Презентация на тему "Спячка и оцепенение" 9 класс

Презентация: Спячка и оцепенение
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Спячка и оцепенение" для 9 класса в режиме онлайн. Содержит 11 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по Биологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Спячка и оцепенение
    Слайд 1

    Ответьте на вопросы:

    Охарактеризуйте температурные условия поверхности планеты. Для чего животному нужно тепло? Какое значение имеет обмен веществ для животных? От чего зависит его интенсивность? На какие две группы можно разделить животных в зависимости от температуры их тела? Кратко их охарактеризуйте. Приведите примеры. Каковы источники тепла для холоднокровных и теплокровных животных? Как регулируют свою температуру холоднокровные животные? Какие поведенческие маневры, спасающие от перегрева, можно наблюдать у животных? Какие приспособления к низким температурам имеют теплокровные животные? Как охлаждаются теплокровные животные в жару?

  • Слайд 2

    Спячка и оцепенение

    6 класс Урок 11

  • Слайд 3

    Вспомните!

    На Земле практически нет мест, где бы условия среды оставались неизменными в течение всего года. В умеренных широтах теплое лето сменяется суровой холодной зимой, в большинстве тропических и субтропических областей влажные дождливые сезоны сменяются сезонами засухи. Кроме того, длина светового дня тоже не остается постоянной — летом дни длинные, а зимой — короткие. Поэтому одни периоды года оказываются благоприятными для животных, а другие — неблагоприятными. Естественно, что животные должны приспосабливаться к подобным изменениям условий существования.

  • Слайд 4

    В умеренных широтах по мере приближения зимы дни становятся короче, а погода все более холодной, дождливой. В конце осени на обширных пространствах Евразии и Северной Америки выпадает снег, который лежит сплошным ковром до поздней весны. Для большинства животных становится все труднее добывать себе пищу, а стало быть, и выжить. Различные животные приспособились к переживанию периода холода и бескормицы по-разному. Одно из таких приспособлений — переживание неблагоприятного периода в состоянии оцепенения и спячки.

  • Слайд 5

    Оцепенение

    характерно для холоднокровных животных — земноводных, пресмыкающихся, насекомых. В этом состоянии резко замедляются частота дыхания, скорость сердечных сокращений и другие процессы жизнедеятельности. При оцепенении температура тела животных почти равна температуре окружающей среды.

  • Слайд 6

    Изменения температуры и длины светового дня — сигналы среды, которые влияют на деятельность животных и подготавливают организм к оцепенению или спячке. Колорадский жук — полосатый вредитель картофельных полей — всем хорошо знаком. В период с мая по июнь взрослые жуки откладывают яйца на листья картофеля. Вылупившиеся из яиц личинки оранжевого цвета трижды меняют хитиновый покров (линяют) и зарываются в почву, где превращаются в куколки. Через пару недель из почвы выбираются взрослые жуки. Их дальнейшая судьба складывается по-разному. Это зависит от длины светового дня в момент их появления на свет. Если длина дня более 15ч (т. е. выход жуков из почвы произошел до середины августа), то жуки активны до осени — до тех пор, пока сохраняется пища. Когда пищи становится мало, жуки закапываются и впадают в оцепенение до следующей весны. По-иному жуки ведут себя, если их выход из куколок происходит после середины августа, когда длина дня становится менее 15 ч. В этом случае жуки начинают кормиться с чрезвычайно большой скоростью. Такая жадная кормежка продолжается ровно две недели, затем жуки зарываются в почву, где переживают остаток лета, осень и зиму. Выход из оцепенения происходит после достаточного прогрева почвы весной.

  • Слайд 7

    Спячка

    Характерна для некоторых млекопитающих. Во время спячки температура тела остается значительно выше температуры окружающей среды. Перед тем как впасть в оцепенение или спячку, животные много едят, накапливая жировые запасы, ищут или устраивают себе укрытия.

  • Слайд 8

    Летучие мыши на зимовку собираются группами, скрываясь в дуплах больших деревьев, пещерах или на чердаках заброшенных домов. В состоянии спячки эти животные проводят до 6-7 месяцев в году — весь холодный период года с октября по апрель, когда нет насекомых. В Южной и Западной Европе, где зимы не такие холодные, как в большинстве районов нашей страны, летучие мыши могут просыпаться в теплые солнечные дни и ловить насекомых.

  • Слайд 9

    Многие другие млекопитающие тоже впадают в зимнюю спячку: это сони, ежи, барсуки, медведи.

  • Слайд 10

    «Спячка» колибри

    Птицы в спячку не впадают. Любопытно, что южноамериканские колибри — самые маленькие птицы на Земле — по ночам пребывают в состоянии, близком более к спячке, чем к обычному сну. В горных тропических лесах, где живут колибри, ночью довольно прохладно — температура воздуха понижается до 17-23°С, что на 10-15°С меньше, чем днем. Когда животное спит, оно расходует меньше энергии, чем в состоянии активности. В состоянии спячки из-за снижения температуры теларасход энергии еще больше сокращается. Так колибри — самые маленькие теплокровные животные, у которых потери тепла с поверхности тела очень велики, — экономят энергию.

  • Слайд 11

    Ответьте на вопросы:

    1.С какими изменениями условий среды связаны оцепенение и спячка у животных? 2.Как животные узнают о необходимости готовиться к спячке или оцепенению? 3.Почему среди птиц состояние, близкое к спячке, наблюдается только у колибри? 4.Какую роль в жизни животных играет способность впадать в спячку и оцепенение?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке