Содержание
-
Методы государственного регулирования экономики
Административные методы и инструменты государственного регулирования экономики
-
Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй — экономические средства регулирования.
-
Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти.
-
Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения.
-
Данная категория включает в себя запрещение, т.е. запрет какой-либо деятельности, использования каких-либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может запретить строительство промышленных предприятий в городе, транзит через его территорию грузов и транспортных средств других государств, ввоз или вывоз каких-либо товаров.
-
Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Формой разрешения может выступать лицензирование разнообразных видов экономической деятельности, ввоза или вывоза ряда товаров (лекарств, продовольствия и пр.)
-
Принуждение — метод административного управления, основанный на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, уклонение от уплаты налогов, их недоплата или несвоевременная уплата наказываются взиманием штрафов с налогоплательщиков.
-
Их признаки: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление: обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.
-
Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (поздне лат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.
-
С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения
-
В экономически развитых странах в нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Так, сфера административных мер ограничивается преимущественно защитой окружающей среды, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности малообеспеченных слоев населения, а также предотвращением развития теневого бизнеса.
-
Использование административных мер становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические методы ГРЭ оказываются недостаточными или действуют чересчур медленно.
-
Основные инструменты административного регулирования
Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.д.
-
Лицензии - это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных видов деятельности. Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как потребителей товаров и услуг. Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют лицензионный (разрешительный) статус. Квота - доля в производстве или сбыте продукции, устанавливаемая в рамках закона или различными соглашениями. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.
-
Санкции - это система мероприятий, направленных на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. За невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, в порядке экономических санкций, государство может требовать уплату неустойки, штрафов, пени, а также изымать выручку в государственные или местные бюджеты. Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществление определенных видов экономической деятельности.
-
Норматив - поэлементная составная нормы, характеризующая количество выработанных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема) и т.п. С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды.
-
Стандарты - это единые нормы и требования, предъявляемые к промышленному сырью и готовой продукции (по типам, маркам, параметрам, размерам , качеству изделий, по величине измерений, методам апробирования и контроля, правилам паковки, маркировки и правилам сохранности продукции, технологии производства). Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, сроки, обозначения и т.д. Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.
-
Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования. Цены тоже могут использоваться и как инструменты административного регулирования.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.