген в мышцах и печени.
-
Пример № 2
Человек испытывает жажду. Повышается концентрация солей и др. веществ во внутренней среде организма → раздражение рецепторов в сосудах → ЦНС → гипофиз → гормон АДГ (антидиуретический гормон) → почки удерживают воду + возникает чувство жажды
-
Нервная или гуморальная регуляция?
- Адреналин (надпочечники) в крови усиливает сердцебиение и суживает кровеносные сосуды.
- Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды.
- Углекислый газ в крови усиливает дыхание.
- Нашатырный спирт усиливает дыхание.
- Солнечные лучи в жаркий день усиливают сердцебиение, дыхание и расширяют кровеносные сосуды кожи.
- Импульсы, передаваемые по одним нервам, расширяют, а по другим – сужают сосуды.
-
Вопросы
- Куда поступают гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции?
- Чем регулируется моментальная реакция организма?
-
Домашнее задание
§ 9.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.