Презентация на тему "Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты"

Презентация: Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Данная презентация рассматривает роль атмосферы и бактерий в жизни планеты, их экологическое значение и проблемы, связанные с этим. В работе рассматривается атмосфера, ее строение, состав и значение. Также рассматриваются бактерии как часть экосистемы нашей планеты.

Краткое содержание

  1. Что такое атмосфера
  2. Строение и состав атмосферы
  3. Значение атмосферы
  4. Группы бактерий
  5. Проблемы атмосферы
  6. Проблемы, связанные с жизнедеятельностью бактерий

Содержание

  • Презентация: Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты
    Слайд 1

    Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты

    Авторы: Бавыкина Нина Алексеевна, учитель биологии,

    Дедух Галина Васильевна,учитель географии,

    Ярославцева Ирина Федоровна, учитель химии,

    МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»,2012

  • Слайд 2

    Содержание

    1. Что такое атмосфера
    2. Строение атмосферы
    3. Состав атмосферы
    4. Значение атмосферы
    5. Группы бактерий
    6. Проблемы атмосферы
    7. Проблемы, связанные с жизнедеятельностью бактерий
  • Слайд 3

    Что такое атмосфера?

    Атмосфера (от греч. atmos - пар) – воздушная оболочка Земли.

  • Слайд 4

    Строение атмосферы

  • Слайд 5

    Состав атмосферы

    • Азот – 78%
    • Кислород – 21%
    • Остальные газы – 1% ( к ним относятся: углекислый газ, водяной пар, озон, гелий, водород и другие газы)

    Если содержание азота и кислорода находится в природном равновесии благодаря растениям Земли, то содержание углекислого и других вредных газов в атмосфере меняется в результате хозяйственной деятельности человека.

  • Слайд 6

    Значение атмосферы

    • предохраняет нашу планету от чрезмерного перегревания и охлаждения;
    • обеспечивает дыхание всех живых организмов на Земле;
    • защищает Землю от метеоритов;
    • защищает Землю от ультрафиолетовых солнечных лучей, губительных для всего живого.
  • Слайд 7

    Подцарство Архебактерии

    • Метанобразующие
    • Серобактерии

  • Слайд 8

    Подцарство Оксифотобактерии

    Цианобактерии

  • Слайд 9

    Симбионты

    Клубеньковые бактерии

  • Слайд 10

    Экологические проблемы

  • Слайд 11

    Загрязнениеатмосферы

  • Слайд 12

    Озоновые дыры

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    «Парниковый эффект»

    • рост концентрации углекислого газа может являться причиной глобального потепления климата на Земле и так называемого "парникового эффекта".
  • Слайд 15

    Кислотные дожди

    • При сжигании разных видов топлива в атмосферу выбрасываются не только окислы углерода, но и серы, а также азота. Именно эти соединения образуют с парами воды сернистую, серную и азотную кислоты. Они переносятся воздушными массами и выпадают с осадками. С ними связано выпадение кислотных дождей. Кислотные дожди могут выпадать на расстоянии многих сотен и тысяч километров от источника загрязнения.
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Проблема сохранения здоровья

    От состояния атмосферы зависит здоровье людей. Поэтому необходимо строго контролировать состав воздуха, содержание угарного газа в выхлопных газах автомобилей, принимать меры к снижению вредных промышленных выбросов в атмосферу.

  • Слайд 18

    Проблема «цветения воды»

    Отдыхающие часто бросают мусор в водоемы, что вызывает увеличение цианобактерий. От которых вода «цветет», вызывая гибель всего живого в водоеме.

  • Слайд 19
    • Туберкулезная палочка
    • Стафилококки
    • Кишечная палочка
    • Патогенные бактерии
  • Слайд 20

    Список литературы

    1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2003.
    2. Герасимова Т. П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2002.
    3. Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002.
    4. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1985.
  • Слайд 21

    Благодарим за внимание!

Посмотреть все слайды

Конспект

Бавыкина Н.А., Дедух Г.В., Ярославцева И.Ф.

Тема: Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты (интегрированный урок-конференция, 8 класс)

Аннотация: Презентационное сопровождение урока

Цели урока:

1. Создание условий для изучения состава атмосферы, групп бактерий, их роли в природе и жизни человека.

Развивать познавательный интерес к предмету, умения находить в тексте материал для выполнения проекта.

Воспитывать бережное отношение к природе, расширять санитарно-гигиенические представления учащихся.

Оборудование: презентация, листы ватмана, фломастеры.

Ход урока.

Учитель. Урок сегодня необычный, его проводят три учителя: учитель биологии, учитель географии и учитель химии. Есть вопросы, которые находятся на границе этих наук: химии, биологии и географии.

Мы с вами являемся участниками конференции на тему « Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты».

На конференции присутствуют группы ученых: географы, микробиологии, экологи, химики, а также эксперты.

В адрес нашей конференции пришло послание. Зачитаем его.

Приветствуем Вас, жители планеты Земля, именующие себя Человечеством. Наблюдая за вашей планетой, мы обнаружили, что она имеет оболочку, заселенную живыми организмами. Наряду с высокоорганизованными существами широко представлены древние организмы, вы их называете бактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы, они очищают поверхность планеты от гниющих остатков. Мы часто задаем вопрос «Возможно ли существование человека без бактерий?»

Несмотря на их возраст, интерес к этим организмам не ослабевает, и нам хотелось бы узнать почему?

С уважением отряд наблюдателей с планеты Вибрион.

А вот и сами наблюдатели к нам прилетели.

Наблюдатели. Мы узнали, что вы готовите конференцию и просим вас рассказать, чем же интересна ваша планета, может быть, свою мы тоже обустроим по-новому.

Учитель. Уважаемые наблюдатели, просим вас занять почетное место рядом с экспертами. Предлагаем послушать ученых по интересующему вас вопросу.

Эксперт 1. Когда-то миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невидимых существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Эксперт 2. Цель нашей конференции познакомиться с особенностями воздушной оболочки Земли, ее строением, составом, ролью в жизни планеты, значением бактерий в природе и жизни человека и экологическими проблемами, возникшими в результате хозяйственной деятельности человека.

Эксперт 1. Группы ученых проанализируют материал учебника, согласно инструктивной карточки, подготовят выступление и проект. На подготовку выступления вам дается 10 минут.

Инструктивная карточка географов.

Цель. Изучить состав, строение и значение атмосферы. Подготовить выступление и проект.

Что такое атмосфера?

Выпишите состав атмосферы.

Строение атмосферы, зарисуйте схему.

Значение атмосферы для планеты.

Инструктивная карточка микробиологов.

Цель. Изучить группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Подготовить выступление и проект.

Роль бактерий подцарства Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ, клубеньковые бактерии, стр. 11 учебника

Бактерии брожения, их использование человеком, стр.11 учебника

Болезнетворные бактерии, стр.11 учебника

Метанобразующие и серобактерии, их роль в природе, стр.14 учебника

Цианобактерии, их разнообразие, особенность питания, роль в природе, жизни человека, стр.15 учебника

Способы сохранения продуктов питания.

Инструктивная карточка химиков-экологов.

Цель. Изучить экологические проблемы планеты Земля. Подготовить выступление и проект.

1. Экологические проблемы, вызванные загрязнением атмосферы: озоновая дыра, парниковый эффект.

Экологические проблемы, связанные с деятельностью бактерий: проблема сохранения здоровья, «цветение» воды.

Положительная роль бактерий.

Эксперт 2. Особенностью планеты Земля является ее атмосфера, даю слово группе ученых географов.

Выступление группы географов. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Ее строение. Тропосфера - нижний слой атмосферы. Над полюсами тропосфера простирается до высоты 8-9 км, ее характерная особенность - это понижение температуры с высотой. В ней сосредоточен весь водяной пар, здесь формируются осадки. Над тропосферой находится стратосфера. На высоте

20-30 км концентрируется озон, который поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца.

Мезосфера и термосфера образуют высокие слои атмосферы. Здесь воздух сильно разряжен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводимость. Здесь возникают полярные сияния.

Значение атмосферы:

1. защищает планету от метеоритов;

предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения;

защищает все живое от ультрафиолетового излучения.;

служит для дыхания живым организмам.

Эксперт 1. А какие живые организмы способствуют формированию атмосферы Земли? Я даю слово группе ученых микробиологов.

Выступление группы микробиологов. Мы изучили группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Выделяют три подцарства бактерий: Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы. В этом большую роль сыграли цианобактерии. Это древние организмы, возникшие около трех млрд лет назад. Они изменили состав древней атмосферы и обогатили ее кислородом. По способу питания они относятся к автотрофам. Существует большая группа бактерий гетеротрофов сапрофитов. Благодаря метанобразующим бактериям в недрах планеты образовался горючий газ метан.

Есть особая группа клубеньковых бактерий, которые поселяются на корнях бобовых растений - гороха, фасоли, клевера, они поглощают азот из воздуха и не только им питаются сами, но и накапливают его в растении. Отмирая, растение обогащает почву соединениями азота. Они являются симбионтами. Бактерии разрушители населяют почву, они разлагают остатки погибших животных и растений, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Молочно - кислые бактерии использует человек для производства продуктов питания: кефира, сыра, йогурта, для квашения капусты, соления огурцов. Есть бактерии, которые играют отрицательную роль - патогенные, болезнетворные. Они вызывают болезни человека, животных, такие как туберкулез, чума, холера. Являются паразитами.

Бактерии могут вызывать порчу продуктов питания. Для этого используют разные способы сохранения продуктов питания: замораживание, маринование, засахаривание, стерилизация, пастерилизация.

Выступление группы химиков-экологов. Готовясь к конференции, мы решили обратить внимание на самые важные проблемы, которые мы видим в нашей атмосфере и проблемы, связанные с жизнедеятельностью бактерий.

Сохранение здоровья. Так как, сейчас, известно много разных болезнетворных бактерий, то встает вопрос, как защитить себя? Это соблюдение правил личной гигиены, не отказываться от прививок, следить за чистотой помещений, термическая обработка продуктов питания.

Кислотные дожди. К архебактериям относятся серобактерии. Которые окисляют серу до серной кислоты, которая выпадает с дождем и разрушает каменные и бетонные сооружения.

«Цветение» воды. Отдыхающие часто бросают мусор в водоемы, что вызывает увеличение цианобактерий, от которых вода «цветет», вызывая гибель всего живого в водоеме.

Озоновая дыра.

Парниковый эффект.

Благодаря бактериям образовались запасы каменного угля, нефти, бурого железняка.

Эксперт 1. Уважаемые гости - наблюдатели с планеты Вибрион мы выслушали все доклады. Сможете ли вы сейчас дать ответ на свой вопрос «Возможно ли существование человека без атмосферы и бактерий»?

Наблюдатели. Нет. Бактерии принимали участие в создании атмосферы, поддерживают чистоту на вашей планете, почвы вашей планеты богаты азотом, в недрах много полезных ископаемых, благодаря бактериям вы употребляете в пищу много полезных продуктов.

Спасибо вам за интересные рассказы.

Эксперт 1. Итак, подведем итог.

Наша планета особая, она имеет атмосферу, которая защищает планету от метеоритов, предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения, защищает все живое от ультрафиолетового излучения, служит для дыхания живым организмам.

Эксперт 2. В формировании атмосферы участвовали бактерии, которые могут жить в анаэробных и аэробных условиях, по способу питания могут быть гетеротрофными сапрофитами, автотрофами.

Эксперт 1. Мы часто слышим выражение «Планета в опасности!», давайте будем заботиться о чистоте воздуха, воды, почвы, ведь там живут бактерии и другие живые существа.

Эксперт 2. Столетьями приумножая знанья,

От века к веку становясь мудрей,

Поднялся человек до пониманья,

Предназначенья миссии своей.

Она проста! Мы жить с Природой в мире Обязаны, ее не покорять,

А лишь познаний горизонты шире

В сотрудничестве раздвигать!

Пред нами ныне 21 век,

Свои проблемы и свои невзгоды.

Пусть будет мудр и славен человек -

Разумное творение Природы!

Учитель. Мы выслушали мнение участников конференции и предлагаем вам задание к следующему симпозиуму по выбору.

Написать сочинение на тему «Бактерии. Как без вас?»

Составить кроссворд «Значение бактерий в природе и жизни человека».

Написать мини-сочинение «Роль атмосферы на планете Земля».

Рефлексия. Творческое задание: напишите короткое стихотворение синквейн, посвященное изученному сегодня на уроке материалу. Стихотворение состоит из 5 строчек (используем технологию критического мышления).

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 слова (фраза)

1 существительное (точка).

Литература:

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2003.

Герасимова Т. П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2002.

Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002.

Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1985�

Бавыкина Н.А., Дедух Г.В., Ярославцева И.Ф.

Тема: Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты (интегрированный урок-конференция, 8 класс)

Аннотация: Презентационное сопровождение урока

Цели урока:

1. Создание условий для изучения состава атмосферы, групп бактерий, их роли в природе и жизни человека.

