Слайд № 3.
- Понаблюдайте за новой картиной. Какое время года наступило?
- Подумаем, в чем главная причина таких изменений. В чем причина таяния снега и льда? Быстро ли это происходит?
- Рассмотрите эту карточку. Что может значить эта дата?
- О чем же нам может сказать вторая карточка? (пока перевернута).
- Попробуйте сами рассказать о Солнце.
- Верно. В определенный момент Земля оказывается в таком положении относительно Солнца, когда световой день равен ночи. И это бывает ежегодно
21 марта – день весеннего равноденствия.
- Какое же влияние окажет солнце?
- Прогреваться будет и поверхность почвы. Снег не сойдет сразу весь – сначала появятся проталины. С их появлением и наступает весна.
- Интересно, какие изменения произойдут в живой природе?
Чтение учебника с. 86, 1 предложения: «Свежие запахи набухающих почек, молодой зелени и первых цветов …».
Слайд № 4.
- Опишите, что вы видите.
- Листьев еще почти не видно, нас удивляют сережки - как на тополе, березе; густые пучки - на клене, желтые пушистые барашки - на иве. Что же это?
- Весной деревья цветут, пылят – летит по воздуху пыльца.
- Что же происходит с деревом? Почему почки раскрылись и выпустили цветки?
- Прибавляется световой день, под действием солнца оттаивает почва, корни деревьев и кустарников начинают всасывать питательные вещества, растворенные в воде, и доставлять их по стволу и ветвям к почкам. Это явление называется сокодвижением.
- Все слышали о березовом соке. Это замечательный напиток, обладающий ценнейшими целебными свойствами. До распускания листьев дерево может дать несколько десятков литров сока. Кому доводилось пробовать, как это было?
Слайд № 5.
- Но само дерево потеряет для себя необходимую влагу. Думаю, вы согласитесь со мной, что такое воздействие не может принести дереву пользы. Если ежегодно добывать сок березы, через 5 лет дерево пойдет в рубку…
- И я тоже!
Возвращаемся к тексту учебника (1 предложение).
- Только ли о цветении деревьев говорит автор?
- Подснежниками или первоцветами можем назвать многие раннецветущие травянистые растения.
Слайд № 6.
- Что заметили?
- Почему же торопятся зацвести так рано?
Показ других иллюстраций – книжных - растения на фоне леса [5].
- Верно. Подснежники стремятся получить как можно больше света, пока кроны деревьев, покрывшись листвой, не затенят их.
- Бывают и грибы-подснежники. Вы привыкли собирать грибы летом и в начале осени, а какие грибы можно встретить весной в лесу? – узнайте к следующему уроку.
- Рассмотрите таблицу «Растения под охраной».
- Назовите раннецветущие растения, покажите их изображения.
- Какое чувство они вызывают, находясь на этой таблице?
- Дерево, цветок, трава и птица � Не всегда умеют защититься. � Если будут уничтожены они, � На планете мы останемся одни…
- Как радуют людей нежные, яркие, живые растения, появившиеся после долгой зимы! Как хочется продлить любование ими.
- Я согласна с вами.
Чтение второго предложения в книге.
- Что еще меняется в живой природе с приходом весны?
- Продолжите эту закономерность дальше.
Чтение учебника с. 87 1 абзац: «Из дальних странствий возвращаются …».
- О каких перелетных птицах прочитали?
Слайд № 7.
- Расположи птиц в порядке их прилета (на основе учебника).
- Приведи и свои примеры перелетных птиц.
Слайд № 8.
- Иволга прилетает одной из последних.
- Дочитай абзац в учебнике и узнай о главной заботе птиц.
- Рассмотрите гнезда разных птиц (с.87). Где строят гнезда птицы?
- Вернемся к иллюстрациям птиц.
- Славки располагают гнезда на тонких ветвях в густых низких кустарниках. Зарянка гнездится чаще всего на земле или низко от земли, в хорошо закрытом месте: в нише или пустотах от выгнившей сердцевины и корней старого пня, в углублении между корнями большого старого дерева (чаще ели), под основанием наклонившегося ствола дерева, в куче выкорчеванных пней; реже под ветвями лежащего на земле валежника, но в этом случае гнездо хотя бы частично прикрыто сверху плотным пластом мертвого полога; как исключение, в дупле на высоте до 2 м от земли. Кулик размещает гнездо на земле вблизи воды.�Гнездо представляет собой ямку на мелкой гальке или на песке, реже среди прибрежной травы. Дрозд гнездо чаще всего устраивает на молодых елочках, иногда в кустарнике на высоте 1-3 м от земли. Соловей гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Располагает его не в ямке, как большинство гнездящихся на земле птиц, а на поверхности почвы, углубляясь лишь в лесную подстилку. Пеночка гнездо всегда устраивает на земле, среди травы, мха, у основания ствола или пня. Сначала самка выщипывает траву или мох, выкапывает небольшое углубление, а затем уже делает в нем постройку. Скворец гнездится преимущественно у жилищ человека, занимая специально для скворцов сделанные и вывешенные искусственные гнездовья, ниши под балконами и крышами и т. п. Реже поселяется в дуплистых деревьях поблизости от населенных пунктов. Утка гнездо устраивает в разнообразных местах, но, как правило, поблизости от воды. Чаще всего гнездо бывает под деревьями, кустами, в буреломе, валежнике или в куртинах высокой травянистой растительности. Искусно сделанные висячие гнезда иволга располагает на крупных деревьях, на высоте от 3 до 16 м от земли. Гнездо иволги в виде округлой, не очень глубокой корзиночки подвешено верхними краями к развилке горизонтальных ветвей дерева. Основа постройки — размочаленные лубяные волокна, прошлогодние стебли и листья злаков. Все промежутки между этой основой заполнены плотно перепутанными тонкими стебельками, паклей, паутиной, ленточками бересты, поэтому стенки плотны и прочны. Снаружи гнездо облицовано мхом или берестой под цвет дерева, и заметить его нелегко.
Слайд № 9.
- А все ли птицы наших лесов строят гнезда?
- Интересно. Узнайте дома поподробнее о причинах такого поведения.
- Не только у птиц появляется потомство.
Чтение на с.88 верхнего абзаца.
- Продолжу: лягушка весной, выйдя из состояния анабиоза, может отложить до 4000 икринок.
- Почему у животных рождается разное число детенышей?
|
- Весна пришла! Снег и лед растаял, появляется зелень.
- Становится теплее.
- Начало календарной весны.
- О дне с особым положением Солнца над горизонтом в нашей местности.
- Солнце стоит выше, световой день увеличивается, земля больше получает тепла.
- Воздух станет теплее.
Предположения детей.
- Сережки, маленькие листики… появляются весной.
- Это цветы!
- Деревья стали питаться.
Запись в тетради: Весна.
Жизнь растений:
- сокодвижение
- цветение
- пыление
Рассказы детей о покупке в магазине сока, или из рассказов детям об этом родителями.
- Будем пить лучше фруктовый сок!
- О цветах – подснежниках.
- Это раннецветущие растения.
- Цветут красиво.
- Лес еще голый, листьев нет. В лесу светло. Наверное, это светолюбивые растения.
Продолжение записи в тетради:
- раннецветущие растения: медуница, ветреница,…
- Здесь много раннецветущих растений.
Показ по таблице.
- Жалко, что они редкие, находятся под охраной, значит, их становится меньше.
- Можно высаживать весной луковицы растений на даче, посеять семена. Вырастут красивые цветы.
- Цветут растения – появляются насекомые.
- Возвращаются перелетные птицы.
Работа детей с комментарием и опорой на текст учебника.
- Освобождается почва от снега – появляются птицы, способные добывать личинки насекомых крепкими клювами. Сходит лед – появляются водоплавающие птицы.
Потом по проталинам прошлогодними семенами начинают кормиться растительноядные птицы. Насекомоядные птицы появляются еще позже – с потеплением и появлением насекомых.
- «Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов».
- В ветвях деревьев и кустарников, в дуплах, на земле.
- Кукушка гнезда не строит, птенцов не выводит.
Предположение детей. Путь рассуждения и сравнения животных по их величине, питанию, условиям выращивания.
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.