Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по обществознанию на тему "Безработица, её причины и последствия" поможет учителю в проведении урока. Она содержит основные понятия по теме. Учебный материал предложен в виде тезисов, что облегчает восприятие. Для систематизации знаний в показ включены таблицы. Оформление слайдов привлекает внимание зрителей и способствует восприятию и запоминанию материала.
учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 11 с.Чернигоское, Апшеронского района, Краснодарского края
Слайд 2
1. Безработица — спутник рыночной экономики
«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещён»
Статья 37
Слайд 3
Командная экономика
Рыночная
экономика
100% занятость
Безработица
Слайд 4
Безработица-
положение в экономике, когда часть трудоспособного населения желающего трудится, не может найти себе работу
Слайд 5
Население страны
Трудоспособные граждане
Нетрудоспособные граждане
Занятые (трудоспособные, имеющие работу)
Безработные
(трудоспособные, не имеющие работу, но стремятся найти)
дети до 16 лет,
пенсионеры (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет),
инвалиды.
Добровольно незанятые
Слайд 6
Уровень безработицы:
Число безработных
Трудоспособное население
Х100 %
«Безработица в России за 2011 год существенно сократилась: с 8 % в начале года до 6,3 % к завершению года»
(по материалам сайта «Биржевой лидер»)
Слайд 7
Закрепляем:
Кто из причисленных граждан является безработным?
а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности
б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости
г)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности.
Слайд 8
Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия.
Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации.
Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы?
Слайд 9
2.Причины безработицы
Изменение потребительского спроса
выход: Переучиться или повысить квалификацию
Поиск и ожидание работы
выход: предлагать свои способности и трудовые навыки, изучать рынок труда , использовать услуги ЦЗН
Слайд 10
Спад производства
выход: создание условий для роста спроса на товары
Сезонный спад производства
выход: создание условий для роста самозанятости
Слайд 11
3.Последствия безработицы:(с.168-169)
Позитивные:
формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;
сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.
Негативные
недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
снижение уровня жизни населения:
потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности.
Слайд 12
4. Роль государства в обеспечении занятости
создание условий для занятости;
реализация мер социальной защиты от безработицы.
Слайд 13
Задание на дом:
П.21
выполнить задания
3 из рубрики
«В классе и дома».
Посмотреть все слайды
Конспект
Обществознание 8 класс
№ 25
Тема:Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Задачи урока
Познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции.
Раскрыть причины и последствия безработицы.
План изучения нового материала
I. Безработица — спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы.
Роль государства в обеспечении занятости.
Безработица — спутник рыночной экономики.
Задача данного этапа урока — сформировать понятие «безработица» и раскрыть особенности проявления безработицы в условиях рыночной экономики.
Приступая к изучению первого пункта плана, полезно включить учащихся в обсуждение подводящих к проблеме урока вопросов:
каждый ли человек имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?
Результаты обсуждения ответов на вопросы помогут подвести учащихся к пониманию особенностей и характера труда в рыночной экономике, сравнить их с трудом в условиях командной экономики. Можно предложить учащимся после знакомства с учебным текстом выделить и назвать эти особенности. Вероятно, они назовут следующие характеристики труда: добровольный, свободный, преимущественно основанный на частной собственности.
Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане. Им предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения. Далее учитель задает классу вопрос: кого можно признать безработным? Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к содержанию рубрики «Ситуация» в учебном тексте, его совместный с учителем анализ.
Иной вариант усвоения понятия «безработица» — выполнение следующего учебно-познавательного задания:
Определите положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны.
а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности
б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости
г)женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу зародившимся ребенком
д)мать, имеющая ребенка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня
е)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности
Следующие проблемы, требующие внимания учителя и учащихся:
определение уровня безработицы и осмысление зависимости уровня безработицы в стране от состояния дел в экономике.
Добиться успешного усвоения первой проблемы можно, предложив учащимся решить следующую задачу, используя информацию учебного текста: в 2001 г. в России численность занятых в экономике составила 64,7 млн человек, а численность безработных — 6,3 млн человек. Определите уровень безработицы в России в то время.
Учитель напоминает учащимся, какая категория граждан включается в состав трудоспособного населения страны, и обращает внимание на расчетную формулу, приведенную в учебном тексте. Можно предположить, что учащиеся дадут следующий правильный ответ: «Уровень безработицы в России в 2001 г. составил 9,8 процента».
Для усвоения второй проблемы учителю необходимо дополнительно пояснить, что для рыночной экономики характерно циклическое развитие, т. е. чередование периодов спада и подъема в экономике. Усвоению материала также будет способствовать обращение к материалам рубрики «Факты». Учитель может предложить кому-нибудь из учащихся построить на основе данных рубрики график или диаграмму на доске и помочь школьникам проанализировать полученные сравнительные данные.
В целях закрепления изученного и проверки результатов его усвоения учитель может предложить выполнить ряд учебно-познавательных заданий:
1) Школьники учатся и еще не могут работать, пенсионеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ.
2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предложите свой план действий.
Причины безработицы.
II. Следующий шаг в учебном процессе — изучение ианализ причин безработицы.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с характеристиками тех или иных причин безработицы. Учитель предлагает найти ответы на вопросы:
1) Какое влияние оказывают перемены в потребительском спросе на занятость в производстве, требования к квалификации работников? 2) Почему люди меняют место работы? 3) Как спад производства влияет на уровень безработицы? 4) Что такое «сезонная безработица»?
Далее учитель организует выполнение заданий 2 и 4 из рубрики «В классе и дома» и приведенного ниже:
В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15 процентов больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход у мужчин, имеющих диплом колледжа, примерно на 70 процентов выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же после окончания школы. Сделайте выводы на основе приведенных данных.
Можно предположить, что учащиеся отметят роль и оценку квалифицированного труда в США, влияние квалифицированного труда на его результаты и размер оплаты, связь между уровнями квалификации работника и условиями его занятости.
Необходима помощь учителя и в усвоении учащимися особенностей и экономической сущности российской безработицы. Так, информация учебного текста о том, что каждого третьего безработного россиянина не устраивает размер предлагаемой заработной платы, может быть дополнена необходимыми пояснениями. Существует масса рабочих мест, которые не обеспечивают важнейшее условие работы — материальную заинтересованность работника. Порой низкая оплата труда на основном (постоянном) месте работы не позволяет ощутить разницу в обеспечении уровня жизни по сравнению с существованием на случайные заработки, в том числе и на пособие по безработице. Задача увеличения средней заработной платы — одна из главных в стране.
Экономические и социальные последствия безработицы.
III. Следующий пункт плана изучается школьниками также самостоятельно. В целях закрепления изученного учитель помогает организовать выполнение задания 1 из рубрики «В классе и дома», участвуя в обсуждении и оценке результатов выполнения этого задания.
Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Его обсуждение помогает сделать логический мостик к изучению проблемы роли государства I обеспечении занятости населения.
Роль государства в обеспечении занятости.
IV. Материал о роли государства в обеспечении занятости населения тесно связан с содержанием изученных параграфов «Рыночная экономика» и «Роль государства и экономике». Учителю целесообразно напомнить школьникам, что обеспечение занятости населения — одна из функций государства в экономике, регулирование же рыночных отношений, финансовая и социально-экономическая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов общества и создания условий для их воспроизводства. Далее учитель предлагает познакомиться на основе учебного текста с двумя основными направлениями деятельности государства: а) созданием условий для занятости; б) реализацией мер социальной защиты от безработицы.
Знакомство учащихся с первым направлением полезно закрепить выполнением следующего задания:
Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долларов на обучение своих сотрудников.
В чем заключется эффективность вложений в повышение квалификации и переподготовку работников? Актуальна ли подобная политика работодателей и государства для российского общества?
Работая с текстом параграфа, учащиеся знакомятся со статистическими данными, характеризующими выбор грпж данами путей поиска новой работы и предложенными рубрикой «Факты». Учителю важно обратить внимание на ТО, что наиболее массовый способ поиска работы (отметили 40 процентов респондентов) — непосредственное обращение к потенциальному работодателю. Обсудите с учащимися возможные причины подобного выбора участниками исследования и предложите выполнить следующее задание:
Вам исполнилось 15 лет, и вы решили поработать. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Предложите будущему работодателю информацию о себе, чтобы получить желаемое место работы.
Современное российское общество, направления политики
Формирование понятий «занятость» и «безработицу» важно связать с реальными процессами в жизни страны, изменениями, произошедшими в социально-трудовой сфере жизни российского общества, характере труда и положении наемного работника в результате рыночных преобразований. Разносторонний анализ этих явлений можно найти в рекомендованных учителю для изучения данной темы учебниках по экономике для вузов и школы.
Особенно важно использовать примеры не только государственных мер помощи населению в трудоустройстве, но и мер по стимулированию государством самостоятельной, активной деятельности граждан по обеспечению собственной занятости.
Домашнее задание
выполнить задание 3 из рубрики «В классе и дома».
Обществознание 8 класс
№ 25
Тема:Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Задачи урока
Познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции.
Раскрыть причины и последствия безработицы.
План изучения нового материала
I. Безработица — спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы.
Роль государства в обеспечении занятости.
Безработица — спутник рыночной экономики.
Задача данного этапа урока — сформировать понятие «безработица» и раскрыть особенности проявления безработицы в условиях рыночной экономики.
Приступая к изучению первого пункта плана, полезно включить учащихся в обсуждение подводящих к проблеме урока вопросов:
каждый ли человек имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?
Результаты обсуждения ответов на вопросы помогут подвести учащихся к пониманию особенностей и характера труда в рыночной экономике, сравнить их с трудом в условиях командной экономики. Можно предложить учащимся после знакомства с учебным текстом выделить и назвать эти особенности. Вероятно, они назовут следующие характеристики труда: добровольный, свободный, преимущественно основанный на частной собственности.
Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане. Им предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения. Далее учитель задает классу вопрос: кого можно признать безработным? Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к содержанию рубрики «Ситуация» в учебном тексте, его совместный с учителем анализ.
Иной вариант усвоения понятия «безработица» — выполнение следующего учебно-познавательного задания:
Определите положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны.
а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности
б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости
г)женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу зародившимся ребенком
д)мать, имеющая ребенка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня
е)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности
Следующие проблемы, требующие внимания учителя и учащихся:
определение уровня безработицы и осмысление зависимости уровня безработицы в стране от состояния дел в экономике.
Добиться успешного усвоения первой проблемы можно, предложив учащимся решить следующую задачу, используя информацию учебного текста: в 2001 г. в России численность занятых в экономике составила 64,7 млн человек, а численность безработных — 6,3 млн человек. Определите уровень безработицы в России в то время.
Учитель напоминает учащимся, какая категория граждан включается в состав трудоспособного населения страны, и обращает внимание на расчетную формулу, приведенную в учебном тексте. Можно предположить, что учащиеся дадут следующий правильный ответ: «Уровень безработицы в России в 2001 г. составил 9,8 процента».
Для усвоения второй проблемы учителю необходимо дополнительно пояснить, что для рыночной экономики характерно циклическое развитие, т. е. чередование периодов спада и подъема в экономике. Усвоению материала также будет способствовать обращение к материалам рубрики «Факты». Учитель может предложить кому-нибудь из учащихся построить на основе данных рубрики график или диаграмму на доске и помочь школьникам проанализировать полученные сравнительные данные.
В целях закрепления изученного и проверки результатов его усвоения учитель может предложить выполнить ряд учебно-познавательных заданий:
1) Школьники учатся и еще не могут работать, пенсионеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ.
2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предложите свой план действий.
Причины безработицы.
II. Следующий шаг в учебном процессе — изучение ианализ причин безработицы.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с характеристиками тех или иных причин безработицы. Учитель предлагает найти ответы на вопросы:
1) Какое влияние оказывают перемены в потребительском спросе на занятость в производстве, требования к квалификации работников? 2) Почему люди меняют место работы? 3) Как спад производства влияет на уровень безработицы? 4) Что такое «сезонная безработица»?
Далее учитель организует выполнение заданий 2 и 4 из рубрики «В классе и дома» и приведенного ниже:
В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15 процентов больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход у мужчин, имеющих диплом колледжа, примерно на 70 процентов выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же после окончания школы. Сделайте выводы на основе приведенных данных.
Можно предположить, что учащиеся отметят роль и оценку квалифицированного труда в США, влияние квалифицированного труда на его результаты и размер оплаты, связь между уровнями квалификации работника и условиями его занятости.
Необходима помощь учителя и в усвоении учащимися особенностей и экономической сущности российской безработицы. Так, информация учебного текста о том, что каждого третьего безработного россиянина не устраивает размер предлагаемой заработной платы, может быть дополнена необходимыми пояснениями. Существует масса рабочих мест, которые не обеспечивают важнейшее условие работы — материальную заинтересованность работника. Порой низкая оплата труда на основном (постоянном) месте работы не позволяет ощутить разницу в обеспечении уровня жизни по сравнению с существованием на случайные заработки, в том числе и на пособие по безработице. Задача увеличения средней заработной платы — одна из главных в стране.
Экономические и социальные последствия безработицы.
III. Следующий пункт плана изучается школьниками также самостоятельно. В целях закрепления изученного учитель помогает организовать выполнение задания 1 из рубрики «В классе и дома», участвуя в обсуждении и оценке результатов выполнения этого задания.
Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Его обсуждение помогает сделать логический мостик к изучению проблемы роли государства I обеспечении занятости населения.
Роль государства в обеспечении занятости.
IV. Материал о роли государства в обеспечении занятости населения тесно связан с содержанием изученных параграфов «Рыночная экономика» и «Роль государства и экономике». Учителю целесообразно напомнить школьникам, что обеспечение занятости населения — одна из функций государства в экономике, регулирование же рыночных отношений, финансовая и социально-экономическая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов общества и создания условий для их воспроизводства. Далее учитель предлагает познакомиться на основе учебного текста с двумя основными направлениями деятельности государства: а) созданием условий для занятости; б) реализацией мер социальной защиты от безработицы.
Знакомство учащихся с первым направлением полезно закрепить выполнением следующего задания:
Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долларов на обучение своих сотрудников.
В чем заключется эффективность вложений в повышение квалификации и переподготовку работников? Актуальна ли подобная политика работодателей и государства для российского общества?
Работая с текстом параграфа, учащиеся знакомятся со статистическими данными, характеризующими выбор грпж данами путей поиска новой работы и предложенными рубрикой «Факты». Учителю важно обратить внимание на ТО, что наиболее массовый способ поиска работы (отметили 40 процентов респондентов) — непосредственное обращение к потенциальному работодателю. Обсудите с учащимися возможные причины подобного выбора участниками исследования и предложите выполнить следующее задание:
Вам исполнилось 15 лет, и вы решили поработать. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Предложите будущему работодателю информацию о себе, чтобы получить желаемое место работы.
Современное российское общество, направления политики
Формирование понятий «занятость» и «безработицу» важно связать с реальными процессами в жизни страны, изменениями, произошедшими в социально-трудовой сфере жизни российского общества, характере труда и положении наемного работника в результате рыночных преобразований. Разносторонний анализ этих явлений можно найти в рекомендованных учителю для изучения данной темы учебниках по экономике для вузов и школы.
Особенно важно использовать примеры не только государственных мер помощи населению в трудоустройстве, но и мер по стимулированию государством самостоятельной, активной деятельности граждан по обеспечению собственной занятости.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.