Содержание
-
Рыночная система хозяйствования.План лекции:1.Причины возникновения и понятие рынка.2.Виды рынков и их классификация.3. Функции рынка и его проблемы.4. Рыночная инфраструктура.
-
1.Причины возникновения и понятие рынка.
-
Форма общественного хозяйства– это определенный способ организации хозяйственной деятельности общества. Натуральное хозяйство— это такой тип хозяйства, в котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя. Товарное производство - это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного продукта.
-
-
-
Общественное разделение труда – это обособление различных видов труда в обществе, при котором производители специализируются на изготовлении продукции в определенных отраслях и видах производства. Экономическое обособление производителей - это такое состояние, которое позволяет им относительно свободно распоряжаться, производимой продукцией, отчуждать и владеть ею.
-
Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
-
-
Для формирования рынка необходимы:1. Экономическое обособление производителей;2. Регулярность обмена.
-
▲РЫНОК-рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов и покупателей.
▲РЫНОК – форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
-
Рынок - это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой находятся под воздействием спроса и предложения.
-
Основными субъектами рынка являются:
Домашнее хозяйство- Физические лица Бизнес (предпринимательство) Государство (правительство) - юридические лица
-
Объекты рыночных отношений – это все по поводу чего возникают отношения купли – продажи. Факторы производства – заводы, фабрики, земля ,полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы и т.д.
-
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА: Неограниченность количества участников рынка. Экономическое обособление производителей. Определяющая роль частной собственности. Отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. 5. Беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов. 6 . Полная информированность его участников о состоянии рынка. 7. Личный интерес
-
Материальная основа рынка
товар деньги
-
Товар – это продукт труда (вещь или услуга), созданный человеком не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей общества и его членов, и поступающий в потребление посредством купли-продажи.
-
Из определения товара следует, что он обладает двумя свойствами. товар способен удовлетворять какую-либо человеческую потребность – потребительная стоимость; товар имеет способность обмениваться на другие товары - меновая стоимость.
-
Конкретный труд – труд товаропроизводителя, затрачиваемый в определенной полезной форме; создает потребительную стоимость. Абстрактный труд - труд товаропроизводителя, выступающий как затраты рабочей силы вообще, независимо от его конкретной формы.
-
Цена- денежное выражение стоимости товара. Производительность труда – общий объем продукции, деленный на количество затраченного на его производство труда; Интенсивность труда – напряженность труда, измеряемая затратами рабочей силы в единицу рабочего времени;
-
Рис. Определение величины стоимости товара
Величина стоимости товара Индивидуальная Определяется средними затратами туда, т. е. общественно необходимыми затратами труда Определяется количеством индивидуального труда Общественная
-
Рис. Функции закона стоимости
Закон стоимости Ведет к дифференциации товаропроизводителей Объективно воздействует на рост производительности труда Является регулятором общественного производства
-
Рис. Теории стоимости
Теории стоимости Трудовая Спроса и предложения Предельной полезности Трех факторов производства
-
Между производством и потреблением товаров проходит еще две стадии – обмен и распределение. Обмен - потребность обмена товарами произведенными своим трудом. Совокупность отношений обмена представляет единство товарного и денежного обращения.
-
Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Обладают всеобщей потребительной стоимостью, т.к. способны удовлетворять любые потребности своих владельцев.
-
Основные модели рынков:
- Чистая монополия; - Монополистическая конкуренция; - Олигополия.
-
2. Основные виды рынка.
-
В зависимости от объектов купли – продажи (по экономическому назначению рыночных объектов) выделяют 1. Товарный рынок включает в себя: - потребительский рынок; рынок средств производства; рынок информации; рынок интеллектуального продукта.
-
2.Финансовый рынок включает: рынок капитала (инвестиционный); рынок кредита и ценных бумаг; валютно-денежный рынок.
-
3. Рынок труда - это рынок купли – продажи рабочей силы, выступающий как товар. - По территориальному признаку рынки делятся на: местный (локальный); региональный внутри страны; национальный (внутренний); региональный по группе стран; мировой (внешний).
-
- По механизму функционирования рынки бывают: Свободными. 2. Монополизированными. 3. Регулируемыми. По степени насыщенности выделяют: 1. Равновесный в котором объемы спроса и предложения примерно совпадают; 2. Дефицитный, где спрос превышает предложение; 3. Избыточный, когда предложение превышает спрос.
-
- По организации рыночного обмена рынки бывают: 1По организации рыночного обмена рынки бывают: 1. Оптовыми. 2. Розничными. 3. Экспортными. 4. Импортными . По формам собственности : частный рынок; кооперативный рынок; государственный рынок.
-
По степени соблюдения законности различают: легальный (официальный, законный) рынок; нелегальный (теневой) рынок
-
3. Функции рынка и его проблемы. 1. Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. 2. Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства. 3. Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.
-
4. Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. 5. Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем субъектам. 6. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда.
-
7. Санирующая.Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования. 8.Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. 9. Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. 10. Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.
-
Общественные товары - этоаппарат управления государством, национальная оборона, силы охраны общественного порядка, фундаментальная наука, природоохранные мероприятия, образование, здравоохранение, социальная защита и т. п.
-
4. Рыночная инфраструктура.
Совокупность взаимосвязанных между собой таких организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы представляет собой рыночную инфраструктуру (от лат infra – ниже, под и structure– строение, расположение).
-
Элементы рыночной инфраструктуры
, Ярмарка- съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам. Аукционы– публичная продажа на основе торгов, при которой продаваемые товары или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. Биржа – место встречи покупателей и продавцов, во время которых заключаются сделки.
-
Виды бирж:
, Товарная биржа– организованный, постоянно действующий, оптовый рынок, где купля – продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов. Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля – продажа ценных бумаг.
-
, Валютная биржа– учреждение, в котором осуществляются сделки купли – продажи иностранной валюты и формируются курсы валют (валютные котировки) на основе фактического соотношения спроса и предложения. Биржа труда- государственное учреждение, регулярно осуществляющее посреднические операции на рынке труда.
-
Темы рефератов:1. Исторические этапы развития рынка. 2. Формирование рынка медицинских услуг.3. Аптечный рынок РБ.4. Инфраструктура современного рынка.5. Теневой рынок: сущность, содержание и структура.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.