Презентация на тему "История экономический учений"

Презентация: История экономический учений
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "История экономический учений" по экономике. Презентация состоит из 28 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.9 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: История экономический учений
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Кафедра Истории экономики, политики и культуры к.э.н., ст. преподаватель Остроумов Владимир Владиславович ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ МОСКВА 2012 г.

  • Слайд 3

    Что включает в себя дисциплина

    Три лекционных встречи Практическое занятие Необходимо подготовить доклад на выбранную тему или участвовать в обсуждении докладов. (баллы) Контрольная работа (методика на сайте кафедры) Необходимо у старосты выбрать тему своей работы, написать и сдать ее в срок, а затем защитить. (зачет) Экзаменационный зачет экзаменационные билеты, тесты, доклады, баллы, КОПР.

  • Слайд 4

    Рекомендуемая литература

    Основная Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000-2011. Дополнительная Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.М.: Дело Лтд, 1994. Жид Ш, Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. Майбруд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита - пресс, 1996, 2000. Негиши Т. История экономической теории.М.: Аспект Пресс, 1995. Шумпетер Й. История экономического анализаВ 3-х т. / Пер. с английского под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.

  • Слайд 5

    Лекция 1 Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории. Классическая политическая эконмия.

  • Слайд 6

    П л а н : 1. Предмет, метод, задачи дисциплины истории экономических учений. 2. Экономическая мысль эпохи дорынчной экономики. 2.1. Экономическая мысль древнего мира (древний Египет, Вавилония, древний Китай, древняя Индия, древняя Греция). 2.2. Экономическая мысль средневековья: 2.2.1. Восток (на примере концепции национальной физики Ибн-Хальдуна). 2.2.2. Европейский период средневековья (на примере двух лидеров канонизма святой Августин и Фома Аквински). 3. Меркантилизм (период зарождения рыночных экономических отношений). 3.1. Особенности раннего меркантилизма. 3.2. Особенности позднего меркантилизма. 4. Классическая политическая экономия. 4.1. Общая характеристика классической политической экономии. 4.2. Зарождение К.П.Э. на примере Уильяма Петти и Пьера Буагильбера. 4.3. Физиократическое направление К.П.Э. на примере учения Франсуа Кенэ.

  • Слайд 7

    Продолжение плана 5. Адам Смит – центральная фигура классической политической экономии. 6. Развитие классической политической экономии в постмануфактурном периоде. 6.1. Экономическое учение Давида Рикардо. 6.2. Экономическое учение Жана Батиста Сэя. 6.3. Экономическое учение Томаса Роберта Мальтуса. 7. Завершение классической политической экономии. 7.1. Экономическое учение Джона Стюарта Милля. 7.2. Экономическое учение Карла Генриха Маркса.

  • Слайд 8

    Цель, предмет и задачи курса «История экономических учений»

    Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию. Выявить значимость для практики хозяйственной жизни и изучения прикладных экономических дисциплин творческого наследия видных экономистов, способство-вавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. Предмет истории экономических учений –исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях.

  • Слайд 9

    Учебные задачи дисциплины:ввести понятия: «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс», «меркантилизм», «физиократия», «невидимая рука», «lаissezfаire», «закон Сэя»; «маржинализм», «законы Госсена», «институционализм», «эффект Веблена», «неолиберализм», «неоклассический синтез» и др.;познакомить с методами:ииндукции, дедукции, каузальным методом, классово-формационным, субъективистским, маржиналистским, социально-историческим и др.;сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

  • Слайд 10

    Уровни систематизации экономических идей и воззрений

  • Слайд 11

    Эволюция основных направлений мировой экономической мысли

    Меркантилизм (XVI – XVIII вв.) Классическая политическая экономия (конец XVII – вторая половина XIX вв.) Субъективно- психологическое направление (последняя треть XIX– начало ХХ вв.) Экономический романтизм (XIX в.) Утопический социализм (XIX в.) Социально-историческое направление (вторая половина XIX– начало XX вв.) Неоклассическое направление (конец XIX в – первая половина ХХ в.) Социально-институциональное направление (начало ХХ в. - первая половина ХХ в.) Синтезированное направление на базе неоклассицизма и институционализма (с 30-х гг. ХХ в.)

  • Слайд 12

    Аристотель – древнегреческий философ (IV век до н.э.)

    Аристотель (Αριστοτελης) – древнегреческий мыслитель, идеолог античного рабовладельческого общества. Родился в греч. колонии Стагира во Фракии. В 367 поселился в Афинах, где получил философское образование в Академии Платона, в к-рой состоял 20 лет. В 343, по приглашению македонского царя, стал воспитателем царского сына Александра, впоследствии знаменитого полководца. В 335 вернулся в Афины, где основал свою философскую школу (Ликей), просуществовавшую несколько столетий. Сочинения Аристотеля охватывают все области знания того времени: философию, логику, психологию, естествознание, историю, политику, этику, эстетику. Из сочинений, посвящённых общественно-политическим вопросам, наиболее видное место занимает «Политика». К этим работам примыкают работы по этическим (гл. обр. «Этика») и эстетическим (гл. обр. «Поэтика») вопросам.

  • Слайд 13

    Ибн-Хальдун (1332-1406)

    Абд-ар-Рахман ибн Хальдун – арабский историк и философ. Родился он в Тунисе в 1332 г. в знатной семье. Последние годы его жизни прошли в Каире, где он, будучи судьёй, преподавал законоведение в местных медресе. Eго труд «Книга назидательных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» является основным источником по средневековой истории Северной Африки (стран Магриба). Скончался Хальдун в 1406 г. в Каире.

  • Слайд 14

    Фома Аквинский (Аквинат) (1225/1226- 7.03.1274)

    Годы жизни – 1225/1226, замок Роккасекка близ Акуино, Юж. Италия – 7.03.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия). Крупнейший средневековый философ и теолог-схоласт, которому в числе прочего принадлежит ряд суждений об астрологии; его размышления оказали большое влияние на последующие поколения христианских мыслителей. С 1244 г. Ф. Аквинский был монахом ордена доминиканцев. Учился у выдающегося мыслителя Альберта Великого. В 1257 г. получил степень доктора в Парижском университете, долгое время преподавал в Париже, а затем был профессором Болонского университета. Наряду с Августином оказал большое влияние на развитие теологии. В 1323 г. Ф.А. был канонизирован.

  • Слайд 15

    Особенности раннего и позднего канонизма. Ранние канонисты (святой Августин) Поздние канонисты (Аквинат) Разделение труда Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе. Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностям людей. Богатство Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатства») является грехом. Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства. Обмен Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. Обмен как субъективный процесс не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

  • Слайд 16

    Справедливая цена Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты Затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб. Деньги Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены». Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегосяв них металла, а по усмотрению государства. Торговая прибыль и ростовщический процент Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные и грешные явления Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

  • Слайд 17

    Томас Мен (1571-1641)

    Томас Мен (иногда Мэн, Ман, англ. ThomasMun; 1571, Лондон — 21 июля 1641) — английский экономист-меркантилист. Сочинения: «Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией», «Богатство Англии во внешней торговле или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства». Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь внешнюю торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. «Надо продавать по возможности дёшево, лишь бы не терять сбыта…» Мен выдвинул идею, положенную в основу количественной теории денег. Увеличение денег в стране находится в зависимости от торговли. В связи с этим рассматривал деньги не только как сокровище, но и как средство обращения и капитал. Богатство рассматривается в его денежной форме как запасы драгоценного металла.

  • Слайд 18

    Жан-Батист Кольбер (1619-1683)

    Жан-Батист Кольбер (фр.Jean-Baptiste Colbert; 29 августа1619 — 6 сентября1683) — знаменитый французский государственный деятель-меркантилист. На посту интенданта (генерального контролёра) финансов при короле Людовике XIVКольбер ревностно и изобретательно стремился отстаивать экономические интересы Франции.

  • Слайд 19

    Уильям Петти (1623-1687)

    Петти (Petty) Уильям (26.5.1623, Ромси, Хэмпшир, - 16.12.1687, Лондон), английский экономист, родоначальник классической политической экономии. Родился в семье мелкого ремесленника. Получил медицинское образование в университетах Лейдена, Парижа и Оксфорда. Обладал разносторонними способностями: в 1649 получил степень доктора физики, в 1651 стал профессором анатомии и музыки. Крупным землевладельцем он стал после того и благодаря тому, что в 1652 по поручению правительства Кромвеля провёл "обзор земель" оккупированной в ту пору Ирландии. Главные труды У. Петти: "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая анатомия Ирландии" (1672), "Политическая арифметика" (1683) и др.

  • Слайд 20

    Пьер Буагильбер (1646-1714)

    Родоначальник классической политической экономии во Франции Пьер Лапезан де Буагильбер (1646-1714) Свои экономические взгляды изложил в трудах "Подробное описание положения Франции" (1695-1696) и"0бвинение Франции" (1707). Он писал: «ни владение землей, ни денежным богатством не обеспечит такого достатка, чтобы не позволить погибнуть в нищете их владельцу, когда первые вовсе не обрабатываются, а вторые не обмениваются на жизненно необходимые предметы, как пища и одежда, без чего никто не может обойтись. Только их надо почитать богатством.

  • Слайд 21

    ФИЗИОКРАТИЯ

    Кенэ (Quesnay) Франсуа (4.6.1694, Мер, вблизи Парижа, — 16.12.1774, Версаль), французский экономист, основоположник школы физиократов. В 1718 сдал экзамен на звание врача, в 1744 получил учёную степень доктора медицины и стал придворным врачом при Людовике XV. Проблемами экономики начал заниматься в 60 лет. Кенэ и его школа отвергли основной тезис меркантилизма о происхождении прибыли из обращения и пытались объяснить прирост богатства из процесса производства. Первые статьи Кенэ, посвященные вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. В главной работе Кенэ«Экономическая таблица» (1758) впервые сделана попытка провести анализ общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта.

  • Слайд 22

    ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10.05.1727, Париж—20.03.1781, там же) — французский философ-просветитель, социолог, экономист, государственный деятель. Получил теологическое образование (семинария, Сорбонна), но под влиянием философии Локка, ф. Вольтера, Монтескье отказался от духовного сана и поступил на государственную службу. Был губернатором одной из французских провинций, Генеральным контролёром финансов (министром финансов) (1774—1776 гг.), сотрудничал в “Энциклопедии” Д. Дидро.

  • Слайд 23

    Адам Смит (1723-1790 гг.) центральная фигура классической политической экономии

    Экономическое учение, которое Смит обнародовал в «Исследовании о природе и причинах и богатства народов» (1776), тесно связано с системой его философских представлений о человеке и обществе Основной мотив человеческих поступков он видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. По его мнению, в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной экономическими законами и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечат, поступательное развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния Одно из ключевых положений в учении Смита – необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развитию хозяйства.

  • Слайд 24

    Давид Рикардо (1772 – 1823)

    Дави́дРика́рдо (англ. DavidRicardo) — английский экономист, один из лидеров классической политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита. Он выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. Утверждал, что ценность (стоимость) продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества.

  • Слайд 25

    Жан Батист Сэй (1767 – 1832)

    В 1792 г. Сэй – один из лидеров классической политической экономии, вступил волонтером в армию, примкнув к якобинцам, затем (с 1794-1799 гг.) был редактором журнала. В 1799 г. на-значен членом Трибуната в Комитете финансов. В 1803 г. опубликовал «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потреб-ляются богатства», где изложил гипотезу о том, что общее перепроизводство товаров и общие экономические кризисы невозможны. Производство приносит доходы, на которые покупаются товары соответствующей стоимости. В экономике совокупное предложениювсегда равносовокупному спросу (Закон Сэя). Отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются им как взаимовыгодный и эквивалентный обмен услугами. Им впервые теоретически аргументировано выделение трех главных факторов производства: труд, капитал и земля («Теория трёх факторов»).

  • Слайд 26

    Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834)

    Томас Роберт Мальтус (англ.ThomasRobertMalthus, свое среднее имя он обычно опускал) – английский священник и учёный, демограф и экономист, один из лидеров классической политической экономии. Он явился родоначальником научных основ теории народонаселения. В его первом сочинении «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.) высказывается положение о том, что неконтролируемый рост народонаселения в той или иной стране может привести к голоду В отличие от Ж.Б. Сэя и других представителей классической политической экономии, он полагал, что без полноценного участия в хозяйственной жизни «третьих лиц» – непроизводительных слоёв общества – общее перепроизводство товаров и общие экономические кризисы всё же возможны.

  • Слайд 27

    Джон Стюарт Милль (1806 – 1873)

    Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский философ, экономист, общественный деятель – один из завершителей классической политической экономии. Его отец Джеймс Милль, написавший 'Историю Британской Индии", дал ему блестящее образование. В девять лет он уже бегло говорил по-гречески и по-латыни, в одиннадцать прочитал книгу своего отца. В 1823-1858 гг. служил в Ост-Индийской компании.

  • Слайд 28

    Карл Ге́нрих Маркс (1818 – 1883)

    Карл Ге́нрих Маркс (нем.Karl Heinrich Marx; 5 мая1818, Трир, Пруссия — 14 марта1883, Лондон, Великобритания) — родился третьим ребёнком в семье немецкого адвоката еврейского происхождения. Своим многогранным творчеством он проявил себя как философ, экономист, политический журналист, один из завершителей классической политической экономии. Его публикации сформировали основу коммунистического и социалистического движения — марксизм.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке