Содержание
-
Тема проекта:“Сущность понятий: ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ”. Авторы: учительОндрина Г.А., учащиеся: Наумов Д.Н.,Соколов Д.Н.,Зорин М.А. БИОЛОГИЯ
-
Проект можно применять при изучении следующих тем:
* Клетка-структурная и функциональная единица жизни. * Процессы жизнедеятельности живых организмов на примере Простейших. * Надцарство Прокариоты. * Надцарство Эукариоты. * Царства живой природы. * Тип Простейшие. * Вирусы. * Уровни организации жизни.
-
Основополагающий вопрос:
“Чтоживое делает живым?”
-
Проблемный вопрос:
Почему понятие «ЖИЗНЬ» является трудноопределяемым в науке?
-
Дидактические цели проекта:
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,умение увидеть проблемную область и найти пути её разрешения,развивать возможности информационных технологий,умение работать в команде для достижения общих целей.
-
Методические задачи:
* Освоить понятия: - Жизнь. - Клетка – структурная и функциональная единица жизни. - Критерии жизни. - Уровни организации жизни. *Научить выявлять признаки живых систем на примере Протистов.
-
Темы исследовательских работ:
*Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни, уровней организации жизни. (Выполнил Чуйков А.) *Исследование особенностей эукариотической клетки. (Лабораторная работа). *Исследование особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная работа). *Клетка- ячейка жизни.(Выполнил Соколов Д. Н.) *Исследование движения в пространстве живых организмов. (Лабораторная работа). *Исследование процесса движения веществ в клетке. (Лабораторная работа). *Исследование процесса раздражимости. (Лабораторная работа). *Вирусы – неклеточная форма жизни (Выполнил Наумов Д.Н.)
-
Что такое жизнь?
Ф.Энгельс:”Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. В это определение вошли два важных положения: 1)Жизнь тесно связана с белками. 2)Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ,c прекращением которого прекращается и жизнь. М.В.Волькенштейн определяет это понятие так: “Живые тела , существующие на Земле , представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы , построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.
-
Критерии жизни:
Обмен веществ Cамовоспроизводство Рост и развитие Саморегуляция Раздражимость Движение Наследственность, изменчивость. Приспосабливаемость
-
Уровни организации жизни:
Биосферный Биогеоценотический Популяционно – видовой Организменный Ткано – органный Клеточный Молекулярный
-
Исследование особенностей эукариотической клетки.
1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток растительной , животной ткани , клеток грибов. 2. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. 3. Рассмотрите под микроскопом клеточные оболочки клеток растений , животных и грибов. 4. Сравните строение клеток растений , животных , грибов и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот , а также отметьте строение и функции клеточной оболочки. 5. Зарисуйте рассматриваемые клетки и запишите в тетради выводы из наблюдений.
-
Исследование особенностей прокариотической клетки.
1. Рассмотрите цианобактерии в пробирках и обратите внимание на характерную сине – зеленую окраску. 2. Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении. 3. Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити. 4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции). 5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов. 6. Продумайте выводы о чертах примитивной организации цианобактерий.
-
Клетка-ячейка жизни.
Прокариоты Не обладают четко оформленным ядром и типичным хромосомным аппаратом. (архебактерии, цианобактери, настоящие бактерии) Эукариоты Имеют четко оформленное ядро: 1)Грибы 2)Растения 3)Животные
-
Исследование движения в пространстве живых организмов.
1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек , задержите движение инфузорий. 2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты. 3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки.
-
Исследование процесса движения веществ в клетке.
1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом. 2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат. 3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы.
-
Исследование процесса раздражимости.
1. Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения белый налет. 2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку. 3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки. 4. Проведите опыт: стукните легонько карандашом по столику микроскопа: стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла.
-
-
Все ли живые организмы имеют клеточную структуру? Для всех ли живых организмов характерны рассмотренные критерии жизни? Исследуем вирусы…
-
Строение вирусов.
Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес). Капсид и дополнительная оболочка защищаетнуклеиновую кислоту и способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом. Схематичное изображение расположения капсомеров в капсиде вирусов. Спиральный тип симметрии имеет вирус гриппа – 1, Кубический тип симметрии у вирусов: герпеса - 2, аденовируса – 3, полиомиелита – 4..
-
Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом вирусом Bacteriofag T4
Схематичное строение Т-фага кишечной палочки со смешанным типом симметрии. 1 - кубоидальная капсидная головка, 2 - двухнитчатая ДНК, 3 - стержень, 4 - спиралеобразный сокращающийся капсид (чехол), 5- базальная пластинка, 6 - хвостовые фибриллы.
-
Вирусы
-
Исследования показали, что особенности вирусов противоречат некоторым критериям живой материи. На вопрос “Что такое жизнь?” не найден однозначный ответ. Обсудите в группах и предложите варианты новых исследований, которые пополнят знания о многообразии жизни и ее проявлениях. Желаем успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.