Презентация на тему "Жизненные формы птиц" 6 класс

Презентация: Жизненные формы птиц
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Данная презентация по биологии на тему "Жизненные формы птиц" предназначена проведения урока. В презентации описаны различные классификации птиц и приведены их примеры. Целью презентации является найти ответы на такие вопросы как форма крыла влияет на качество полёта или о чём говорят перепонки между пальцами и др. Данный материал поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Жизненная форма птиц
  2. Работа в группах
  3. Водно-подводные
  4. Водоплавающие
  5. Водно-воздушные
  6. Воздушно-наземные птицы
  7. Болотные птицы
  8. Наземно -степные птицы
  9. Древесно -лазающие птицы

Содержание

  • Презентация: Жизненные формы птиц
    Слайд 1

    Жизненные формы птиц

  • Слайд 2

    Учитель биологии Бекетова Н.Ф.

    МБОУ Ясногорская СОШ Забайкальский край

  • Слайд 3

    1. Актуализация знаний

    1. Как заняты птицы в течение благоприятного периода года? Почему?

    2. Как переживают неблагоприятный сезон пресмыкающиеся и птицы?

    3. Почему птицы, гнездящиеся в одном районе зимуют в разных областях?

    4. Как проходят миграции?

    5. Долго ли живут птицы?

  • Слайд 4

    Постановка проблемы урока

    • Лена:
    • Главное у птиц – полёт. Не случайно у них у всех есть крылья, мощные мышцы.
    • Миша:
    • Но использовать полёт можно разными способами.
    • Какой возникает вопрос?
    • Предложите свой вариант.
  • Слайд 5
    • Насколько условия и образ жизни определяют внешний облик птицы?
  • Слайд 6

    Ответьте на вопросы:

    • – Как форма крыла влияет на качество полёта?
    • – О чём говорят перепонки между пальцами?
    • – Может ли пеликан колоть орехи?
    • – Какие среды обитания заняты птицами?
    • – Что такое экологическая ниша? (стр.209)
    • – Что такое систематическая группа? (стр.22)
  • Слайд 7
    • Что такое экологическая ниша? (стр.209)
    • Узкая «специальность» вида в пределах его «профессии»в экосистеме.
    • – Что такое систематическая группа? (стр.22)
    • Объединение родственных видов в группы
  • Слайд 8
    • Используя текст раздела «Реликты далёкого прошлого», определите реликтовые черты и черты приспособленности к условиям жизни: а) для страусов;
    • б) для пингвинов;
    • в) для киви.
  • Слайд 9
    • а) для страусов; нет киля, нет аптерий (разнообразные перья),кости тазового пояса срослись снизу,мощные мышцы ног, лапы как у верблюда,
  • Слайд 10
    • б) для пингвинов; туловищный отдел позвоночника сохраняет большую подвижность, кости тяжелые, мелкие перья, нет аптерий(разнообразные перья), крылья-ласты, лапы служат рулями.
  • Слайд 11
    • в) для киви:
    • Бескрылые, острое обоняние, слабое зрение, ночной образ жизни.
  • Слайд 12
    • Выберите из раздела «Тринадцать способов существования» определение жизненной формы. В чём отличие жизненной формы от экологической ниши и систематической группы?
    • Какие характеристики нужно использовать для описания жизненной формы?
  • Слайд 13
    • Жизненная форма – в сходных условиях обитания избрали сходный образ жизни.
  • Слайд 14

    Жизненная форма птиц

  • Слайд 15

    Работа в группах:

    • заполните таблицу (каждая группа описывает одну или две жизненные формы), после описания своей группы результаты представляются для обсуждения в классе.
  • Слайд 16

    Водно-подводные

    • Пища водно-подводных птиц — рыба, в погоне за которой они проплывают иногда несколько десяткой метров. Некоторые пыряющие птицы достают корм со дна. Гагарки, например, копаются в донных отложениях своим широким клювом, вылавливая бентосных животных. У бакланов клюв кончается крючком для удерживания рыбы; у гагар, поганок, кайр он острый, как копье; о «зубах» крохалей упоминалось выше.
    • Все это птицы с обтекаемым, уплощенным с боков телом, отнесенными далеко назад лапами, очень плотным пером, что облегчает погружение под воду.
    • Полет у всех ныряющих птиц тяжелый, неманевренный, с частыми взмахами крыльев. Взлетают они с трудом, долго разбегаясь по воде. Замечено, что гагары, изредка гнездящиеся в лесной зоне, живут на длинных узких озерах и избегают круглых озер такой же площади, так как на последних они не могут разбежаться для взлета.
  • Слайд 17

    Водоплавающие

    • Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц развиты перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад.
    • По земле большинство водоплавающих птиц передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.
    • К водоплавающим относятся многие птицы разных отрядов. Ознакомимся с представителями двух отрядов.
  • Слайд 18

    Водно-воздушные

    • (Чайка озерная, крачка речная, буревестник).
    • Воздушно-водные птицы в меньшей степени связаны с водной средой обитания. Они гнездятся на берегах водоемов, каменистых уступах морских берегов. Имеют вытянутое туловище, длинные крылья и короткие ноги, на которых 3 передних пальца соединены плавательной перепонкой.
  • Слайд 19

    Воздушно-наземные птицы

    • (Стриж черный, ласточка деревенская, козодой обыкновенный).
    • Большую часть времени эта группа птиц проводит в воздухе. Воздушно-наземные птицы гнездятся в постройках, в норах, по берегам рек. Имеют вытянутое туловище, короткую шею, длинные и узкие крылья с трудом ходят по земле.
  • Слайд 20

    Болотные птицы

    • (Цапля серая, аист черный, выпь большая).
    • Эти птицы населяют болотистые места, заболоченные луга, заросшие побережья водоемов. Передвижение по болотистой местности им облегчают длинные ноги. Болотные птицы кормятся на земле или деревьях.
    • Представлена в основном отрядом аистообразные, куда входят аисты и цапли. Они являются регуляторами численности мелких пресмыкающихся, земноводных, млекопитающих (грызуны), которые в свою очередь являются вредителями сельскохозяйственных угодий и переносчиками различных инфекционных заболеваний.
    • Если на гнездовье совместно с серой цаплей селятся и другие виды, она обычно строит гнезда выше всех. В средние века серая цапля считалась самой интересной дичью для соколиной охоты, поэтому колонии-цапельники были большой ценностью.
  • Слайд 21

    Наземно -степные птицы

    • (Страус африканский, дрофа, стрепет, цесарка).
    • Наземные птицы – обитатели лугов, степей и пустынь. Они передвигаются при помощи хождения, поэтому у птиц из этой группы плохо развиты крылья.
    • Дрофа и стрепет занесены в Красную книгу вследствие браконьерства, химизации сельского хозяйства, распашки степей и беспокойства в период гнездования.
    • Эти птицы являются распространителями семян различных растений, а также важным звеном в цепи питания – являются пищей для средних и крупных хищных животных.
  • Слайд 22

    Древесно -лазающие птицы

    • (дятел зеленый, попугайчик зеленый, скворец розовый, дрозд рябинник, поползень, кукушка обыкновенная)
    • Древесные птицы обитают в лесах или зарослях кустарников, здесь они добывают корм и устраивают гнезда. Некоторые птицы приспособлены к ползанию по деревьям, например поползень. Благодаря своеобразной манере движения поползень избегает конкуренции с товарищами по стайкам – синицами и пищухами. Ползая вниз по стволу, он достает мелких насекомых в основном из трещин коры, открывающихся кверху; в то время как синицы – из открывающихся вбок; а пищухи – вниз.
    • Птицы этой группы являются санитарами леса. Они защищают деревья от насекомых вредителей, тем самым предотвращая их гибель. Также велико их значение в распространении семян хвойных деревьев.
  • Слайд 23
    • “воздушные" птицы неба - черный и белобрюхий стрижи: они совершенно не могут передвигаться по земле, и большую часть жизни проводят в полете. Эти удивительные птицы даже спят в полете. На земле (в гнездах) они только выводят птенцов. Приспособлены к питанию так называемым воздушным планктоном — очень мелкими летающими насекомыми, поэтому имеют короткий клюв и широкий разрез рта.Ноги совсем маленькие, так что стрижи не могут взлетать с земли Гнездятся под крышами, в трещинах скал и дуплах. Материал для гнезда — пух и перья — собирают в воздухе, спят и спариваются также на лету.
  • Слайд 24
    • В современном мире отряд воробьиных составляет более 90% численности птиц.
    • – Какой у вас возникает вопрос?
    • – Прочитайте текст раздела «Воробьиные – последнее достижение эволюции», выполните задания к рис. 53.17, 53.18. Найдите доказательства того, что воробьиные – прогрессивная группа.
  • Слайд 25
    • – Объясните название параграфа.
    • – Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).
  • Слайд 26
    • Домашнее задание.
    • § 53–54,
  • Слайд 27
  • Слайд 28
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке