Содержание
-
Свет как экологический фактор
Экология растений 6 класс Автор: учитель экологии МАОУ «СОШ №95 с УИОП» к.п.н. Некрасова Светлана Валерьевна
-
«Мы об этом не думаем, но все, что ходит, двигается, живет на нашей планете, есть дитя Солнца». Камиль Фламмарион (1842 – 1925)
-
Свет как экологический фактор
1. Продолжите список практического применения знаний по экологии растений: хозяйственное освоение целинных и залежных земель, районов развития мерзлоты, пустынь и болот; акклиматизация растений; … …
-
2. Экология утверждает новый взгляд на природу. Исходя из своей экологической культуры, как ты поступишь в следующих ситуациях? А) Во время прогулки с классом ты нашел в лесу поляну с ландышами. Каковы будут твои действия? Б) Саша любит Дашу, а Даша очень любит … цветы. Какой выход ты предложишь Саше, чтобы завоевать сердце Даши? В) Собирая в лесу ягоды, ты увидел, что ребята обламывают побеги смородины с плодами. Вырази свое отношение к их поступку. Г) Ты пошел с друзьями в лес по грибы. Несколько ребят, увидев мухоморы и поганки, принялись сбивать их и топтать ногами. Выскажи свое мнение по этому поводу.
-
3. Перечислите отличия растений от животных.
-
Каково значение света в жизни растений?
-
Свет и фотосинтез
Свет играет для растений весьма важную роль – от интенсивности солнечного освещения зависит продуктивность, производительность растений. Без света невозможна фотосинтетическая деятельность, а без жизнедеятельности растительных организмов невозможна жизнь вообще, поскольку только зеленые растения имеют способность синтезировать так необходимый всем живым существам кислород. Фотосинтез – это процесс образования органического вещества и кислорода из воды и углекислого газа в листьях на свету. CO2 + H2O→(CH2O) + O2
-
углекислый газ кислород вода
-
Свет в жизни растений
Есть и другие аспекты воздействия света на живые организмы: необходимость света для растений существенно влияет на структуру сообществ. Распространение водных растений, океанических животных и планктона ограничено областью проникновения солнечных лучей.
-
Каждое местообитание характеризуется определенным световым режимом, определяемым интенсивностью (силой), количеством и качеством света. Интенсивность (сила) света измеряется энергией, приходящейся на единицу времени: Дж/м2с. На этот фактор сильно влияют особенности рельефа. Наибольшей силой обладают прямые солнечные лучи, но растения более полно используют рассеянный свет.
-
Количество света определяется суммарной радиацией. От полюсов к экватору количество света увеличивается.
-
Фотопериодизм
Свет является исключительно важным сигнальным фактором, поскольку именно смена освещения, световой режим обуславливают изменение жизнедеятельности (периоды покоя и интенсивной жизнедеятельности) и определяют периоды сокодвижения, размножения и другие биологические явления у растений, т. е. регулируют ритмику их суточной и сезонной жизни.
-
Сигналом о приближении зимы служит уменьшение длины дня, которое всегда тесно связано с последующим похолоданием. Ритмические изменения морфологических (форма и строение организма), биохимических и физиологических свойств и функций организма под влиянием чередования и длительности освещения называются фотопериодизмом.
-
Под фотопериодическим контролем находятся практически все процессы, связанные с развитием и размножением растений. По отношению к фотопериодизму растения делятся на три типа: Растения короткого дня. Растения длинного дня. Растения нейтральные к длине дня.
-
- Растения короткого дня (зацветание и плодоношение наступает при 8-12-часовом освещении). Это растения южных районов. Например, гречиха, подсолнечник, просо, конопля и др.
-
- Растения длинного дня (требуют удлинения дня до 16-20 часов). Это большинство растений умеренных широт. Например, рожь, ячмень, лук, лен, морковь.
-
- Растения, нейтральные к длине дня. Среди таких растений можно назвать виноград, бархатцы, флоксы, сирень.
-
Свет в жизни растений
Вывод: свет влияет на рост и развитие растений, на интенсивность фотосинтеза, вызывает изменение влажности и температуры среды, является важным фактором, обеспечивающим суточные и сезонные биологические циклы.
-
Свет как экологический фактор
Объясните следующее четверостишие: Солнышко красно, Гори-гори ясно! В небо пташкой залети, Нашу землю освети, Чтоб садам и огородам Зеленеть, цвести, расти!
-
Выберите вопрос и обсудите его с друзьями:
Великий русский ботаник К. А. Тимирязев писал, что крахмал образуется в зеленых листьях и только на свету. Почему же в клубных картофеля, которые находятся в темноте под землей, содержится много крахмала? Однажды произошел неожиданный случай: внутри арбуза проросло семя и образовало корни, длинную плеть (стебель) и три листочка. Листочки, а также плеть (и корни) были белые. Почему? Деревья, растущие в городах на теневой стороне, наклоняются от стен высоких домов к середине улицы. Почему? Фотосинтез был открыт в конце 18 века. В 1771 г. англ. химик Джозеф Пристли заключил мышь под стеклянный колпак. Через 5 часов мышь погибла. Когда под колпаком лежала ветка мяты, мышь осталась жива. Пристли заключил, что животные делают своим дыханием воздух непригодным для жизнедеятельности, а растения восстанавливают его, т. е. делают пригодным для жизнедеятельности. Однако опыт с мышью не всегда удавался. Голландец Ингенхауз (1779) показал, что непременным условием удачного опыта является наличие …?
-
Домашнее задание:
§ 3, 4. Задание 3 – 6 в тетрадина печатной основе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.