Развивать познавательный интерес к предмету, умения находить в тексте материал для выполнения проекта.

Воспитывать бережное отношение к природе, расширять санитарно-гигиенические представления учащихся.

Оборудование: презентация, листы ватмана, фломастеры.

Ход урока.

Учитель. Урок сегодня необычный, его проводят три учителя: учитель биологии, учитель географии и учитель химии. Есть вопросы, которые находятся на границе этих наук: химии, биологии и географии.

Мы с вами являемся участниками конференции на тему « Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты».

На конференции присутствуют группы ученых: географы, микробиологии, экологи, химики, а также эксперты.

В адрес нашей конференции пришло послание. Зачитаем его.

Приветствуем Вас, жители планеты Земля, именующие себя Человечеством. Наблюдая за вашей планетой, мы обнаружили, что она имеет оболочку, заселенную живыми организмами. Наряду с высокоорганизованными существами широко представлены древние организмы, вы их называете бактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы, они очищают поверхность планеты от гниющих остатков. Мы часто задаем вопрос «Возможно ли существование человека без бактерий?»

Несмотря на их возраст, интерес к этим организмам не ослабевает, и нам хотелось бы узнать почему?

С уважением отряд наблюдателей с планеты Вибрион.

А вот и сами наблюдатели к нам прилетели.

Наблюдатели. Мы узнали, что вы готовите конференцию и просим вас рассказать, чем же интересна ваша планета, может быть, свою мы тоже обустроим по-новому.

Учитель. Уважаемые наблюдатели, просим вас занять почетное место рядом с экспертами. Предлагаем послушать ученых по интересующему вас вопросу.

Эксперт 1. Когда-то миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невидимых существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Эксперт 2. Цель нашей конференции познакомиться с особенностями воздушной оболочки Земли, ее строением, составом, ролью в жизни планеты, значением бактерий в природе и жизни человека и экологическими проблемами, возникшими в результате хозяйственной деятельности человека.

Эксперт 1. Группы ученых проанализируют материал учебника, согласно инструктивной карточки, подготовят выступление и проект. На подготовку выступления вам дается 10 минут.

Инструктивная карточка географов.

Цель. Изучить состав, строение и значение атмосферы. Подготовить выступление и проект.

Что такое атмосфера?

Выпишите состав атмосферы.

Строение атмосферы, зарисуйте схему.

Значение атмосферы для планеты.

Инструктивная карточка микробиологов.

Цель. Изучить группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Подготовить выступление и проект.

Роль бактерий подцарства Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ, клубеньковые бактерии, стр. 11 учебника

Бактерии брожения, их использование человеком, стр.11 учебника

Болезнетворные бактерии, стр.11 учебника

Метанобразующие и серобактерии, их роль в природе, стр.14 учебника

Цианобактерии, их разнообразие, особенность питания, роль в природе, жизни человека, стр.15 учебника

Способы сохранения продуктов питания.

Инструктивная карточка химиков-экологов.

Цель. Изучить экологические проблемы планеты Земля. Подготовить выступление и проект.

1. Экологические проблемы, вызванные загрязнением атмосферы: озоновая дыра, парниковый эффект.

Экологические проблемы, связанные с деятельностью бактерий: проблема сохранения здоровья, «цветение» воды.

Положительная роль бактерий.

Эксперт 2. Особенностью планеты Земля является ее атмосфера, даю слово группе ученых географов.

Выступление группы географов. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Ее строение. Тропосфера - нижний слой атмосферы. Над полюсами тропосфера простирается до высоты 8-9 км, ее характерная особенность - это понижение температуры с высотой. В ней сосредоточен весь водяной пар, здесь формируются осадки. Над тропосферой находится стратосфера. На высоте

20-30 км концентрируется озон, который поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца.

Мезосфера и термосфера образуют высокие слои атмосферы. Здесь воздух сильно разряжен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводимость. Здесь возникают полярные сияния.

Значение атмосферы:

1. защищает планету от метеоритов;

предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения;

защищает все живое от ультрафиолетового излучения.;

служит для дыхания живым организмам.

Эксперт 1. А какие живые организмы способствуют формированию атмосферы Земли? Я даю слово группе ученых микробиологов.

Выступление группы микробиологов. Мы изучили группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Выделяют три подцарства бактерий: Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы. В этом большую роль сыграли цианобактерии. Это древние организмы, возникшие около трех млрд лет назад. Они изменили состав древней атмосферы и обогатили ее кислородом. По способу питания они относятся к автотрофам. Существует большая группа бактерий гетеротрофов сапрофитов. Благодаря метанобразующим бактериям в недрах планеты образовался горючий газ метан.

Есть особая группа клубеньковых бактерий, которые поселяются на корнях бобовых растений - гороха, фасоли, клевера, они поглощают азот из воздуха и не только им питаются сами, но и накапливают его в растении. Отмирая, растение обогащает почву соединениями азота. Они являются симбионтами. Бактерии разрушители населяют почву, они разлагают остатки погибших животных и растений, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Молочно - кислые бактерии использует человек для производства продуктов питания: кефира, сыра, йогурта, для квашения капусты, соления огурцов. Есть бактерии, которые играют отрицательную роль - патогенные, болезнетворные. Они вызывают болезни человека, животных, такие как туберкулез, чума, холера. Являются паразитами.

Бактерии могут вызывать порчу продуктов питания. Для этого используют разные способы сохранения продуктов питания: замораживание, маринование, засахаривание, стерилизация, пастерилизация.

Выступление группы химиков-экологов. Готовясь к конференции, мы решили обратить внимание на самые важные проблемы, которые мы видим в нашей атмосфере и проблемы, связанные с жизнедеятельностью бактерий.

Сохранение здоровья. Так как, сейчас, известно много разных болезнетворных бактерий, то встает вопрос, как защитить себя? Это соблюдение правил личной гигиены, не отказываться от прививок, следить за чистотой помещений, термическая обработка продуктов питания.

Кислотные дожди. К архебактериям относятся серобактерии. Которые окисляют серу до серной кислоты, которая выпадает с дождем и разрушает каменные и бетонные сооружения.

«Цветение» воды. Отдыхающие часто бросают мусор в водоемы, что вызывает увеличение цианобактерий, от которых вода «цветет», вызывая гибель всего живого в водоеме.

Озоновая дыра.

Парниковый эффект.

Благодаря бактериям образовались запасы каменного угля, нефти, бурого железняка.

Эксперт 1. Уважаемые гости - наблюдатели с планеты Вибрион мы выслушали все доклады. Сможете ли вы сейчас дать ответ на свой вопрос «Возможно ли существование человека без атмосферы и бактерий»?

Наблюдатели. Нет. Бактерии принимали участие в создании атмосферы, поддерживают чистоту на вашей планете, почвы вашей планеты богаты азотом, в недрах много полезных ископаемых, благодаря бактериям вы употребляете в пищу много полезных продуктов.

Спасибо вам за интересные рассказы.

Эксперт 1. Итак, подведем итог.

Наша планета особая, она имеет атмосферу, которая защищает планету от метеоритов, предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения, защищает все живое от ультрафиолетового излучения, служит для дыхания живым организмам.

Эксперт 2. В формировании атмосферы участвовали бактерии, которые могут жить в анаэробных и аэробных условиях, по способу питания могут быть гетеротрофными сапрофитами, автотрофами.

Эксперт 1. Мы часто слышим выражение «Планета в опасности!», давайте будем заботиться о чистоте воздуха, воды, почвы, ведь там живут бактерии и другие живые существа.

Эксперт 2. Столетьями приумножая знанья,

От века к веку становясь мудрей,

Поднялся человек до пониманья,

Предназначенья миссии своей.

Она проста! Мы жить с Природой в мире Обязаны, ее не покорять,

А лишь познаний горизонты шире

В сотрудничестве раздвигать!

Пред нами ныне 21 век,

Свои проблемы и свои невзгоды.

Пусть будет мудр и славен человек -

Разумное творение Природы!

Учитель. Мы выслушали мнение участников конференции и предлагаем вам задание к следующему симпозиуму по выбору.

Написать сочинение на тему «Бактерии. Как без вас?»

Составить кроссворд «Значение бактерий в природе и жизни человека».

Написать мини-сочинение «Роль атмосферы на планете Земля».

Рефлексия. Творческое задание: напишите короткое стихотворение синквейн, посвященное изученному сегодня на уроке материалу. Стихотворение состоит из 5 строчек (используем технологию критического мышления).

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

4 слова (фраза)

1 существительное (точка).

Литература:

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2003.

Герасимова Т. П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2002.

Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002.

Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1985�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке