Презентация на тему "Цитология. Молекулярные основы наследственности "

Включить эффекты
1 из 19
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Цитология. Молекулярные основы наследственности ", созданная преподавателем специально для проведения интеллектуальной игры среди учащихся старших классов с целью выявления их реального уровня знаний.

Краткое содержание

  • Вопросы, задания и задачи для проведения викторины

Содержание

  • Слайд 1

    РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО БИОЛОГИИ «ЦИТОЛОГИЯ. МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОСНОВЫ

    НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»

    Подготовила: учитель МБОУ СОШ №2 Меркулова Н.Б. Ст. Каневская – 2011г.

  • Слайд 2

    Разминка «Ответь биологическим термином»

    1. Вирус бактерий …

    (бактериофаг)

    2. Бесцветные пластиды …

    (лейкопласты)

    3. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ называют …

    (фагоцитоз)

    4. Органоид, содержащий в своем составе центриоли ….

    (клеточный центр)

    5. Синоним катаболизма …

    (диссимиляция, энергетический обмен)

  • Слайд 3

    6. Объясните термин «фермент»…

    (биокатализатор)

    7. Синтез белка на рибосоме …

    (трансляция)

    8. Мономер крахмала …

    (глюкоза)

    9. Органоид, где происходит сборка белка …

    (рибосома)

    10. Одноклеточные организмы без ядра …

    (прокариоты)

  • Слайд 4

    Задание «Логические цепочки»

    1. Аминокислота, глюкоза, поваренная соль.

    (поваренная соль – неорганическое вещество)

    2. АТФ, РНК, ДНК.

    (АТФ – аккумулятор энергии)

    3. Транскрипция, гликолиз, трансляция.

    (гликолиз – процесс окисления глюкозы)

    4. Крахмал, каталаза, целлюлоза.

    (каталаза – белок, фермент)

    5. Аденин, тимин, хлорофилл.

    (хлорофилл – пигмент зеленого цвета)

    6. Редупликация, фотолиз, фотосинтез.

    (редуплекация – удвоение молекулы ДНК)

  • Слайд 5

    Задание «Установите соответсвие между терминами и их значением»

    А. Клеточный центр. Б. Хромосома.

    В. Вакуоли. Г. Клеточная мембрана.

    Д. рибосома. Е. Митохондрия. Ж. хромопласты.

    1. Регулирует водный баланс.
    2. Участвует в синтезе белка.
    3. Является дыхательным центром клетки.
    4. Состоит из двух ┴ цилиндров.
    5. Выполняют функцию резервуаров в растительной клетке.
    6. Имеют перетяжки и плечи.
    7. Образует нити веретена деления.
    8. Окрашивает лепестки цветов растений.

    (1-Г, 2-Д, 3-Е, 4-А, 5-В, 6-Б, 7-А, 8-Ж)

  • Слайд 6

    Задание «Выберите прокариотические организмы»

    I. 1, 5, 7

    II. 5, 6, 7

  • Слайд 7

    Молекулярные основы наследственности

    • Молекулярная биология изучает механизмы хранения и передачи наследственной информации.
    • ДНК несет информацию о структуре полипептида.
    • ДНК – это линейный полимер, мономерами которого являются нуклеотиды.
    • Нуклеотид состоит из сахара дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты и одного из четырех азотистых оснований (А, Т, Г, Ц).
    • В соответствии с видом азотистого основания нуклеотиды называют:пуриновыми- адениловые, гуаниловые; пиримидиновыми – тимидиловые, цитидиловые в ДНК и урациловые в РНК

  • Слайд 8

    • Горизонтальные линии между нуклеотидами обозначают ковалентные связи, вертикальные – водородные между комплементарными нуклеотидами двух цепочек ДНК.
    • Две длинных полинуклеотидных цепи, закрученных вправо вокруг одной оси, образуют двойную спираль ДНК.
    • Цепи антипараллельны, то есть против 5 (фосфатного) конца одной цепи стоит 3 (ОН) – конец другой цепи.
    • Ширина спирали 2 нм.
    • Длина шага (полного оборота) спирали – 3,4 нм.
    • В одном шаге 10 пар нуклеотидов.
    • Длина нуклеотида = 0,34 нм
    • Молярная масса аминокислоты = 100 г/моль
    • Один белок содержит в среднем около 400 аминокислот.

  • Слайд 9

    Нуклеотидный состав ДНК обнаруживает следующие закономерности (правила Чаргаффа):

    Сумма адениловых и гуаниловых нуклеотидов равна сумме тимидиловых и цитидиловых (А+Г=Т+Ц).

    Число адениловых нуклеотидов равно числу тимидиловых, а число гуаниловых числу цитидиловых (А=Т; Г=Ц).

    Коэффициент специфичности равен отношению: А+Т / Г+Ц.

    В целом для животных характерно соотношение: А+Т>Г+Ц.

    У позвоночных соотношение: А+Т=Г+Ц.

    Для растений характерно: Г+Ц>А+Т

    Положение аминокислоты в белковой цепи определяется триплетами (генетический код)

  • Слайд 10

    • Преобразование генетической информациив белок происходит в результате двух биохимических реакций матричного синтеза:
    • Транскрипция
    • Трансляция
    • Последовательность формирования признака:
    • Ген ДНК→и-РНК→структурный белок→признак
    • Если произойдет ошибка в считывании триплетов, то изменится весь состав белка →генные мутации.
    • Кодирование аминокислоты осуществляется несколькими триплетами. Для решения задачи нужно выбрать лишь один любой триплет.

  • Слайд 11

    Задача №1.

    Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующий состав нуклеотидов: 3..АГГЦЦАГТГ..5. Напишите нуклеотиды комплементарной цепи ДНК. Укажите на ней 3- и 5 - концы. Что означают цифры 3- и 5 ? Какие химические группы находятся на 3- и 5 -концах?

    Решение.

    Две цепи ДНК антипараллельны (разнонаправлены – против 5 (фосфатного) конца одной цепи находится 3 (ОН) конец другой цепи.

    Исходная цепь: 3..АГГЦЦАГТГ..5

    Комплементарная цепь: 5 ТЦЦГГТЦАЦ.. 3

    Цифры 3- и 5 - указывают номер углеводородного атома пентозы. На 3- конце находится гидроксильная ОН группа, на 5- конце – остаток фосфорной кислоты - фосфат.

  • Слайд 12

    Задача №2

    Цепочка аминокислот белка рибонуклеазы имеет следующее начало: лизин-глутамин-треонин-аланин-аланин-аланин-лизин…. С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку? Найдите соотношение А+Т/Г+Ц - ?

    Решение. Белок:

    лизин-глутамин-треонин-аланин-аланин-аланин-лизин….

    и-РНК: ААГ ЦАГ АЦУ ГЦУ ГЦУ ГЦУ ААГ

    ДНК: ТТЦ ГТЦ ТГА ЦГА ЦГА ЦГА ТТЦ

    lllllllllllllllllllll

    ААГ ЦАГ АЦТ ГЦТ ГЦТ ГЦТ ААГ

    А+Т /Г+Ц = 10+10 /11+11 = 20 /22 = 0,9

  • Слайд 13

    Задача № 3.

    Участок гена имеет следующее строение:

    ЦГГЦГЦТЦААААТЦГ. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

    Решение.

    ДНК: ЦГГ ЦГЦ ТЦА ААА ТЦГ

    И-РНК: ГЦЦ ГЦГ АГУ УУУ АГЦ

    Белок: аланин – аланин – серин – фенил-аланин – серин

    Ответ:

    Белок: аланин – аланин – серин – фенил-аланин – серин

  • Слайд 14

    Задача №4.

    Как отразится на строении белка удаление из молекулы ДНК ТЦТЦЦЦАААААГАТА пятого нуклеотида?

    Решение.

    В норме: ДНК: ТЦТ ЦЦЦ ААА ААГ АТА

    т-РНК: АГА ГГГ УУУ УУЦ УАУ

    белок: аргинин-глицин-фен.ал.-фен.ал.-тирозин

    После изменения:

    ДНК: ТЦТ ЦЦА ААА АГА ТА

    т-РНК: АГА ГГУ УУУ УЦЦ АУ

    белок: аргинин-глицин-фен.ал.-серин

    Ответ: в норме белок: аргинин-глицин-фен.ал.-фен.ал.-тирозин, после удаления пятого нуклеотида белок: аргинин-глицин-фен.ал.-серин

  • Слайд 15

    Задача №5.

    В молекуле ДНК одной из водорослей содержание тимина составляет 20% от общего числа азотистых оснований. Каков % А, Ц, Г в этой молекуле ДНК? Напишите полные названия нуклеотидов ДНК и РНК, содержащие одинаковые азотистые основания – А и Ц.

    Решение.

    В молекуле ДНК комплементарные пары состоят из пуринового и пиримидинового оснований: А-Т, Ц-Г. Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых. Т (пиримидиновое) – 20%, следовательно А (пуриновое) – 20%. Г (пуриновое) и Ц (пиримидиновое) – по 30%.

    Нуклеотиды ДНК: адениловый и цитидиловый дезоксирибонуклеотиды. Нуклеотиды РНК: адениловый и цитидиловый рибонуклеотиды.

    Азотистые основания обеих цепей ДНК ориентированы к середине спирали.

  • Слайд 16

    Задача № 6.

    Химический анализ показал, что в состав и-РНК входит 20% адениловых нуклеотидов, 16% уридиловых и 30% цитидиловых. Определить количество различных нуклеотидов в ДНК, с которой была копирована РНК.

    Решение. Определяем %-содержание гуаниловых нуклеотидов и-РНК: 100% - (30%+20%+16%)=34%.

    Определяем % состав цепи ДНК, с которой была синтезирована данная и-РНК. А= 16:2=8%, Т=20:2=10%

    Г=30:2=15%, Ц=34:2=17%.

    Вторая цепочка ДНК будет комплементарна данной:

    А=10%, Т=8%, Ц=15%, Г=17%.

    В целом в молекуле ДНК % содержание нуклеотидов: А=8+10=18%, Т=10+8=18%, Г=15+17=32%,Ц=17+15=32%

  • Слайд 17

    Задача №7.

    Фрагмент молекулы ДНК состоит из 268 нуклеотидов. Определите длину этого фрагмента.

    Решение.

    1. Зная константу длины нуклеотида, равную 0,34 нм, определяем длину фрагмента молекулы ДНК, состоящую из 268 нуклеотидов:

    268 · 0,34 = 101,14 (нм).

    2. Поскольку это общая длина, а молекула ДНК 2-х цепочечная, то 101,14 : 2 = 50,57 (нм)

    Ответ: длина фрагмента молекулы ДНК из 268 нуклеотидов равна 50,57 нм.

    Задача №8.

    Участок молекулы ДНК состоит из 3680 нуклеотидов. Определите длину участка.

    (Ответ: 625,6 нм).

  • Слайд 18

    Задача № 9.

    Одноцепочечный фрагмент молекулы ДНК содержит информацию о 750 аминокислотах. Какова длина этого фрагмента?

    Решение.

    Поскольку одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, то определим кол-во нуклеотидов в данном фрагменте ДНК:

    750 · 3 = 2250 (нуклеотидов)

    Длина одного нуклеотида = 0,34 нм, определим длину фрагмента молекулы ДНК:

    2250 · 0,34 = 765 (нм)

    Ответ: длина фрагмента ДНК из 750 аминокислот равна 765 нм.

  • Слайд 19

    Задача № 10.

    Молекулярная масса белка Х=100 000. Определите длину и вес фрагмента молекулы соответствующего гена.

    Решение.

    1.Определяем кол-во аминокислот в белке Х, зная, что молярная масса аминокислоты = 100г/моль:

    100 000:100 = 1 000 аминокислот

    2. Определяем кол-во нуклеотидов одной из цепей гена, несущего программу белка Х: 1 000 · 3=3 000

    3. Определяем длину этой цепи, зная, что длина нуклеотида = 0,34 нм: 3 000·0,34=1 020(нм),

    такова же длина гена двухцепочечного участка ДНК.

    4. Молярная масса нуклеотида = 345 г/моль, следовательно вес фрагмента равен весу двух цепей гена 6 000·345=2 070 000.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке